Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»
«СОГЛАСОВАНО» Директор МАУДО «МЦДОД» ____________О.Б. Тарануха «___» ________ 2020 г. |
|
«УТВЕРЖДЕНО» Зам. директора по ГПВ ____________Э.З. Сусина «___» ________ 2020 г. |
ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
«Карусель»
на 2020-2021 учебный год
Для детей: 4-14 лет
Составил: педагог-организатор
Калугин Никита Евгеньевич
г. Оренбург
2020
1. Пояснительная записка
В развитии личности ребенка свободная (досуговая) деятельность имеет общую психолого- педагогическую целостность. В ней выражены все необходимые для полноценного формирования личности этапы: целеполагание, планирование, реализация намеченных целей, анализ и оценка результатов. Организация педагогами досуга детей и подростков оказывает сильное влияние на все стороны их жизнедеятельности, приобщая их к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в разнообразных видах практической деятельности. Досуг - школа поддержки, одобрения и ободрения ребенка, а тем более слабого, «трудного», так как успех и активное участие ребенка в коллективном деле - это здоровье, добрые, положительные эмоции, шансы реализоваться.
Программа составлена на основе документов:
− Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями от 21.05.2020, приказ №829 №);
− Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – р);
− Устав МАУДО «МЦДОД»
1.1 Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа определяет основные направления деятельности педагога-организатора учреждения дополнительного образования детей и носит комплексный характер.
1.2 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в привлечении детей и подростков к альтернативным формам досуговой деятельности, отличной от распространенной среди подростков наркомании, преступности, обостренного национализма, пьянства, агрессивности, компьютерных игр; создании единого досугового пространства, основанного на местных традициях и народной педагогике, методике проведения игры, праздника, массовых гуляний, ярмарок, театрализации.
Программа рассчитана на учащихся дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. Работа ведется с переменным составом, в виде разовых мероприятий. Численный состав участников зависит от формы проведения мероприятия: развлекательные, игровые, познавательные программы – от 15 до 30 чел.; конкурсные программы, викторины – 10-20 чел.; массовые мероприятия – от 40 и более чел.
1.3. Педагогическая целесообразность программы
Организованная досуговая деятельность в Центре дополнительного образования позволяет детям и подросткам получить новый социальный опыт и заново оценить факты и явления жизни. Именно досуговая деятельность создает необходимую среду для появления индивидуальности, творческой фантазии, развития способностей, коммуникабельности, постижения красоты окружающего мира, освобождение от комплексов эмоциональной и физической скованности, реализует идеи развития детей разного возраста на основе самоопределения и апробации многих социальных ролей, освоения основ актерского мастерства, ориентации на высокие образцы искусства.
Цель программы:
Развитие и воспитание личности ребенка средствами досуговой деятельности.
Задачи программы:
− активизировать и стимулировать познавательную деятельность детей;
− формировать опыт культурного поведения, культуры чувств;
− формировать культуру межличностного общения;
− формирование опыта коллективной деятельности.
1.4. Ожидаемые результаты
Результаты реализации программы можно просмотреть на нескольких уровнях:
− результаты деятельности ребенка;
− интерес к программе, положительное отношение к ней, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентиров;
− степень удовлетворения потребностей и интересов ребенка, его активность в реализации программы и совершенствовании собственной личности, объективная оценка собственных действий и способность ответить за свои поступки;
− умение принимать совместные решении, коллективно планировать работу, распределять обязанности и ответственность, выполнять порученное и отвечать за свое слово, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины, уметь соотносить свои действия с действиями других, жить и действовать в группе, коллективе сверстников;
− результаты деятельности педагога;
− навыки проведения мероприятий досуговой деятельности;
− удовлетворенность участников качеством мероприятий, систематизация досуговой деятельности детей;
− логическая взаимосвязь воспитательной работы на разных возрастных ступенях.
Оценка эффективности программы осуществляется через:
− наблюдение педагога за саморазвитием личности участников;
− анкетирование, опросы детей, педагогов, родителей;
− анализ стабильности и качества участия детских коллективов в данной программе;
− результаты эмоциональных оценок участников мероприятий.
2. Организация досуговой деятельности
Программа может реализовываться не только, как система досуговых программ (определенным образом с подобранной тематикой и разнообразными формами проведения), но и в дистанционном формате, а именно:
− Онлайн-мероприятия по запросу педагогов;
− Онлайн-поздравления;
− Дистанционные конкурсы;
− Онлайн-площадки в каникулярное время и др.
2.1. Формы проведения досуговых программ
Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой деятельности программы и степени участия в ней детей, предполагаются следующие формы проведения программы:
Разовая игровая программ – она не требует подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений. Это могут быть игры-забавы за столом, а игротеке, подвижные игры и танцы в кругу, дискотека и т.д.;
Конкурсно-игровая программа – по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг» и т.д.);
Игра-спектакль – для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Эта форма проведения возможна в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов (педагогов), владеющих сценарным и актерским мастерством. В сюжет спектакля включаются игры, аттракционы; дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации;
Православные праздники. Дети с малых лет должны знать свою историю, свою культуру, свои истоки. Православные праздники данной программы проводятся в игровой, доступной форме;
Викторины – направлены на проявление эрудиции, сообразительности, фантазии и остроумия воспитанников;
Семейные посиделки. Семья была и есть средой формирования личности главнейшим инструментом воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образ жизни. Очень важно привлечь в праздничные программы родителей, где проводятся беседы с различной тематикой;
Профессиональные праздники позволяют детям увидеть множество людей, объединенных общими делами и интересами, выполняющих определенные функции и обязанности в обществе.
В процессе проведения мероприятия в качестве форм проведения отдельных его этапов используются такие формы организации как беседа, экскурсия.
Экскурсия на природу, игры на свежем воздухе необходимы для полноценного развития, формирования познавательного интереса, оздоровления.
Беседы проводятся в группах. Тематика подбирается в зависимости от общего хода праздника.
Общепедагогические методы
Метод упражнения (приучения) – метод управления деятельностью воспитанников при помощи разнообразных дел, где каждый выполняет определенные поручения.
Метод примера – метод воздействия на восприятие чувств и поведения воспитанника впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогической цели.
Метод непрерывности – предполагает осуществление в практической, воспитательной и досуговой деятельности возрастной и уровневой преемственности (от зрительно-досуговой к продуктивной и далее к исследовательской).
Метод воспитывающих ситуаций, т. е. специально созданных воспитателем условий, приближенных к жизни событий, саморазвивающего дела, ситуаций организованного успеха, доверия и т. п.
Метод поощрения – беседы, лекции, диспуты с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия и т. д.).
Метод демонстрации – экскурсии, выставки, показ и т. д. Используется для ознакомления воспитанников с конечным результатом деятельности, рекламы, при объяснении нового материала и т. д.
Метод равноправного духовного контакта – основан на совместной равноправной деятельности детей и взрослых, на демократическом и гуманизированном общении, когда в процессе работы происходит совместное придумывание чего-либо (предложения, стихотворения, сказки, праздника и т.д.)
Метод эвристический – частично поисковый метод, основан на фантазии, воображении и т. д.
Метод познания жизни – через художественные образы.
Методы досуговой педагогики
Метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей, выражаемых через костюмирование и особый словарь. Сюда же можно отнести и все инсценировки различных сказок, рассказов.
Метод игры и игрового тренинга – самостоятельный и знакомый для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными, в которых дети выражают свою оригинальную интересную сущность, самовыражаются, демонстрируют уровень организаторских, физических и интеллектуальных способностей.
Метод импровизации – выводит детей на практическую предприимчивость и базируется на приеме подражания с привнесением своего творческого накала. Это самопроверка, улучшение, усовершенствование. Импровизация – действие неосознанное и неподготовленное заранее, то есть эксперимент.
Метод состязательности. Состязание – чисто детская привилегия, внутренняя пружина, раскручивание внутренних сил, стимулирования к поиску, победы над собой. С этим методом связаны все задания, в которых происходит деление на группы. Лозунг этого метода: «Кто вперед?»
Метод воздействия – эффективные средства воплощения замыслов мероприятия, используемые для достижения особого эмоционального воздействия на слушателя (зрителя).
Общепедагогические принципы, реализуемые в учреждении
дополнительного образования для детей
Принцип развития – предусматривает постоянное развитие учащихся, саморазвитие педагога, родителей, работы объединения и т. д. системы образования в целом.
Принцип гуманизации – предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на развитие общечеловеческих ценностей: нравственности, патриотизма, гражданственности и т. д.
Принцип демократии – ориентирован на свободный выбор воспитанником необходимых для него видов и форм деятельности, формирование собственных представлений о мире.
Принцип природосообразности – учитывает индивидуальные и возрастные особенности развития воспитанников; находит своё отражение в выборе форм, методов и содержания деятельности, отвечающих уровню настоящего и возможного развития.
Принцип культуросообразности – рассматривает формирование личности ребенка в рамках национальной культуры, культуры отношения к природе, взаимодействия с семьей как с «квантом» культуры и т. д., т. е. адаптация к социокультурной среде.
Принцип жизнесообразности – умение «найти своё место» в событиях сегодняшнего дня, подстраиваться под его условия.
Принцип сотрудничества – предполагает совместную деятельность детей и взрослых (педагог – воспитанник, родители – дети и т. д.)
Принцип целесообразности – находит свое отражение в правильности определения педагогических приоритетов и целей, адекватного им содержания образования, строгом подчинении всей системы деятельности с воспитанниками (и в целом учреждения и его структурных подразделений) намеченной цели; обязывает к тщательному анализу и оценке результатов.
Принципы досуговой педагогики, реализуемые при организации
досуга детей
Принцип добровольности – основной принцип организации свободного времени воспитанников. Опирается на свободу выбора деятельности по виду её продолжительности.
Принцип креативности – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Принцип гуманитаризации – предполагает формирование у воспитанников многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития. Способствует становлению духовного мира, обеспечивает условия развития потребности в самосовершенствовании, реализации возможностей личности.
Принцип событийности – введение в жизнь ребенка ярких, красочных, эмоционально значимых событий; формирование способностей быть творцами и участниками событий.
Принцип эволюционности – основан на разнообразии и совершенствовании форм досуговой деятельности. Поскольку досуг «потребляется» детьми довольно огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота.
Принцип успешности – положительное и прекрасное рождает добро. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его творческий рост.
Принцип коллективности – досуг в целом – дело коллективное. Каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. При проведении массового мероприятия важен общий дух, психологический климат, проведение задачи мероприятия через сердца всех. Для такого успех нужна «могучая кучка», союз единомышленников, спаянных и вдохновленных созданием важности выполняемой задачи.
Принцип «красной линии» – основан на поддержании определенной разумной дистанции при общении с детьми. Досуг обязан сотворить отношение дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их содружество и сотрудничество. Нарушение «линии» приведет к разрушению нормальных контактов, станет мукой для обеих сторон.
4. План мероприятий МАУДО «МЦДОД»
Сентябрь - май
Сентябрь
Дата |
Мероприятие |
01-10 |
«Здравствуй, школа!» |
15.09.20 |
Посвящение в первоклассники « Пеппи и длинный чулок» |
22.09.20 |
«Цветочный фейерверк» конкурс осенних букетов
|
25.09.20 |
«Правила дорожные всем друзья надежные» беседа по ПДД |
30.09.20 |
«Веселые старты» - спортивные состязания
|
Октябрь
Дата |
Мероприятие |
03.10.20 |
«Как много праздников хороших» |
06.10.20 |
«Как молоды мы были …» - праздничный вечер
|
15.10.20 |
Утренник «Осенний бал» |
23.10.20 |
Праздник букваря |
29.10.20 |
«День Учителя» |
Ноябрь
Дата |
Мероприятие |
02.11. |
Беседа «Моя мама» посвященная дню матери |
09.11. |
«Золотая осень» |
17.11. |
«Поле чудес» - на осеннюю тему
|
30.11. |
«Город мой родной» познавательная программа по патриотическому воспитанию |
Декабрь
Дата |
Мероприятие |
08.12.20 |
День памяти воинам интернационалистов |
09.12.20 |
День героев отечества |
20-30 |
«Весело, весело встретим Новый год» |
Январь
Дата |
Мероприятия |
5.01.22 |
«Ура, каникулы!» |
12.01.22 |
Концерт «Рождество христово» |
18.01.22 |
День именинника. Развлекательная программа |
27.01.22 |
«Сквозь года, вечно будет в памяти наш Ленинград» День снятия блокады Ленинграда. |
29.01.22 |
Беседа «Безопасность в социальных сетях |
Февраль
Дата |
Мероприятие |
14.02.22 |
«Под знаком Купидона» конкурсная программа к Дню Св. Валентина |
16.02.22 |
Театрализованная программа, посвящённая Масленице «Солнце красное» |
22.02.22 |
«Прощай, зимушка-зима!» |
28.02.22 |
Проект «Последний нарушитель» мероприятие по ПДД |
Март
Дата |
Мероприятие |
07.03.22 |
«Для милых дам» праздничная программа, посвящённая 8 марта |
09.03.22 |
«А ну-ка девочки!» - конкурсная программа, посвященная 8 марта |
14.03.22 |
«Весенняя капель» |
22.03.22 |
Всемирный день мира «Мы вместе» |
16.03.22 |
«День птиц» - праздничная программа |
21.03.22 |
«Ты святи, святи, Ярило» городской фольклорный конкурс |
Апрель
Дата |
Мероприятие |
03.04.22 |
«День смеха» - развлекательная программа |
10.04.22 |
«Космическое путешествие». Конкурс рисунков к Дню космонавтики |
12.04.22 |
Конкурс педагогов-организаторов «Зеркало души» |
20.04.22 |
«Час мужества» воспитательно-позновательная программа |
26.04.22 |
«Зарница» военно-спортивное соревнование |
27.04.22 |
Беседа «Я и моя семья» о взаимоотношениях детей и родителей посвящ. Дню семьи |
30.04.22 |
Театрализованная программа «Пасхальный кролик» |
Май
Дата |
Мероприятие |
08.05.22 |
«Праздничный хоровод» |
9.05.55 |
«День Победы, как он был от нас далек», праздничная программа |
23.05.22 |
«Семейные традиции» форум посвящ. Дню семьи |
19.05.22 |
«День Детства» - праздничная программа |
28.05.22 |
«Да здравствуют каникулы» игровая программа |
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М, 1994.
3. Бекина СИ., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Движение и музыка. – М., 1983.
4. Бондарекнко А.К. Воспитание детей в игре. – М., 1983.
5. Борисенко Л.А. Скуке не уступим ни минутки. – Екатеринбург, 1987.
6. Володченко В., Юмашев В. Выходи играть во двор. – М., 1984.
7. Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
8. Зеньковская В.В. Психология детства: Учебное пособие. – М: Академия,1996.
9. Купран Ю.И. Оставайся изящной. – М, 1991.
10. Кудряков В.Н., Школьников Л.С. Сборник «Разрешите пригласить». – 1980
11. Кенеман А.В., Осокина Т.Н. Детские подвижные игры. – 1995.
12. Никитин В.П. Ступенька творчества и развивающие игры. – 1991.
13. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. –СПб.: Питер, 2000
14. Петрусинский Б.П. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М, 1991.
15. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев,вечеров отдыха и карнавалов «В свободный час». – Челябинск, 1970.
16. Стриганова В.М., Уральская В.И. Современные бальные танцы. – М., 1978.
17. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995.
18. Смекалка для малышей //Занимательные задачи, загадки, ребусы,головоломки. – М., 1994.
19. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слеза. – М., 1994.
20. Черный Г.П. Торжественно, красиво, памятно. – М., 1989.
21. Шмаков С, Безбородова Н. От игры к самовоспитанию.
22. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М., 1992.
23. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – Омск, 1992.
24. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.
25. Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб.: ООО «Речь», 2000.
26.
27.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.