План экскурсии по маршруту экологической тропы

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План экскурсии по маршруту экологической тропы.docx

План экскурсии по маршруту экологической тропы

( 5-6 класс)

Цели:

образовательные: знать видовое разнообразие растительности родного края, особенности морфологического строения растений, уметь узнавать и определять наиболее распространенные виды растений, приспособление растений к условиям окружающей среды, сформиро­вать умение по оформлению письменного отчета об экскурсии; побуждать активность и интерес детей к деятельности по охране и улучшению окружающей среды.

развивающие: развивать научное мировоззрение, продолжить развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, выработать навыки и умения наблюдать и сопоставлять увиденное, продолжить развитие практических навыков работы с живыми объектами, коллекциями, гербарием, а также развитию коммуникативной культуры учащихся через работу в группах, умение планировать свою деятельность, систематизировать материал.

воспитательные: формировать внимательное и бережное отношение к окружающей среде, чувства сострадания и помощи природе, воспитывать культуру труда и речи, формировать культуру поведения в природе, уметь применять свои знания об окружающих нас растениях на практике.

Задачи:

  1. конкретизировать знания учащихся о разнообразии мира цветковых растений;
  2. показать соответствие строения растений условиям их обитания;
  3. развивать систематические понятия “вид”, “класс”, “семейство”;
  4. ознакомить с ядовитыми растениями; способствовать развитию биологических умений, необходимых при описании и определении растений.
  5. продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, устанавливая единство в растительном мире и выявляя причины разнообразия растений;
  6. воспитывать культуру общения с природой.

Объекты: растительность у дорожек, сорная растительность, растительность на клумбах.

Растения: подорожник (большой, малый, ланцетовидный), одуванчик лекарственный, спорыш птичий, клевер (ползучий, красный, гибридный), ромашка (аптечная, пахучая), гусиная лапка, мятлик однолетний и др.

Оборудование: определительные карточки для определения семейств и для определения видов растений; экскурсионные лупы; инструктивные карты; копалки; блокноты; карандаш на тесьме; экологические знаки; повязка дежурного по группе.

Форма работы: групповая.

Структура содержания и проведения экскурсии.

Сообщение цели и постановка познавательной задачи.

Познавательная задача: познакомиться с миром цветковых растений, растущих у дорог, сорных растений,  и понять причины их разнообразия. Вспомнить правила поведения в природе.

Цветковые растения очень разнообразны. Среди них есть пигмеи (ряски) и гиганты (эвкалипты), однолетние и многолетние, деревья, кустарники, травы, есть культурные формы растений и дикорастущие. Цветковые растения способны развиваться в любой климатической зоне и в различных экологических условиях.

Внимание! Объявляется конкурс на самых наблюдательных, смышленых и организованных коллекционеров знаний. За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон, который сможете определенным образом превратить в оценку в журнале.

Пункт 1. Обочина дорожки, тропинки.

Задание 1.

Сравните одуванчик или подорожник, растущий у дороги. Установите причины сходства в строении стебля и расположении листьев. Ответьте на вопрос: каковы условия жизни на дороге? Оцените значение выявленных признаков для выживаемости особей и сохранении видов.

Задание 2.

Сравните подорожник и одуванчик, растущие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги. Охарактеризуйте условия их жизни.

Задание 3.

Определите систематическое положение объектов исследования.

Демонстрация: черты приспособленности у лапчатки гусиной (укороченный побег, прикорневая розетка), клевер ползучего(стебель ползучий), ромашки пахучей и спорыша (упругий, приподнятый стебель), у всех – мелкие, рассеченные листья.

Пункт 2. Пустырь.

Растения: лопух, чертополох, крапива и др.

  1. Почему лопух вытесняет другие растения?
  2. Почему животные и человек обходят растения пустырей?
  3. Почему животные не поедают эти растения?
  4. Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений?
  5. Каковы условия жизни растений пустырей?
  6. Какие приспособления выработались у этих растений?
  7. По определителю определите, к какому семейству относятся лопух большой, чертополох, бодяк полевой.

Изучение и определение характерных сорных растений.

Задание.

Осторожно, с помощью копалки удалите сорняки на площадке, указанной учителем. Рассмотрите их и распределите по 3 группам: однолетние, двулетние, многолетние. Определите, к какому семейству относится каждое растение. Заполните таблицу:

Особенности внешнего строения органов

Меры борьбы

Семейство

Видовое название

наземных

подземных

Сделайте вывод, используя вопросы: какие приспособления выработались у сорных видов? Какими биологическими особенностями характеризуются однолетние, двулетние, многолетние и сорные растения.

Итоговая мини-конференция

Участники конференции – по 2 представителя каждой группы. Они готовят развернутый ответ на один выбранный ими вопрос учителя.

Вопросы.

  1. Докажите разнообразие цветковых растений.
  2. Почему растения пустыря не растут в лесу?
  3. Почему сорные растения не растут на болоте?
  4. Почему южные растения не растут в тайге?

Остальные учащиеся во время подготовки конференции принимают участие в ролевой игре “Что бы я сделал для сохранения растений, если бы был…”

Роли:

  1. Турист;
  2. Журналист;
  3. Директор ботанического сада;
  4. Директор химического завода;
  5. Учитель;
  6. Мэр города и т.д.

 

Скачано с www.znanio.ru