Письмо строчной буквы ё. Заглавная буква Ё.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 55 ря.doc

Тема: Письмо строчной буквы ё. Заглавная буква Ё.

Планируемые результаты:

Предметные: знают соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными; поэлементный анализ заглавной и строчной буквы Е, е; умеют соблюдатьгигиенические требования к правильной посадке, положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность научитьсяписать заглавную и строчную букву Е, е.

Метапредметные:

Познавательныеобщеучебные – понимание значения йотированных гласных звуков в начале слова, уяснение того, что на наличие звука [й’] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, ю, ялогические – осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных букв; сравнение начертания заглавных и строчных письменных букв.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной речи.

Личностные: осознают необходимость самосовершенствования; проявляют старание и терпение в работе.

Ход  урока

       I.            Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

-       Сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к новой букве, а прежде, чем отправиться на день рождение я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли в школу.

    II.            Формулирование учащимися темы и цели урока.

-       А вот к какой букве мы отправимся на день рождение, сейчас узнаем. Прочитайте написанные на доске слова. Какое из данных слов можно исключить по нескольким  признакам одновременно?

-       На доске написаны слова:  калина, ёжик, рябина и под словами весят  рисунки с их изображением.  Это слово ёжик. Оно обозначает название животного, а слова калина и рябина обозначают название растений

-       По каким еще признакам можно исключить слово ёжик? В слове ёжик два слога, а в словах калина и рябина по три.  Слово ёжик заканчивается на согласную букву, а слова калина и рябина на гласную.

-       Внимательно посмотрите на буквы, из которых состоят данные слова. Определите, с какой из них мы ещё не знакомились, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Мы не знакомились с буквой « Ё » Значит, тема сегодняшнего урока – «Буква Ё, ё и звуки, которые она обозначает»

-       Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова помощники, сформулируйте цель нашего урока:

познакомиться с... 

узнать, какие...

учиться читать...

-       Итак, сегодня на уроке мы с вами отправляемся на день рождение к букве «Ё»  Мы  познакомимся с буквой « Ё » и звуками, которые она обозначает, научимся читать, писать слоги и слова с новой буквой

 III.            Графический анализ букв «Е» и « Ё ».

Учитель показывает детям таблицу с печатной и прописной буквой Ё.

-       На что похожа буква «Ё»?  (Учитель выслушивает ответы детей.)

-       На какую букву похожа печатная буква «Ё»? Послушаем стихотворение.

Е и Ё родные сестры,

Различать сестер непросто.

Но у буквы Ё  две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

Буква « Ё» похожа на букву « Е», но только у неё есть две точки.

-       А теперь вспомним сказку, которую мы слушали на уроке литературного чтения. Почему у буквы «Ё» есть две точки.

Однажды буква «Е» убежала в лес. Вдруг подул ветер, закачались деревья. Букве «Е»  стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на  «Е» упали две шишки, от которых на голове у «Е» образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – «Ё»,  вот оказывается, почему у «Ё» всегда две точки.

Изобразите букву «Ё» при помощи счётных палочек. (Дети выполняют задание учителя.)

-       Посмотрите на доску, на буквы…Что написано на доске? Это слоги с буквой «Ё».

-       Давайте их прочитаем.   Сё, рё, вё, дё, тёр, ёл, лё, ён

-       Вы слышите, что все согласные звучат в этих слогах мягко, значит, буква «Ё» указывает на мягкость согласного звука.

-        Правильно, а теперь придумайте слова, в которых буква «Ё» будет в начале, (в середине, в конце слова) Полёвка, мёд, лёд, осёл и т. д.

-       Мы с вами узнали, что слово ёжик начинается с буквы « Ё ». А кто такой ёжик?Ёжик – это животное с иголками на теле. (Учитель выслушивает ответы детей.)

-       Произнесите слово ёжик по слогам. Сколько слогов в слове ёжик?

-       В слове ёжик два слога.

-       Произнесите первый слог. (Дети произносят)

-       Сколько в первом слоге слышится звуков? Назовите эти звуки. Это звуки [ й ] и [ о ]

-       Сколько звуков обозначает буква «Ё», если она находится в начале слова? Если буква «Ё» находится в начале слова, то она обозначает два звука

-       У ёжика в лесу часто бывают неприятные встречи. Недавно в лесу он встретил змею со змеёнышем. Произнесите слово змеёныш по слогам. Сколько слогов в этом слове?

-       В этом слове три слога

-       Произнесите второй слог.

-       Из скольких букв состоит второй слог?

-       Сколько слышится звуков во втором слоге?

-       Назовите эти звуки.

-       Почему в этом случае буква «Ё» обозначает два звука? (Дети отвечают на вопросы учителя)

-       Сделайте вывод, в каких случаях буква «Ё» обозначает два звука. (Дети делают вывод)

-       Теперь мы с вами научимся писать строчную букву «ё».

 IV.            Сравнение строчной печатной и письменной буквы «ё».

 Учитель с детьми сравнивает строчную печатную и письменную буквы «ё»

    V.            Показ написания буквы «ё» учителем на доске.

Учитель обращает внимание детей на то, что петлю у строчной буквы «ё» надо начинать писать с середины расстояния между линиями рабочей строки

 

 

 

 

 

 

 


 VI.            7. Пальчиковая гимнастика.

-       Прежде чем мы с вами начнём работать в прописи, давайте разомнём свои пальчики

На двери весит замок                                             /  Дети сжимают пальцы в кулачок /

Ты его открыть не смог                                         / Дети потрясли кулачками /

Мы замочком постучали                                         / Дети стучат кулачками/

Мы замочком повертели                                          / Дети вертят кулачками/

 Мы замочком покрутили                                       / Дети вертят в обратную сторону /

Раз, два, три – мы его открыли.                           / Дети показывают раскрытые ладошки/

VII.            Обведение по контуру элементов буквы « Ё» и узоров в широкой строке в прописи.

-       А теперь откроем свои прописи и обведём по контуру элементы буквы « Ё» и узор в широкой строке. Дети по контуру обводят элементы буквы «Ё»  и узор в широкой строке в прописи №4 на стр. 10

VIII.            Письмо буквы «Ё» учениками в прописи.

Дети пишут строчную букву « ё »  в  рабочей строке

-       Молодцы! У всех ребят получилась очень красивая именинница. А к букве «Ё» пришли гости, давайте отгадаем, кто это?

На спине иголки

Длинные и колкие,   

А свернется он в клубок,

Нет ни головы, ни ног.  Ёж.

-       Колюч, да не ёж.  Ёрш.

-       Так кто пришел в гости к букве «Ё»? Ёрш и ёж.

-       А где живет ёж (ёрш)? А что вы знаете о еже (ерше)?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

Ёж есть лесной, а есть...  Морской                                 

Ёж морской на дне морском

Пел о ёжике лесном:

Ах ты, ёж, братец ёж,

Как без моря ты живёшь?

Ёж живёт в глуши лесной,

Ёлка – дом его родной.

-       Иглы морского ежа длинные, как спицы, и служат для передвижения, защиты, а также исполняют роль рук. Ползает он тихонечко по дну и ест то, что в рот попадёт.

 IX.            Фонетический анализ слов ёж - ёжик, ёрш -  ёршик по схеме данной прописи.

Схема даётся учащимся  в  прописи № 4 стр. 10.  Дети делают фонетический анализ слов ёж – ёжик и ёрш – ёршик.

    X.            Письмо слов ёж – ёжик  и ёрш – ёршик в прописи  с комментированием.

(Дети пишут слова в прописи с комментированием)

 XI.            Физкультминутка.

-       А на день рождение принято петь песенки. Давайте и мы споём песенку, а тем временем наши пальчики отдохнут.

Мы делили апельсин,

много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка… кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайся кто куда.

На первые две строчки - ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук. Затем поочерёдно загибать пальцы на правой руке.

На восьмую строку - развести руками.

На девятую - погрозить пальчиком.

На последнюю - имитировать бег пальцами по столу.

XII.            Письмо предложения с комментированием: «В реке живёт ёрш» в прописи.

-       Прочитаем  предложение,  записанное, в прописи и запишем его с комментированием.

-       Ребята, докажите, что мы написали предложение

(Дети доказывают, что они записали предложение)

Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать текст,  написанный на доске. А потом дети читают текст «Как живёт ёжик» по цепочке.

Дети читают текст, написанный на доске.

КАК ЖИВЕТ ЁЖИК.

Ёжик запас на осень еду. Он собирал на иглы грибы, лесные яблоки и нёс в нору. Осенью ёжик роет себе норку. Зимой ёжик в норке крепко спит, свернувшись клубочком. Ёжик спал-зимовал в тёплом гнездышке до весны. Весной он просыпается, вылезает из норки. Всё лето ходит он по лесу.

-       Что нового узнали о жизни этого зверька? Что еще знаете? (Ответы детей.)

-       А теперь посмотрите на доску.

На доске написаны слова:  под, ёж, спит, ёлкой,  растёт, в, ёлка, лесу. (Слова написаны печатными буквами.)

Игра «Узнай звук»

            Учитель предлагает детям поиграть в игру «Узнай звук»

-       Хлопайте в ладошки в том случае, если слово начинается с буквы «ё»: ёлка, ежевика, юркий, енот, ёршик, ели, песенка, ёжик, ёршик, юла, яблоко, тигрёнок, слонёнок.

-       Как называются детёныши животных?

У тигра -….         .У слона -…….(Дети отвечают на вопрос учителя и записывают  ответы в прописи.)

XIII.            Подведение итогов.

-       Сегодня мы побывали на дне рождение буквы «Ё». Что вы узнали о букве «Ё»? А на день рождение всегда дарят подарки. На этом уроке вы хорошо потрудились, вы – молодцы.