Пионерский сбор

  • doc
  • 16.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Торжественнный пионерский сборМаленькие герои большой войны Курского края.doc

 Торжественный пионерский сбор

 «Маленькие герои большой войны Курского края», посвящённый 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

 Цель: поддержка детской инициативы в исследовательской деятельности, по изучению подвигов юных героев — антифашистов Курского края.

 Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев.

Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины

Задачи: Расширить знания о жизни некоторых юных героев Великой Отечественной войны Курской области.

Формировать умение выступать перед аудиторией, развивать кругозор, пополнить словарный запас учащихся

Воспитывать чувство патриотизма, высоких моральных качеств, любви к Родине             на примере жизни юных героев Курского края.

Развивать познавательный интерес к истории страны.

Оборудование:  презентация, ИКТ, видеоролик « Песня Орлёнок ».

Оформление зала:  детские рисунки на тему “Война глазами детей”, плакат с изображением «Вечного огня».

Ход пионерского сбора:

Старший вожатый: Совсем скоро наша страна и весь мир отметят самый замечательный праздник – День Победы. Семьдесят пять лет отделяют нас, современное поколение, от той замечательной даты. Но что означает такое количество лет? Для истории – это миг, а для людей – время в несколько поколений, которые передают правду о тех страшных событиях, хранят память о людях погибших тогда.

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда.

Слайд 1.

Ученик 1: В нашей истории много событий,
Где приходилось отстаивать Мир;
Взрослых удел это, но не  забыты
Дети – идущие в бой, вместо игр.

Ученик 2: Сколько их, маленьких, лесом  встревоженным
Тайно носилось по тропкам исхоженным:
Страшно, наверное, было идти,
Важно – записку прижать на груди.

Ученик 3: На голове вместо кепок – папахи,
Вместо панамок – тугие платки,
И гимнастёрки  - а не рубахи,
Туфли  сменили - на сапоги.

Ученик 4: Как отвечать этим псам с автоматами,
Как  бы при обыске не задрожать?
Как не заплакать, когда тебе с матами
Дуло – под нос, что готово  стрелять?

Ученик 5: Сердце ребёнка кипело от злобы,
Вместо улыбок, они - вновь и вновь
Жизнью своей рисковали так,
Чтобы Мир на Земле воцарил и Любовь!

Ученик 6: Во имя Отчизны, сомненья поправ,  

Чтоб злого врага победить,
Вы отдали жизни, так и не узнав,   
Как всё-таки здорово жить! 

Ученик 7: Мы  будем вас помнить, и в сердце хранить
Героев своих имена.
Вы – жили, сражались, смогли победить,
Чтоб вами гордилась Страна!

 Ведущий 1 : Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.

Ведущий 2 : Советское командование пыталось вывезти взрослых и детей подальше от мест боев или оккупированных территорий. Однако не всем удалось покинуть родные края. Многие дети остались на захваченных землях,  и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках. Пионеры воевали в партизанских отрядах, где использовались в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Ведущий 1 : Подвиг здесь дано понять бессмертный,

Те бойцы - Победу принесли,

Восхищенье славой их бессмертной

На земле, что Курской нарекли.

Наша Курская земля овеяна славной боевой историей, героями  сражений и трудовых подвигов, героическими именами  маленьких защитников великой Родины.

Ведущий 2 : Имена юных героев стали легендарными. Материалы о них хранят Военно-исторический музей «Юные защитники Родины» в Курске и «Орлята Курской земли»  в городе Льгове.

Ведущий 1: Вам   память – высшая награда.

В   огне    вам выпало взрослеть.

Вставали     вы с отцами рядом

И вместе побеждали смерть!

Ведущий 2: Вы так и не узнали

Меж юностью и детством – где черта?

Вам в 43-ем выдали медали

И только в 45-ом паспорта.

Ведущий 1: Эти дети – юные защитники Родины, сыны полков, партизаны и участники Великой Отечественной войны.

Более 300 тысяч воспитанников боевых частей и соединений, связных - разведчиков, подпольщиков и партизан, юнг флотов и флотилий отважно сражались с врагами.

Ведущий 2: Из них более 60-ти тысяч  погибли, среди них - 4,5 тысячи курян-подростков не вернулись домой с фронта. Их имена навечно занесены в Книги Памяти.

Ведущий 1: С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас мальчишки и девчонки - в гимнастерках и лихо заломленных пилотках. У иных награды на груди - как у взрослых, прошедших пекло Второй мировой войны.

Видеоролик «Орлёнок».

Чтец: Хочу сказать я слово о герое,

Его не вправе мы забыть:

Безусый витязь! Это тот, который

Не мог иначе жизнь свою прожить.

Крохин Валентин! Решительный и смелый!

Так рано повзрослел, против фашистов воевал.

Отца его схватили немцы и казнили.

Он слово данное сдержал.

Ушел из Коренево, чтобы вернуться,

Чтоб отомстить за смерть отца.

Не суждено мечтаньям сбыться.

Схватили враги партизана-юнца.

И у дороги, на краю села,

Где клены росли молодые,

Повесили Валю у всех на глазах,

Но волю его не сломили.

Подвиг юного героя

В наших сердцах навсегда.

Он - пример для подражанья.

О Валентине Крохине

Мы не забудем никогда.

Слайд 2.

Ученик 1 : Валентин Крохин. Зимой 1942 года на площади посёлка Коренево казнили партизана, схваченного при  подготовке взрыва нефтебазы. Этим партизаном был коммунист Иван Дмитриевич Крохин - комиссар Кореневского отряда партизан. Стоявший в толпе четырнадцатилетний паренёк во время казни негромко крикнул: «Я отомщу за тебя, папа!» Эти слова произнес сын партизана. После казни отца Валя  исчез из поселка и пробрался в партизанский отряд. Вместе с партизанами участвовал в боевых операциях.

Весной 1942 года Валя Крохин пришел в родной поселок, чтобы взорвать полицейскую комендатуру. Однако свой план он осуществить не успел: мальчика схватили фашисты и бросили в холодный подвал. Два дня истязали его. Враги хотели узнать, где прячутся партизаны. Но в ответ слышали: «Не знаю, не скажу». После нечеловеческих пыток Валю повесили. В поселке Коренево помнят героя-пионера Валентина Крохина. Его именем названы улица и переулок. Кореневская средняя школа №1 носит имя Валентина Крохина. В центре поселка, установлен памятник юному герою

Слайд 3.

Ученик 2: Николай Печененко. 11-летним мальчиком он попал в плен к немцам. Три раза выводили каратели мальчика на казнь.  На мальчика набрасывали петлю, выбивали опору из-под ног, и он… падал на землю,  затем кидали в каземат. После третьей «казни» тельце несчастного не выдержало — Колю парализовало. Немцы решили, что мальчик мертв. Николая спасли партизаны: он лежал в землянке, неподвижный, с выбитыми передними зубами. После пыток у него был поврежден слух. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но, увы, паралич повторился через много лет. Однако он не сдавался — решил написать книгу. Свою книгу Николай Фомич написал…зубами: руки не действовали, и он писал, держа авторучку во рту. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году. Спустя три года автора не стало.

Слайд 4.

Ученик 3: В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. С детства он был необычным мальчиком. Перенеся тяжелое заболевание, Виталий в три года лишился слуха и речи. В 1942 году приехал в гости к брату в село Черневка, а тут нагрянули немцы. Когда в деревню вошли каратели, его чуть было не пристрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра Наташа, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой, и приказа просто не слышал.

Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал нашим о том, что происходит в лагере оккупантов. Как-то немцы поймали Виталика, избили, а переводчик написал на бумажке: «Если еще раз пойдешь в лес, будешь расстрелян как партизан». Дмитриевский отряд 17 месяцев вел успешную борьбу с немцами, и партизанам активно помогал глухонемой связной Виталий Чижиков.

Видеоролик : Памяти защитников Курска. Филипп и Станислав Меркуловы.

Слайд 5.

Ученик 4: Воднев Алексей Дмитриевич родился  6 февраля  1928 года  в селе Михайловка Черемисиновского района Курской области в семье рабочих.

Алеша Воднев закончил 4 класс школы № 10 города Щигры, когда началась Великая Отечественная война. Он добровольно ушел на фронт еще в ноябре 1941 года, был принят разведчиком в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которой командовал Герой Советского Союза генерал А. Родимцев.

 В Сталинграде Алексею пришлось участвовать в боях самого сложного периода сражения – в сентябре 1942 года. Алеша Воднев воевал до победного 1945-го: после Сталинграда прошел Курскую битву, освобождал город Познань, форсировал реку Одер.

Был удостоен ордена Великой Отечественной войны, медалей «За отвагу» и «За Победу над Германией», но особо ценной для него была медаль «За оборону Сталинграда».

Слайд 6.

Ученик 5: Николай Фролович Букин  –14- летний гвардеец, воспитанник 6-й гвардейской армии 293 стрелковой дивизии, кавалер ордена боевого Красного знамени.  Когда пришли фашисты,  Коля учился в 5 классе 4-ой Курской школы. Вместе с  друзьями  часами  дежурили на крыше дома, и когда падали "зажигалки", мальчишки хватали их специальными клещами и совали в ящик с песком. Этих ребят директор школы № 4 за самоотверженную работу с зажигательными бомбами наградил новыми портфелями.

Кроме борьбы с "зажигалками", ребята помогали взрослым строить баррикады, рыть окопы. Затем началась эвакуация из Курска, во время которой Коля потерял мать. Он самостоятельно добрался до линии фронта, на станцию Ржава, где его приняли в полк 293-й стрелковой дивизии. Весной 1942 года Коля впервые был ранен, а год спустя стал участником Курской битвы. За участие в Прохоровском танковом сражении  был награжден орденом Красного Знамени. Прошел боевой путь от Сталинграда до Германии, был несколько раз ранен, награжден многими орденами и медалями. 9 мая 1945 года у Николая Букина был двойной праздник - в День Победы ему исполнилось 16 лет.

Слайд 7.

Ученик 6: В небольшом городке Дмитриев, в парке на высоком постаменте в полный рост стоит девушка с автоматом.  Это памятник партизанке Вере Терещенко. В Первоавгустовском поселке сахарного завода осенью 1941 года была создана подпольная комсомольская организация.  Вера Терещенко была активным её организатором. Ребята принимали, записывали сводки Советского информбюро. Ночью они уходили в окрестные села и оставляли там листовки.

Однажды выполняя задание разведки партизанского отряда, Вера попала в руки предателей.   Немецкий офицер, видя стойкость и мужество девушки на допросах, заметил: «Эти русские, как железо - гнутся, а не ломаются». 16 октября 1942 года а Вера была повешена. Организация продолжала действовать до освобождения района от фашистских захватчиков. В июле 1946 года В.М.  Терещенко была награждена орденом Отечественной войны 1 степени и орденом Красного Знамени посмертно.

Слайд 8.

Ученник7: Суржиков Иван Николаевич. Ваня Суржиков родился в селе Романовка Дмитриевского района Курской области.   Потеряв родителей, мальчишкой пробрался на фронт. В 1943 г. в 14 лет Ваня впервые примерил солдатскую гимнастерку, познакомился с Уставом армейской службы, став воспитанником 105-го стрелкового полка 65 Армии, а снял ее лишь в сорок девятом году. Был сыном полка, денщиком Рокоссовского, разведчиком. Не детское это дело – война. Однако юный солдат с полной ответственностью и ясным пониманием шел в бой наравне со взрослыми. В той жесточайшей войне на детский возраст скидок не было. Иван Суржиков выполнял различные задания во время войны, но самыми любимыми и радостными были выступления перед солдатами в минуты отдыха и в тяжелые дни перед боем. Во время подготовки к сражению на Курской дуге «Курского соловья» любили слушать генерал 65 Армии, дважды Герой Советского Союза, П.И. Батов; командующий войсками 2-го Белорусского фронта К.К. Рокоссовский, который в творчестве для Ивана Суржикова был «крестным отцом». Еще на фронте Ваня решил: «Если не убьют – буду артистом». В 1955 году стал солистом Краснознамённого ансамбля песни и пляски им. Александрова, а после демобилизации — солистом «Москонцерта». Отдавал предпочтение русским народным песням.

1967 году — Заслуженным артистом РСФСР.

Ученик 8: Тринадцать миллионов детских жизней

Сгорело в адском пламени войны.

Их смех фонтанов радости не брызнет

На мирное цветение весны.

Мечты их не взлетят волшебной стаей

Над взрослыми серьезными людьми,

И в чём-то человечество отстанет,

И в чём-то обеднеет целый мир.

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна!

И как огонь с водой не совместимы,

Несовместимы дети и война! 

Старший вожатый: Без прошлого невозможно ни понять, ни оценить по достоинству настоящего. На земле курской есть дорогие места, знаменитые памятники,  посвящённые героическим событиям в истории края. Памятные места и память,  если они сохранены, если овеяны историческим прошлым по праву становятся достоянием всех курян.

Старший вожатый:  Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Войны не хотим мы нигде, никогда,

Пусть мир будет в мире везде и всегда.

О, не разрушь и не убей –

Да будет светлой жизнь детей!

Земле достаточно убитых!

Как светел мир в глазах открытых!

Ученик 9: И ходит по Земле

Босая память – маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,-

Ей не нужны ни виза, ни прописка,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь,

И памятники честь ей подают,

И обелиски кланяются в пояс.

Минута молчания.

 

Чтец: Чем им обязан, знаю я.

И пусть не только стих,

Будет достойна жизнь моя,

Солдатской смерти их.

Пускай во всем, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть

А счастье – не в забвенье!


Скачано с www.znanio.ru