КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КЛЮЧЕВСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВИЧА ГУКОВА»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УПР КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» __________________И.П. Кашич «____»_________________2022 г. |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова»
__________________В.В. Репкин «____»_________________2022 г. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
оуд.10 Химия
Профиль профессионального образования: естественнонаучный
Профессия СПО: 43.01.09 Повар, кондитер
Уровень изучения: профильный
Форма обучения: очная
Курс 1,2 Группа 210
|
|
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол от «__»_______2022 г. №__
|
Ключи 2022
Календарно-тематический план составлен в соответствии с Положением об образовательной программе профессиональной образовательной организации и рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины «Химия», утвержденной приказом КГБПОУ «Ключевский ЛПО имени А.В. Гукова» от 02 .09.2016 г. № 141
Преподаватель: И.Г.Сниткина, преподаватель высшей квалификационной категории.
ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Курс |
Сем |
Учебная нагрузка обучающегося |
Максимальная учебная нагрузка |
|||
|
|
Обязательная аудиторная нагрузка |
Внеаудиторная самостоятельная работа Индивидуальный проект |
|
||
|
|
Всего занятий |
Практические занятия |
Контроль |
|
|
1 |
1 |
40 |
|
|
20 |
60 |
2 |
45 |
23 |
2 |
22 |
67 |
|
Всего на 1 курсе |
85 |
|
|
42 |
127 |
|
2 |
3 |
40 |
|
1 |
21 |
61 |
4 |
46 |
14 |
2 |
22 |
68 |
|
Всего на 2 курсе |
86 |
|
|
43 |
129 |
|
ВСЕГО |
|
171 |
37 |
5 |
85 |
256 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1 курс
Наименование раздела, темы, дидактические единицы |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Вид занятия (урок, лекция, практическое занятие (семинар, практикум, решение задач, др.) |
Введение |
1-2 |
Введение. Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении профессий СПО естественнонаучного профиля профессионального образования. |
2 |
Лекция |
Раздел 1 . Органическая химия |
78 |
|
||
1.1 Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.
|
3 |
Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе.
|
10 (8 теория + 2чП/з)
|
Лекция |
4 |
Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А.М.Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов. Лабораторный опыт 1. Изготовление моделей молекул — представителей различных классов органических соединений.
|
Изучение нового материала |
||
5-6 |
Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.
|
Изучение нового материала |
||
7 |
Классификация органических соединений. Классификация органических веществв зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ.
|
Изучение нового материала |
||
8 |
Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи как процесс, обратный ее образованию. Гомолитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала нуклеофильной и электрофильной частицы.
|
Изучение нового материала |
||
9-10 |
Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (АN, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE) изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидрирование, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии.
|
Изучение нового материала |
||
1.2 Предельные углеводороды.
|
11 |
Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов.
|
8 (6 теории + 2 П/з)
|
Изучение нового материала |
12 |
Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе.
|
Изучение нового материала |
||
13-14 |
Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н.Н.Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов. Лабораторные опыты: 1. Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов. 2. Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств: отношения к воде и жирам. 3. Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в продуктах горения свечи. 4. Ознакомление со свойствами твердых парафинов: плавлением, растворимостью в воде и органических растворителях, химической инертностью (отсутствием взаимодействия с бромной водой, растворами перманганата калия, гидроксида натрия и серной кислоты).
|
Комбинированный урок |
||
15 |
Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Промышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидрирование алканов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование, гидролиз карбида алюминия.
|
Изучение нового материала |
||
16 |
Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения.
|
Изучение нового материала |
||
1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды.
|
17-18 |
Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм AE-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей. Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные способы получения алкенов. Лабораторные опыты: 5. Обнаружение непредельных соединений в керосине, скипидаре. 6. Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена. 7. Распознавание образцов алканов и алкенов.
|
6 (4теории +2П/з)
|
Комбинированный урок
|
19 |
Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о π-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С.В.Лебедева, дегидрирование алканов.
|
Изучение нового материала |
||
|
20 |
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера—Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки натуральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит.
|
|
Изучение нового материала |
1.4. Ацетиленовые углеводороды. |
21-22 |
Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи. Лабораторный опыт: 8. Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров.
|
4 |
Комбинированный урок |
23-24 |
Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат.
|
Изучение нового материала |
||
1.5. Ароматические углеводороды.
|
25 |
Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о строении бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей. Физические свойства аренов.
|
4
|
Изучение нового материала |
26-27 |
Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирования, алкилирования (катализаторы Фриделя—Крафтса), нитрования, сульфирования. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода.
|
Изучение нового материала |
||
28 |
Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола.
|
Изучение нового материала |
||
1.6. Природные источники углеводородов.
|
29-30 |
Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливно-энергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Ректификация мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные виды крекинга, работы В.Г.Шухова. Изомеризация алканов. Алкилирование непредельных углеводородов. Риформинг нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число.реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Лабораторные опыты 9. Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине. 10. Растворимость различных нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, вазелина, парафина) друг в друге.
|
4
|
Комбинированный урок |
31 |
Природный и попутный нефтяной газы. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. Каменный уголь. Основные направления использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода. Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Продукты, получаемые из надсмольной воды.Экологические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых.
|
Изучение нового материала |
||
32 |
Контрольное тестирование №1 по темам 1.1 – 1.6. |
Текущий контроль знаний |
||
1.7. Гидроксильные соединения.
|
33-34 |
Строение и классификация спиртов. Классификация спиртов по типу углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула. Химические свойства алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сравнение кислотно-основных свойств органических и неорганических соединений, содержащих ОН-группу: кислот, оснований, амфотерных соединений (воды, спиртов). Реакции, подтверждающие кислотные свойства спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации. Окисление и окислительное дегидрирование спиртов. Способы получения спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее проведения. Восстановление карбонильных соединений. Отдельные представители алканолов. Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое действие этанола. Лабораторные опыты: 11. Ректификация смеси этанол—вода. 12. Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта. |
6 (4теория+2ч П\з)
|
Изучение нового материала
Комбинированный урок
|
35 |
Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение.
|
Изучение нового материала |
||
36 |
Фенол. Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция), нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование окрашенных комплексов с ионом Fe3+. Применение фенола. Получение фенола в промышленности |
Изучение нового материала |
||
1.8 Альдегиды и кетоны.
|
37-38 |
Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. Лабораторные опыты 13. Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой. 14. Получение фенолоформальдегидного полимера. 15. Распознавание раствора ацетона и формалина.
|
6 (4теория+2П/з)
|
Комбинированный урок |
39-40 |
Применение и получение карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла, феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов, гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства. 16. |
Изучение нового материала |
||
1.9 Карбоновые кислоты и их производные.
|
41 |
Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярныеводородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со свойствами неорганических кислот. Образование функциональных производных карбоновых кислот. Реакции этерификации. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и применение. Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. Общие способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой; акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной кислот. Лабораторный опыт: 17. Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием, оксидом цинка, гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия и стеарата калия.
|
6 (2теории+4П/з)
|
Комбинированный урок |
42 |
Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Образование сложных полиэфиров. Полиэтилентерефталат. Лавсан как представитель синтетических волокон. Химические свойства и применение сложных эфиров. Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. Соли карбоновых кислот. Мыла. Способы получения солей: взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями; щелочной гидролиз сложных эфиров. Химические свойства солей карбоновых кислот: гидролиз, реакции ионного обмена. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства — СМС (детергенты), их преимущества и недостатки. Лабораторные опыты: 18. Ознакомление с образцами сложных эфиров. 19. Отношение сложных эфиров к воде и органическим веществам. 20. Выведение жирного пятна с помощью сложного эфира. 21. Растворимость жиров в воде и органических растворителях. 22. Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде.
|
Комбинированный урок |
||
1.10. Углеводы.
|
43-44
|
Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества. Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы. Формулы Фишера и Хеуорса для изображения молекул моносахаридов. Отнесение моносахаридов к D- и L-ряду. Важнейшие представители моноз. Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе («серебряного зеркала», окисле- ние азотной кислотой, гидрирование). Реакции глюкозы как многоатомного спирта: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое). Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекулы и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул. Лабораторный опыт: 23. Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки).
|
6 (4 теории + 2П/з)
|
Уомбинированный урок
|
45 |
Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов. Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. Лабораторный опыт: 24. Кислотный гидролиз сахарозы.
|
Комбинированный урок |
||
46 |
Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Влияние строения полимерной цепи на физические и химические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном шелке, вискозе. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. Лабораторные опыты: 25. Знакомство с образцами полисахаридов. 26. Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах.
|
Комбинированный урок |
||
1.11 Амины, аминокислоты, белки.
|
47 |
Классификация и изомерия аминов. Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов. Образование амидов. Анилиновые красители. Понятие о синтетических волокнах. Полиамиды и полиамидные синтетические волокна. Применение и получение аминов. Получение аминов. Работы Н.Н.Зинина. Лабораторные опыты 27. Изготовление шаростержневых и объемных моделей изомерных аминов. |
6 (3 теории+3П/з)
|
Изучение нового материала
Изучение нового материала |
48 |
Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Оптическая изомерия α-аминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. |
Изучение нового материала |
||
49 |
Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. Лабораторные опыты: 28. Растворение белков в воде и их коагуляция. 29. Обнаружение белка в курином яйце и молоке. |
Изучение нового материала |
||
1.12 Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты.
|
50-51 |
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе.
|
6
|
Изучение нового материала |
52-53 |
Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф.Крика и Д.Уотсона. Комплементарность азотистых оснований. Лабораторный опыт: 30. Изготовление объемных и шаростержневых моделей азотистых гетероциклов.
|
Изучение нового материала |
||
54-55 |
Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных.
|
Изучение нового материала |
||
1.13 Биологически активные соединения.
|
56 |
Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катали- заторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С, группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е). Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика.
|
6 (3теории+3П/з)
|
Изучение нового материала |
57 |
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения, лекарственные формы. Лабораторные опыты: 31. Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 32. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме. |
Изучение нового материала |
||
58 |
Контрольное тестирование №2 по органической химии. |
Текущий контроль знаний |
||
2.1. Химия – наука о веществах.
|
59 |
Состав вещества. Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба) модели молекул.
|
5 (4 теории +1П/з)
|
Изучение нового материала |
60 |
Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса.
|
Изучение нового материала |
||
61 |
Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—Клапейрона.
|
Изучение нового материала |
||
62 |
Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массоваяи объемная доли компонентов смеси.
|
Изучение нового материала |
2 курс
Темы |
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
|
2.2. Строение атома.
|
1 |
Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз. Планетарная модель атома Э.Резерфорда. Строение атома по Н.Бору. |
4
|
Лекция |
2 |
Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. |
Изучение нового материала |
||
3 |
Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. |
Изучение нового материала |
||
4 |
Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. Лабораторный опыт: 33. Наблюдение спектров испускания и поглощения соединений химических элементов с помощью спектроскопа.
|
Изучение нового материала |
||
2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
|
5-6 |
Открытие периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И.В.Деберейнера, А.Э.Шанкуртуа, Дж.А.Ньюлендса, Л.Ю.Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона.
|
6
|
Изучение нового материала |
7-8 |
Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г.Мозли. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. |
Изучение нового материала |
||
9-10 |
Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Лабораторный опыт: 34. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода. |
Изучение нового материала |
||
2.4. Строение вещества.
|
11-12 |
Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщен- ность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π-связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками.
|
8
|
Изучение нового материала |
13-14 |
Ионная химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
|
Изучение нового материала |
||
15 |
Металлическая химическая связь. Особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
|
Изучение нового материала |
||
16 |
Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров. Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т.п.
|
Изучение нового материала |
||
17 |
Комплексообразование. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. Лабораторные опыты: 35. Взаимодействие многоатомных спиртов с фелинговой жидкостью. 36. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
|
Комбинированный урок |
||
18 |
Контрольное тестирование №3 по темам 2.1 – 2.4. |
Текущий контроль знаний |
||
2.5 Полимеры. |
19-20 |
Неорганические полимеры. Полимеры — простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен, взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространственным строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного строения. Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем (диоксидные соединения кремния), корунд (оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин). Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно — асбест. Значение неорганических природных полимеров в формировании одной из геологических оболочек Земли — литосферы.
|
4 |
Изучение нового материала |
21-22 |
Органические полимеры. Способы их получения: реакции полимеризации и реакции поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и пространственные. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. Классификация полимеров по различным признакам. Лабораторные опыты: 37. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород. 38. Проверка пластмасс на электрическую проводимость, горючесть, отношение к растворам кислот, щелочей и окислителей. 39. Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс. 40. Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы. 41. Обнаружение хлора в поливинилхлориде.
|
Изучение нового материала |
||
2.6 Дисперсные системы. |
23-24 |
Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. Лабораторные опыты: 42. Получение суспензии серы и канифоли. 43. Получение эмульсии растительного масла и бензола. 44. Получение золя крахмала. 45. Получение золя серы из тиосульфата натрия.
Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение.
|
2 |
Комбинированный урок |
2.7 Химические реакции
|
25-26 |
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ ( разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные и ионные). Лабораторные опыты: 46. Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 47. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот.
|
10
|
Комбинированный урок |
27-28 |
Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г.И.Гесса и его следствия. Энтропия.
|
Изучение нового материала |
||
29-30 |
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации.
|
Изучение нового материала |
||
31-32 |
Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант—Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. |
Изучение нового материала |
||
33 |
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. |
Изучение нового материала |
||
34 |
Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье). |
Изучение нового материала |
||
2.8 Растворы
|
35-36 |
Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная.
|
8 (6теор+2п/з)
|
Изучение нового материала |
37-38 |
Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости.Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов.Реакции обмена в водных растворах электролитов. АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации. Лабораторный опыт: 48. Характер диссоциации различных гидроксидов.
|
Изучение нового материала |
||
39 |
Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза. Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов,
|
Изучение нового материала |
||
40 |
Контрольное тестирование №4 по темам 2.6 – 2.8.
|
Текущий контроль знаний |
||
2.9 Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы.
|
41-42 |
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления.
|
10
|
Изучение нового материала |
43-44 |
Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования). Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-восстановительных процессов. Лабораторные опыты: 49. Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот. 50. Взаимодействие серной и азотной кислот с медью. 51. Окислительные свойства перманганата калия в различных средах.
|
Изучение нового материала |
||
45-46 |
Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы.
|
Изучение нового материала |
||
47-48 |
Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. |
Изучение нового материала |
||
49-50 |
Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза.
|
Изучение нового материала |
||
2.10 Классификация веществ. Простые вещества.
|
51-52 |
Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóовные и комплексные. Лабораторные опыты: 52. Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ. 53. Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ.
|
8
|
Комбинированный урок |
53-54 |
Металлы. Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. Лабораторные опыты: 54. Ознакомление с коллекцией руд. 58. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 60. Взаимодействие цинка или алюминия с растворами кислот и щелочей. 61. Окрашивание пламени катионами щелочных и щелочноземельных металлов.
|
Комбинированный урок |
||
55-56 |
Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение.
|
Изучение новой темы |
||
57-58 |
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность. Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности их химических и физических свойств. Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами — окислителями (азотной и серной кислотами и др.). Лабораторные опыты: 55. Получение кислорода и его свойства. 56. Получение водорода и его свойства. 57. Получение пластической серы, химические свойства серы. 59. Свойства угля: адсорбционные, восстановительные.
|
Комбинированный урок |
||
2.11 Основные классы неорганических и органических соединений.
|
59-60 |
Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Осноóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов. Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, оснóовными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. Лабораторные опыты: 62. Получение и свойства углекислого газа. 63. Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот.
|
8 (4теор+4п/з)
|
Комбинированный урок |
61-62 |
Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. Лабораторные опыты: 64. Взаимодействие гидроксида натрия с солями (сульфатом меди (II) и хлоридом аммония). 65. Разложение гидроксида меди. 66. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия. 67. Получение жесткой воды и изучение ее свойств. 68. Устранение временной и постоянной жесткости.
|
Комбинированный урок |
||
2.12 Химия элементов.
|
63 |
s-Элементы Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе. Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты водопользования. |
10 (6теор+4п/з)
|
Комбинированный урок |
64 |
Элементы IА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. Лабораторный опыт: 69. Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов. |
Комбинированный урок
|
||
65 |
р-Элементы Алюминий. Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства значение и применение. Природные соединения алюминия. Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в Периодической системе Д.И.Менделеева и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. |
|
||
66 |
Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль. Элементы VА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства. Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. Элементы IVА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния для неживой природы. Лабораторный опыт: 70. Изучение свойств простых веществ и соединений р-элементов.
|
|||
67 |
d-Элементы Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла.
Лабораторный опыт: 71. Изучение свойств простых веществ и соединений d-элементов.
|
Комбинированный урок |
||
68 |
Контрольное тестирование №5 по темам 2.9 – 2.12.
|
Текуший контроль знаний |
||
2.13 Химия в жизни общества.
|
69 |
Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола.
|
8 (4теор+4п/з)
|
Изучение новой темы |
70 |
Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.
|
Изучение новой темы |
||
71 |
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
|
Изучение новой темы |
||
86 |
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
|
|
Изучение новой темы |
Практические занятия I курс
№ П\З |
Тема раздела |
Темы практических занятий |
Кол-во часов |
1 |
1.1 Предмет органической химии. Теория строения органических соединений.
|
1. Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении. 2. Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна). |
2 |
2 |
1.2. Предельные углеводороды.
|
3. Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия. |
2 |
3 |
1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды. |
4. Получение этилена дегидратацией этилового спирта. 5. Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия. 6. Сравнение пламени этилена с пламенем предельных углеводородов (метана, пропан-бутановой смеси). |
2 |
4 |
1.7. Гидроксильные соединения.
|
7. Изучение растворимости спиртов в воде. 8.Окисление спиртов различного строения хромовой смесью. 9.Получение диэтилового эфира. 10.Получение глицерата меди. |
2 |
5
|
1.8 Альдегиды и кетоны.
|
11. Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди (II). 12. Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия. |
2
|
6
7 |
1.9 Карбоновые кислоты и их производные.
|
13. Растворимость различных карбоновых кислот в воде. 14. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами. 15. Получение изоамилового эфира уксусной кислоты. |
2 |
16. Сравнение степени ненасыщенности твердого и жидкого жиров. 17. Омыление жира. 18. Получение мыла и изучение его свойств: пенообразования, реакций ионного обмена, гидролиза, выделения свободных жирных кислот. |
2 |
||
8 |
1.10 Углеводы. |
19. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. 20. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. 21. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу. 22. Обнаружение лактозы в молоке. 23. Действие йода на крахмал. |
2 |
9 10 11
|
1.11 Амины, аминокислоты, белки.
|
24. Образование солей анилина. 25. Бромирование анилина. |
2
|
26. Образование солей глицина. 27. Получение медной соли глицина. |
|||
28. Денатурация белка. 29. Цветные реакции белков. |
1 |
||
12
13
14 |
1.13. Биологически активные соединения. |
30. Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. 31. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 32. Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.
|
2
|
33. Действие амилозы слюны на крахмал. 34. Действие дегидрогеназы на метиленовый синий. 35. Действие каталазы на пероксид водорода. |
|||
36. Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты. 37. Анализ лекарственных препаратов, производных п -аминофенола. |
1 |
||
15
16 |
2.1. Химия – наука о веществах.
|
38. Изготовление моделей молекул некоторых органических и
неорганических веществ. |
1 |
39. Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. 40. Очистка веществ перекристаллизацией. |
|||
16 |
|
40 |
23 |
Практические занятия II курс
№ П\З |
Тема раздела |
Темы практических занятий |
Кол-во часов |
17 |
2.8 Растворы |
41. Приготовление растворов различных видов концентрации. (2ч)
|
2 |
18
|
2.11 Основные классы неорганических и органических соединений. |
42. Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства. 43. Получение аммиака, его свойства.
|
2 |
2 |
|||
19 |
2.12 Химия элементов. |
44. Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств. (2ч) 45. Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора.(2ч)
|
2 |
2 |
|||
20
|
2.13 Химия в жизни общества. |
46. Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов.(2ч)
|
2 |
47. Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов.(2ч)
|
2 |
||
ИТОГО на II курсе:
|
|||
ВСЕГО |
|||
20 (количество) |
|
47 работ |
37(часов) |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.