Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 1 2 . 1 0 . 1 5
У р о к 30
Тема: П и с ь м о з а г л а в н о й и с т р о ч н о й б у к в Е ( е )
Цели деятельности педагога :
Образовательные:
1) научить писать заглавную и строчную букву Е, е; способствовать развитию координации движений,
умения писать имена людей с большой буквы;
Развивающие:
2) создать условия для закрепления навыков письма, развитие познавательной активности учащихся,
развития речи, способствовать формированию образного мышления, фонематического слуха; обогащать
словарный запас, развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать
мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; развивать психические процессы:
память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь; мелкую моторику кистей рук; развивать
умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, воспитывать положительное
отношение к письму.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными; поэлементный
анализ заглавной и строчной буквы Е, е; умеют соблюдать гигиенические требования к правильной посадке,
положению тетради на рабочем столе, положению ручки в руке при письме; получат возможность
научиться писать заглавную и строчную букву Е, е.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П о зн а в а т е л ь н ы е : общеучебные – понимание значения йотированных гласных звуков в начале слова,
уяснение того, что на наличие звука [й’] в слове на письме указывают йотированные буквы е, ё, ю, я;
логические – осуществление анализа поэлементного состава печатных и письменных заглавных и строчных
букв; сравнение начертания заглавных и строчных письменных букв.
Р е г у л я т ив н ы е : умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность
действий.
К о м м у н ик а т ив н ы е : умеют участвовать в учебном диалоге; соблюдать грамматические нормы устной
речи.
Личностные : осознают необходимость самосовершенствования; проявляют старание и терпение в
работе.
Оборудование: образец написания букв Е,е.
I. Вступительное слово учителя.
– Сегодня будем изучать букву Е. Научимся писать заглавную и строчную букву Е, е.
Ученики читают стихотворение.
Х о д у р о к а
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
1Буква Е зато осталась.
Е. Тарлапан
II. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы Е.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Е. Опишите направление движения руки при написании буквы Е.
(Буква Е состоит из двух элементов. Начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем
округлую линию влево; не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до
нижней линии рабочей строки. От этой точки начинаем писать второй элемент. Ведем округлую линию
чуть влево, затем вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до
нижней линии, поднимаемся вверх над нижней линией рабочей строки.)
– Запишите эту букву в воздухе; в тетради на 1–2й строчках.
2. Письмо заглавных букв.
– Отгадайте з а г а д к у :
Расступились стены в хате,
В город, в царские палаты
Едет ктото на печи, уплетая калачи.
Потешается народ – печь по улице идет!
Потихоньку, елееле ехал во дворец… (Емеля.)
А. Шнайдер
– Вспомните имена людей, которые начинаются с буквы Е. (Елена, Егор, Елисей, Ерема, Елизар, Ева и
др.)
– Поработаем на 3–4й строчках. Прежде, чем записать букву, надо назвать имя на эту букву.
Е и Ё – родные сестры.
Различить сестер не просто.
Но у буквы Ё – две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
В. Степанов
– Допишите строку.
3. Соотнесение печатных и письменных букв.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а .
– Рассмотрите буквы на следующей строке. Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
Проверка выполненной работы.
– Найдите пару каждой букве.
На доске – карточки с образцами написания заглавных и строчных письменных букв. Ученик называет
печатную букву в прописи, показывает и снимает с доски образец написания заглавной письменной буквы.
– Как называются буквы, оставшиеся на доске? Запишите их на следующей строке. (Строчные,
маленькие.)
4. Закрепление зрительного образа заглавной буквы Е.
– Подчеркните заглавную букву Е. Сколько букв подчеркнули?
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже здравствуй говорю
2Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков остальных пальцев.)
5. Работа с образцом строчной буквы е.
– Рассмотрите образец строчной буквы е. Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково
или поразному они пишутся?
– Опишите направление движения руки при написании буквы е.
(Начинаем писать букву с середины рабочей строки. Ведем линию вверх с наклоном вправо; чуть не
дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до верхней линии, ведем вниз; не
доходя до нижней линии рабочей строки, начинаем закруглять вправо до середины рабочей строки.)
– Самостоятельно допишите буквы на 1–4й строчках.
6. Игра «Живые буквы».
Учитель приглашает к доске пятерых учеников и «раздает» им звуки: [а], [р’], [п], [э], [к[ (репка).
– Расставим звуки по порядку так, чтобы получилось слово.
– Первый звук – мягкий согласный. (Звук [р’].)
– Второй звук – гласный, но не а.
– Третий звук тот же, что в начале слова «полк».
– Четвертый звук – твердый согласный.
– Пятый – гласный.
– Звуки, назовите свое слово.
Аналогичная работа со словами: «ветка», «зебра».
7. Самостоятельная работа в прописи.
– Впишите пропущенные буквы в слова.
Д о п о л н и т е л ь н о е з а д а н и е : закрашивание схем.
III. Итог урока.
– Какую букву мы научились писать? Чем отличается написание букв Е и Ё?
3