Тема: Письмо строчной буква ч. Письмо заглавной буквы Ч. Письмо слогов и слов с изученными буквами.
Планируемый результат:
Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; производить поэлементный анализ и письмо буквы Ч,ч; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; научиться писать слова с буквой Ч,ч.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные: объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова;
Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Тип урока: овладение новыми знаниями.
Ход урока
I. Организационный момент
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом.
Мы - умные, мы – дружные,
Мы – внимательные,
мы – старательные,
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
- Что значит учиться? ( понять, что я не знаю и самому открыть способ решения)
- Сегодня на уроке вы снова будете открывать новые знания, узнаете много нового и интересного.
- Пожелаем друг другу успехов.
II. Актуализация знаний.
- Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.
А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.
- Скажите, на какие группы делятся все звуки ?
- Как мы характеризуем гласные звуки?
- Как мы характеризуем согласные звуки?
- Для чего мы учимся читать и писать?
- Чтение стихотворения А. Барто «Наша Таня громко плачет…»
- Беседа по содержанию. (Как помочь Тане? Что бы вы ей сказали?)
- Что Таня так боялась потерять? (МЯЧ)
- Выделение звука [ч,] из слова МЯЧ)
- Давайте послушаем слово “мяч”.
- Сколько слогов в этом слове?
- Какой первый звук?
- Дайте ему характеристику.
- Какой звук второй?
- Что мы о нём знаем?
- Какой звук последний?
- Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
- Нам нужно дать характеристику звуку [ ч']. Звук [ ч'] гласный, согласный? Звук [ ч'] твёрдый, мягкий? Звук [ ч'] звонкий, глухой? (Произносим отрывисто, значит он согласный, всегда мягкий, непарный глухой.)
III. Постановка проблемы.
- Кто из вас сможет написать слова бабочка, часы, …?
- Почему вы не сможете написать эти слова? (мы не умеем писать букву ч)
IV. Формулирование темы урока
Загадка:
Все друзья мои решили:
Эту букву пишут, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Чему вы должны научиться на уроке? (научиться писать заглавную и строчную буквы Ч.ч, сочетания с буквами)
V. Освоение нового материала
1. Пальчиковая гимнастика
- Прежде чем приступить к письму буквы ч, подготовим пальчики к работе. Повторяйте за мной.
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик –слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Это пальчик - сильненький,
Этот пальчик- большачок,
Ну, а вместе - кулачок.
2. Повторение изученных элементов.
- Откройте прописи на с.27
- Скажите, о чём будете помнить во время письма.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
3. Анализ печатной и письменной буквы ч.
Чтобы правильно и красиво написать строчную букву ч, послушайте объяснение.
(начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём руку вверх до рабочей строки, веду руку вниз, закругляю, пишу наклонную линию с закруглением внизу)
4. Написание строчной буквы ч.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Пропишите строчку. Выберите одну красивую, правильно написанную букву.
5. Физминутка для глаз
6. Написание заглавной буквы Ч.
- На какую букву похожа заглавная буква Ч? (На письменную заглавную букву У)
- А чем отличается? ( Вторым элементом)
- Посмотрите на образец. Из скольких элементов состоит заглавная буква Ч?
(Буква Ч состоит из двух элементов. Наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо).
Заглавную букву Ч начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведём вверх вправо, закругляем, ведём наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведём вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки
- Письмо заглавной буквы Ч.
- Взаимопроверка.
7. Работа в группах.
- Отгадать ребусы:
- Написание слов точка, тучка, дудочка - чудо
VI. Физминутка
Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.
VII. Обучение навыкам безошибочного списывания с печатного текста.
- Прочитайте предложение:
Я учу уроки. Они учат уроки.
- Докажите, что это не группа слов, а предложение.
- Можно ли обойтись без учения? Для чего люди учатся грамоте?
- А теперь красиво и грамотно спишите предложения в свою тетрадь.
(Ученики пишут, диктуют себе слова по слогам, проверяют текст).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- С какой буквой мы познакомились сегодня?
- Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [ч]?
- Какое задание показалось наиболее интересным?
- А какое задание заставило задуматься?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Вернёмся к целям урока.
- Каких целей достигли? Каких нет?
- Оцените свою работу на уроке.
- Раскрасьте только букву Ч, ч
зелёный – активно работал с классом, у меня всё получилось;
жёлтый – работал с классом, допускал ошибки; могу работать лучше
красный – не включился в работу класса, сегодня у меня не всё получилось, но я постараюсь
- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали на уроке, радовали меня своими ответами, а маленькие ошибочки мы вместе исправляли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.