Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок с применением здоровьесберегающих технологий с детьми ОВЗ.doc

ФИО педагога Шульская Елена Владимировна, учитель начальных классов, высшая категория, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя школа №15»

Класс 2 (26 человек и 1 ребенок с ЗПР, программа 7 вида)

Программа УМК Эльконина-Давыдова

Раздел программы

Тип урока: конкретизация понятий

Тема урока: Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Цели урока:

Обучающая:

- продолжить формировать умение находить в словах орфограммы слабых позиций

- отрабатывать навык письма с пропуском орфограмм слабых позиций по алгоритму

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний по теме урока учащимися всех категорий

Развивающая:

-развивать орфографическую зоркость, слуховое и зрительное восприятие, долгосрочную память, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь учащихся, умение высказывать свои идеи и умозаключения

Воспитательная:

- воспитание толерантного отношения к ошибкам товарища;

- развивать коммуникативные навыки через работу в парах, группах;

- содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру и толерантному отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционные цели:

- отрабатывать произношение и запоминание основных понятий по теме урока;

- обогащать, уточнять, активизировать словарный запас;

- формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий;

-учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения;

- развивать мелкую моторику руки и пальцев рук;

- формировать навык анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы;

- формировать навыки адекватной самооценки детей с ОВЗ.

 

 

Планируемые результаты:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- проявление устойчивого стремления к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебного результата;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

регулятивные:

 - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

 - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

 -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

 -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

 - готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;

-  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

познавательные:

- научаться находить орфограммы слабых позиций;

- записывать слова с пропуском орфограмм слабых позиций;

предметных результатов:

-умение каллиграфически правильно писать слова, правильно ставить ударение;

-уметь находить орфограммы слабых позиций;

-уметь записывать слова с пропуском орфограмм слабых позиций;

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижение утомляемости. 

Материально-техническое обеспечение: рабочие тетради, компьютер, презентация к уроку, раздаточный дидактический материал.

 

Технологическая карта урока

Этапы урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации деятельности

Применяемые технологии

Планируемые результаты

Работа

с классом

Работа учащимся с ОВЗ

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

Игра «Здравствуй»

— Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
— Посмотри— ка ты вокруг (участники поворачивают головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (игроки кладут правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (правую руку участники кладут себе на грудь).
Будем вместе (каждый игрок обе руки ладонями соединяет с руками партнёра, руки необходимо держать на уровне груди)
Жить (каждый участник хлопает в ладоши),
Друзья (партнёры соединяют руки ладонями, держа их на уровне груди).

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся подарками судьбы.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся.
И силой наполняем мы дарующей успех!

 -Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь  и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Настрой  на урок

-Покажите умные глазки, ровные спинки.   
 Медитация
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе”. Я желаю вам успехов на уроке. 

Играют в игру в паре

Улыбаются и приветствуют друг друга

Медитируют с закрытыми глазками

Фронтальная и парная работа

Здоровьесберегающие тенологии

Эмоциональный настрой на урок

2.Создание ситуации успеха. Актуализация знаний.

Цель: создание ситуации успеха для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

-Наш урок мы начнем с орфографического диктанта. Давайте вспомним, что такое орфографический диктант?

-Гном Грамотей приготовил для вас слова и просит вас записать их.

, ай,], [рощ,а], [м,идв,э т,], [шыла], [ужы]

 

-Все ли орфограммы в словах вы записали одинаково? Почему?

 

 

 

-Значит какова цель нашего урока?

 

Учащиеся дают определение

 

 

 

 

 

запись слов по транскрипции

 

ответы детей, рассуждение

 

 

 

формулирование цели урока

Ребенок читает определение по памятке

 

Списать слова с образца

 

Ребенок находит слово, которое не соответствует изученным орфограммам, объясняет почему он так считает

 

Фронтальная работа

 

Индивидуальная работа

Технология проблемного обучения

 

ИКТ - технология

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

- контроль,

- самооценка

3.Зрительная гимнастика

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый – против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

 

 

 

Повторяют за учителем

 

Здоровьесберегающие тенологии

 

4.Ситуация затруднения. Цель: создать проблемную ситуацию для отработки способа нахождения орфограмм слабых позиций

-Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?

 

Работа с текстом

-А что вы можете сказать о медведе?

-А гном Грамотей приготовил для интересные факты о медведе. Давайте прочитаем.

Самый большой хищник на суше – медведь. Его добычей становятся лоси, олени, кабаны. А вместе с тем медведь ест ягоды, орехи, жёлуди. Очень любит сладкое. Добывает мёд диких пчёл, лакомится неспелым овсом. Не зря люди и назвали его медведем, то есть тем, кто знает, где мёд.

О каких интересных фактах вы узнали? Подтвердите словами из текста.

 

Рассуждение и доказзательство

 

Выслушивание мнений всех учащихся

 

 

 

Чтение текста самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Находят и зачитывают интересные факты из текста

 

 

 

 

 

Сначала выслушать мнение ребенка с ОВЗ

 

 

 

Чтение текста учителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В это время ребенок с ОВЗ находит и показывает картинку соответствующую данному факту

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборочное чтение

Технология продуктивного чтения

Познавательные УУД:

- логические: установление причинно- следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения, самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Регулятивные УУД:

целеполагание

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества  с учителем и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Релаксация.

У медведя во бору грибы, ягоды беру

А медведь не спит и на нас глядит.

 

Повторяют слова и выполняют движения

 

Здоровьесберегающие тенологии

 

6.Работа по теме

Цель: создание условий для отработки навыка письма с пропуском орфограмм слабых позиций по алгоритму, развитие умений находить ответы на проблемные вопросы

А сейчас давайте запишем еще один интересный факт из жизни медведя. О чем мы должны помнить?

Медведь отлично лазает по деревьям.

 

 

 

 

 

 

Проверка (обратная связь)

-гном Пишинетак тоже вместе с вами записывал. Давайте посмотрим правильно ли он записал.

М_дветь  _тличн_  лаз_ _ _  по  д_ревь_м.

-Согласны ли вы с написанием гнома Пишинетак? Почему?

 

 

 

 

Ответы детей

 

Запись под диктовку с пропуском орфограмм слабых позиций

 

 

 

Находят ошибки гнома Пишинетак, доказывают и дают совет

 

 

 

 

 

Списать предложение, выделить сильные и слабые позиции по карточке-подсказке

 

 

 

Фронтальная работа

 

Личностно-ориентированная технология

Познаватель

ные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, - умение осознанно и произвольно строить высказывания,

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

 

7.Закрепление

Цель: создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Давайте еще раз повторим когда согласный в слабой позиции.

Гном Грамотей предлагает вам поработать в группах и выполнить задание:

распределить и записать слова в три группы, соответственно схемам.

[зд,элал], [ч, улк ,и], [л, от ], [рыпка]

-Распределите кто за какую схему отвечает. Встанут те кто отвечает за первую схему, за вторую, за третью.

проверка

. Все согласны?

 

рисуют схемы на доске

 

Повторяют  правила работы в группе

 

Записывают слова по транскрипции под схемами на листах

- Выходят те ребята, которые отвечали за первую схему

- по аналогии вторая и третья схема.

 

 

 

 

 

Ребенку с ОВЗ учитель предлагает готовые схемы

 

 

 

 

 

Работает с учителем, записывает слова под схемами с комментированием

Работа со схемами

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

Включение знаний в систему

Регулятивные УУД:  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД: самоопределение

8.Рефлексия деятельности

Цель: Создание условий для рефлексии

 

-Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели нашего урока?

-Давайте оценим свою работу на уроке?

1) Что узнали нового на уроке?

2) Что удалось?

3) Что не удалось?

4) Довольны или не довольны своей работой на уроке и почему?

Спасибо за работу на уроке.

Отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Личностно-ориентированная технология

Регулятивные УУД:

оценка, самооценка собственной деятельности на уроке.