Письмо заглавной и строчной букв Щ (щ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 65.docx
Технологическая карта урока по русскому языку Дата: 04.12.15 Урок 65 Дидактическое обоснование:   «Русский язык. Обучение грамоте» 1 класс,  Л.Е.Журова,   УМК «Начальная школа 21 века». Тема:   Письмо заглавной и строчной букв Щ (щ) Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению темы: «Письмо заглавной и строчной букв Щ (щ)». Задачи: Образовательные: 1) научить писать заглавную и строчную букву Щ, щ, сопоставлять элементы букв; способствовать формированию умения списывать с печатного и письменного текста;  Развивающие: 2)     создать   условия   для   развития   фонематического   слуха,   речи,   памяти;     рефлексивно­аналитических   способностей,   умения   осознавать правильность/ошибочность   своих   действий;   развивать   умение   грамотно,   логично,   полно   давать   ответы   на   вопросы,   уметь   доказывать   своё   мнение; расширение кругозора и словарного запаса, научить работать самостоятельно; Воспитательные:      3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование ответственности, любознательности, аккуратности, работоспособность; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.        Тип урока: урок открытия нового знания. Планируемые результаты обучения. Предметные:  знают  правила  звукового анализа слов;  умеют  проводить поэлементный анализ  заглавной и строчной буквы  Щ, щ,  написание букв; правильно произносить и обозначать на письме слова с буквосочетаниями  щу – ща; определять парные и непарные согласные по звонкости – глухости, мягкости – твердости; получат возможность научиться писать заглавную и строчную букву Щ, щ. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука; усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих; применение правила написания гласных после шипящих в сочетаниях щу – ща; логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с изученными звуками. Р е г у л я т и в н ы е : умеют определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различать способ и результат действия. Коммуникативные:  умеют  обосновывать   высказанное   суждение;   задавать   уточняющие   вопросы;   использовать   в   речи   языковые   средства, соответствующие целям и условиям делового общения. Л и ч н о с т н ы е :  ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека, проявляют доброжелательность в споре; выражают готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении. 1Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета, запись слов, предложений, презентация. № Этап урока 1 Мотивирование  к учебной  деятельности  2 Актуализация и  фиксирование  индивидуального затруднения в  пробном  действии 3 Постановка  учебной задачи 4 Открытие нового знания (построение выхода   затруднения) из ­ Садитесь ребята,  Х о д   у р о к а Деятельность учителя Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. ­ Послушайте.  ­ Какой звук чаще повторяется?         Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (Звук щ) ­ Что вы можете рассказать про этот звук? (глухой, непарный, нет твердой пары) ­ Какой буквой обозначается? (Буквой щ) ­ Найдите лишнюю букву: ф, п, к, щ, т. (щ­ мягкий согласный звук) ­ Отгадайте загадку:                     Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука) ­ Какая буква пришла к нам на урок? ­ Как вы думаете, какая у нас тема урока? Тема: письмо заглавной и строчной Щ,  щ. Цель: научиться писать заглавную и строчную букву Щ, щ. ­ На что похоже буква Щ, щ? ­ Откройте пропись, найдите нужную страницу (с.38). 1. Работа в прописи. Правила посадки. – Рассмотрите образец заглавной буквы Щ. Сравните печатные и письменные буквы Щ, щ. Чем они похожи, чем отличаются? –   Из   скольких   элементов   состоит   буква?  (Буква  Щ  состоит   из   четырех элементов.) – Опишите направление движения руки при написании буквы Щ. (Заглавную букву Щ  начинаем  писать  чуть   ниже  середины   вспомогательной   строки.   Ведем  вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.  2 Формируемые УУД Личностные, регулятивные, коммуникативные Познавательные, коммуникативные Познавательные, регулятивные, коммуникативные Познавательные,  коммуникативные , регулятивные, Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Настрой на дальнейшую работу. Отвечают на  вопросы  учителя,  рассуждают,  анализируют Отвечают на  вопросы  учителя,  формулируют  тему урока и  цель Отвечают на  вопросы  учителя,  анализируют  букву, пишут  букву по  образцу5 Физминутка 6 Первичное  закрепление с  проговариванием во внешней речи Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.  Начинаем   писать   третий   элемент.   Он   находится   на   том   же   уровне,   что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо, чуть выше нижней линии рабочей строки.   Начинаем   писать   петлю:   ведем   вниз   небольшую   прямую   палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) – «Запишите» букву в воздухе; в тетради. – Какие слова пишутся с большой буквы? Прочитайте фамилию. (Щёкин.) – Какие фамилии на Щ вы еще знаете? (Щербаков и т. п.) – Напишите по образцу. – Сравните заглавные буквы Щ и Ш. Чем похоже их написание, чем отличается? Ручку ручкой мы погладим, (Гладят руки одну о другую, раскрывая кулачки.) Пальчик пальчиком потрём, (Трут ладошки или пальчики друг о друга.) Отдохнём совсем немножко, (Трясут руками или гладят одной рукой другую.) А потом опять начнём. (Можно похлопать в ладоши.) Р а б о т а  с образцом строчной буквы щ. – Доскажите словечко: У меня пропал носок, Утащил его… (щенок). – Щенок любит играть не только с мячом, но и со строчной буквой  щ. Как вы думаете, почему? (Слово начинается с буквы щ.) –   Рассмотрите   образец   строчной   буквы  щ.   Сравните   заглавную   и   строчную письменные буквы. Одинаково или по­разному они пишутся?  –   Опишите   направление   движения   руки   при   написании   строчной   буквы  щ. (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз; чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же,   как   первый   и   второй,   но   заканчивается   чуть   выше   нижней   линии   рабочей строки.   Начинаем   писать   петлю:   ведем   вниз   небольшую   прямую   палочку, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии рабочей строки.) Н а п и с а н и е  элементов и буквы щ в прописи. 3 коммуникативные Познавательные,  коммуникативные Повторяют за  учителем  движения Составляют  слова и  записывают в  нужную строку– Прочитайте слова. (Щетка, щечка, щука, чаща.) – Сравните слова каждой строки. (О д и н а к о в о е  число звуков, по два согласных и  по   два  гласных   звука,   по  два   слога,   одинаковый   последний   звук   –  звук   [а];   все согласные глухие; первый согласный звук – мягкий; ударным является первый слог. О т л и ч и я :   в   слове  чаща  оба   согласных   звука   мягкие,   а   в   слове  щука  первый мягкий, а второй твердый; в слове чаща гласные звуки одинаковые, а в слове щука – разные; в слове щука буква а стоит после твердого согласного, а в слове чаща буква а стоит после мягкого согласного.) – Прочитайте предложение. Сколько в нем слов? Сколько раз повторилась буква щ в этом предложении? Подчеркните ее. Напишите это предложение по образцу. Учитель читает стихотворение: Гулял по улице щенок, Не то Пушок, не то Дружок.  Гулял в метель и солнцепек,  И под дождем гулял и мок.  И если даже шел снежок,  Гулял по улице щенок.  Гулял в жару, в мороз и в сырость.  Гулял, гулял, гулял и – вырос. В. Левин – Прочитайте предложение  (записано на доске): «Собака – друг человека». Кто слышал такое  выражение?  Почему  собаку  называют   другом  человека?  (Служат  на границе, в милиции, помогают на охоте, спасают утопающих.) Учитель показывает слайд с памятником собаке. – Но человек тоже должен заботливо относиться к животным, ведь от того, как мы заботимся   о   них,   подчас   зависит   их   жизнь.   Больно   видеть,   когда   берут   щенка, забавляются с ним, пока он маленький, а когда вырастает во взрослого животного, его выгоняют на улицу. Мне очень хочется верить, что вы так никогда поступать не будете. –   Расскажите,   каким   может   быть   щенок?  (Дети   подбирают   прилагательные: веселый, забавный, добрый, игривый.) – Составьте предложение с этим словом. Прочитайте предложение на странице в прописи.   Сколько   в  нем   слов?  Назовите   первое  слово.  Как  оно  написано?  Почему? Какой знак стоит в конце предложения? Запишите по образцу. – Подчеркните слоги, которые соответствуют схеме (на доске): з к – Объясните, почему не подходят слоги ша, шу? (Звук [ш] всегда твердый.) – Вспомните слова, в которых есть буквосочетание  ща, и запишите их.  (Щавель, роща, пища, чаща, площадка.) –  Вспомните   слова,   в   которых  есть   буквосочетание  щу,  и   запишите   их.  (Щука, щуренок, щурился, ищу, свищу.) 47 Самостоятельная работа с  взаимопроверкой по эталону 8 Включение в  систему знаний и повторений 8 Итог урока.  Рефлексия  деятельности С л о г о в ы й   а у к ц и о н  (на резервной странице прописи). Ро(ща), (щу)ка, ча(ща), и(щу), гру(щу), пи(ща), пи(щу), (щу)ренок.  Самостоятельное выполнение работы (резервная страница). – Соедините слово и соответствующую схему. – Запишите предложение, списывая его с печатного образца.  Работа в прописи (резервная страница). – Прочитайте слова. (Щи, овощи, вещи.) – Подберите к схемам слова так, чтобы закончить предложения. – Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? – Что было самым трудным? Как вы думаете, почему? – Какие задания сегодня были для вас наиболее интересны? ­ Дополните фразы: Я узнал… Я  научился … Я умею… Оцените себя на «Лесенке успеха» Работают  самостоятельно Познавательные,  коммуникативные Дописывают  слова в  предложения Отвечают   на вопросы учителя, оценивают   свою работу Личностные, коммуникативные , регулятивные Личностные,  познавательные,  коммуникативные 5

Посмотрите также