Тема: Письмо строчной буквы ё. Заглавная буква Ё.
Планируемые результаты:
Предметные: знают соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными; поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Е, е; умеют соблюдатьгигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научитьсяписать заглавную и строчную букву Е, е.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные – понимание значения йотированных гласных звуков в начале слова, уяснение того, что на наличие звука [й’] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, ю, я; логические – осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; сравнение начертания заглавных и строчных письменных букв.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; проявляют старание и терпение в работе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, начинается урок.
- Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем. Прочитайте написанные на доске слова. Какое из данных слов можно исключить по нескольким признакам одновременно?
- На доске написаны слова: калина, ёжик, рябина и под словами весят рисунки с их изображением. Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений
- По каким еще признакам можно исключить слово ёжик? В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три. Слово ёжик заканчивается на согласную букву, а слова калина и рябина на гласную.
- Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Мы не знакомились с буквой « Ё » Значит, тема сегодняшнего урока – «Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает»
- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова помощники, сформулируйте цель нашего урока:
познакомиться с...
узнать, какие...
учиться читать...
- Итак, сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к букве «Ё» Мы познакомимся с буквой « Ё » и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой
III. Графический анализ букв «Е» и « Ё ».
Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё.
- На что похожа буква «Ё»? (Учитель выслушивает ответы детей.)
- На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.
Е и Ё родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.
- А теперь вспомним сказку, которую мы слушали на уроке литературного чтения. Почему у буквы «Ё» есть две точки.
Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е» стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё», вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.
Изобразите букву «Ё» при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителя.)
- Посмотрите на доску, на буквы…Что написано на доске? Это слоги с буквой «Ё».
- Давайте их прочитаем. Сё, рё, вё, дё, тёр, ёл, лё, ён
- Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко, значит, буква «Ё» указывает на мягкость согласного звука.
- Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква «Ё» будет в начале, (в середине, в конце слова) Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.
- Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы « Ё ». А кто такой ёжик?Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)
- Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?
- В слове ёжик два слога.
- Произнесите первый слог. (Дети произносят)
- Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки. Это звуки [ й ] и [ о ]
- Сколько звуков обозначает буква «Ё», если она находится в начале слова? Если буква «Ё» находится в начале слова, то она обозначает два звука
- У ёжика в лесу часто бывают неприятные встречи. Недавно в лесу он встретил змею со змеёнышем. Произнесите слово змеёныш по слогам. Сколько слогов в этом слове?
- В этом слове три слога
- Произнесите второй слог.
- Из скольких букв состоит второй слог?
- Сколько слышится звуков во втором слоге?
- Назовите эти звуки.
- Почему в этом случае буква «Ё» обозначает два звука? (Дети отвечают на вопросы учителя)
- Сделайте вывод, в каких случаях буква «Ё» обозначает два звука. (Дети делают вывод)
- Теперь мы с вами научимся писать строчную букву «ё».
IV. Сравнение строчной печатной и письменной буквы «ё».
Учитель с детьми сравнивает строчную печатную и письменную буквы «ё»
V. Показ написания буквы «ё» учителем на доске.
Учитель обращает внимание детей на то, что петлю у строчной буквы «ё» надо начинать писать с середины расстояния между линиями рабочей строки
VI. 7. Пальчиковая гимнастика.
- Прежде чем мы с вами начнём работать в прописи, давайте разомнём свои пальчики
На двери весит замок / Дети сжимают пальцы в кулачок /
Ты его открыть не смог / Дети потрясли кулачками /
Мы замочком постучали / Дети стучат кулачками/
Мы замочком повертели / Дети вертят кулачками/
Мы замочком покрутили / Дети вертят в обратную сторону /
Раз, два, три – мы его открыли. / Дети показывают раскрытые ладошки/
VII. Обведение по контуру элементов буквы « Ё» и узоров в широкой строке в прописи.
- А теперь откроем свои прописи и обведём по контуру элементы буквы « Ё» и узор в широкой строке. Дети по контуру обводят элементы буквы «Ё» и узор в широкой строке в прописи №4 на стр. 10
VIII. Письмо буквы «Ё» учениками в прописи.
Дети пишут строчную букву « ё » в рабочей строке
- Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве «Ё» пришли гости, давайте отгадаем, кто это?
На спине иголки
Длинные и колкие,
А свернется он в клубок,
Нет ни головы, ни ног. Ёж.
- Колюч, да не ёж. Ёрш.
- Так кто пришел в гости к букве «Ё»? Ёрш и ёж.
- А где живет ёж (ёрш)? А что вы знаете о еже (ерше)?
(Дети отвечают на вопросы учителя)
Ёж есть лесной, а есть... Морской
Ёж морской на дне морском
Пел о ёжике лесном:
Ах ты, ёж, братец ёж,
Как без моря ты живёшь?
Ёж живёт в глуши лесной,
Ёлка – дом его родной.
- Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест то, что в рот попадёт.
IX. Фонетический анализ слов ёж - ёжик, ёрш - ёршик по схеме данной прописи.
Схема даётся учащимся в прописи № 4 стр. 10. Дети делают фонетический анализ слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик.
X. Письмо слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик в прописи с комментированием.
(Дети пишут слова в прописи с комментированием)
XI. Физкультминутка.
- А на день рождение принято петь песенки. Давайте и мы споём песенку, а тем временем наши пальчики отдохнут.
Мы делили апельсин,
много нас, а он один.
Это долька для ежа,
Эта долька для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для бобра,
А для волка… кожура.
Он сердит на нас, беда!
Разбегайся кто куда.
На первые две строчки - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.
На восьмую строку - развести руками.
На девятую - погрозить пальчиком.
На последнюю - имитировать бег пальцами по столу.
XII. Письмо предложения с комментированием: «В реке живёт ёрш» в прописи.
- Прочитаем предложение, записанное, в прописи и запишем его с комментированием.
- Ребята, докажите, что мы написали предложение
(Дети доказывают, что они записали предложение)
Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать текст, написанный на доске. А потом дети читают текст «Как живёт ёжик» по цепочке.
Дети читают текст, написанный на доске.
КАК ЖИВЕТ ЁЖИК.
Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Осенью ёжик роет себе норку. Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Ёжик спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. Весной он просыпается, вылезает из норки. Всё лето ходит он по лесу.
- Что нового узнали о жизни этого зверька? Что еще знаете? (Ответы детей.)
- А теперь посмотрите на доску.
На доске написаны слова: под, ёж, спит, ёлкой, растёт, в, ёлка, лесу. (Слова написаны печатными буквами.)
Игра «Узнай звук»
Учитель предлагает детям поиграть в игру «Узнай звук»
- Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы «ё»: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.
- Как называются детёныши животных?
У тигра -…. .У слона -…….(Дети отвечают на вопрос учителя и записывают ответы в прописи.)
XIII. Подведение итогов.
- Сегодня мы побывали на дне рождение буквы «Ё». Что вы узнали о букве «Ё»? А на день рождение всегда дарят подарки. На этом уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.