План – конспект урока литературного чтения (1 класс)
Тема: М.Пляцковский «Помощник»
Цель:познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».
Задачи:развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному, осознанному чтению, чтению по ролям; формировать умение выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героев на основе их поступков;
учить понимать юмор; расширять словарный запас; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты:
предметные - учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;
метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами;
личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, часть 2; карточки для оценивания результатов деятельности, карточки с заданиями для работы в парах, проектор, экран, ПК.
Форма проведения:урок с мультимедийной презентацией
Ход урока
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
- На ваших партах лежат карточки со смайликами. Подумайте, каким вы хотите видеть наш урок? Поднимите карточку. А для того, чтобы урок был интересным, активным, что требуется от вас? (Внимательно слушать, работать на уроке)
II. Актуализация знаний. Постановка темы урока
- Как называется раздел, который мы читаем? (И в шутку и всерьёз)
- С какими произведениями познакомились?
- Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи? (Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
Слайд 2
- Кто изображен на картинке?
- Это герои из какого мультфильма?
- Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Давайте послушаем (Звучит первый куплет и припев из песни «Улыбка»)
- А вы знаете, кто написал эту песню?
- Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни. Откройте учебник на стр. 22.
прочитайте, кто автор произведения и название.
- Назовите тему урока (М.Пляцковский «Помощник»)
- Посмотрите на произведение и скажите, что мы будем делать на уроке, чему учиться?
III. Работа по теме урока
Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского(слайды 3, 4)
Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 года. Окончил Московский Литературный институт им.Горького (в 1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни,стихи и мелодии. В 60-70 годы Пляцковский становится одним из ведущих поэтов-песенников. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", "Девчонка из квартиры 45"... . Автор музыкальных комедий, нескольких сборников стихотворений и более десятка книг для детей.
- Прочитайте ещё раз название произведения.
- Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?
- Попробуйте догадаться, о чём это произведение?
Чтение произведения учителем.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что особенно запомнилось?
- Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?
- К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.
Словарная работа.
- Как называется словарь, в котором можно найти значение слов? (Чтение слов, работа со словарём). Слайд 5
у – чу - ял – учуял (почувствовал, уловил чутьём)
при - твор – но – притворно(обманно)
у – пра – вим – ся– кончить какое-нибудь дело, дела
Ко – че – рыж – ка - Кочерыжка (Почему написано с заглавной буквы?)
пе – ред – ник – передник (Каким словом можно заменить?)
ап – пе–тит – но-го – аппетитного (Как вы понимаете выражение аппетитный суп? (Вызывает желание съесть)
Чтение сказки уч-ся самостоятельно.
- Прочитайте сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово.
Беседа по содержанию, выборочное чтение
- Кто главные герои сказки?
- Как их зовут?
- Почему автор дал им такие имена?
- О чём попросил ослика кролик?
- Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте
- Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.
- Что стал делать кролик после отказа?
- Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?
- Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.
- Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик (слайд 6)
- Выберите из них те, которые характеризуют кролика (ослика).
- Кого же автор назвал помощником?
- Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?
- Как можно назвать произведение по-другому?
- Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.
Чтение по ролям второго диалога
Распределение ролей (слова автора исключить)
- Прочитайте диалог в парах.
- Поменяйтесь ролями.
Чтение вслух (1- 2 пары)
Восстановление последовательности событий в сказке.
- У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Работаем в парах. Слайд 7
Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.
У меня болит голова.
Помоги мне, ослик, дом построить.
Я сейчас и без тебя обойдусь!
А на обед ему крольчиха супу наварила.
Кролик принялся за дело.
- Проверка. Слайд 8
- Перескажите сказку по получившемуся плану (или дать задание на дом)
Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы. Слайд 9
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на недели.
Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Какое произведение мы прочитали на уроке?
- Чему учит нас эта сказка?
- Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?
- Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваши достижения на уроке.
- Молодцы, вы хорошо потрудились. Слайд 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.