План к уроку литературы в 10 кл.
Оценка 4.8

План к уроку литературы в 10 кл.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
26.01.2020
План к уроку литературы в 10 кл.
Формирование представления учащихся о художественном мире А. А. Фета через интерпретацию стихотворений поэта.
фет.docx

План к уроку литературы в  10 кл.

Учитель: Магомедова З.О.
Тема:
«Лирика А.Фета. Основные темы поэзии.  Особенности художественного мира».
 

Цель урока: формирование представления учащихся о художественном мире А.А.Фета через интерпретацию стихотворений поэта.

Задачи урока:

  1. Образовательные

·         Углубить знания о творчестве А.А. Фета как поэте «чистого искусства».

·         Показать своеобразие поэзии А.А. Фета.

·         Познакомить с новыми понятиями в русском стихосложении.

  1. Развивающие

·         Продолжить развитие навыков анализа поэтических текстов, в частности, умения истолковывать роль изобразительно-выразительных средств  в создании художественных образов.

·         Развивать творческое мышление.

·         Развивать умение выразительно читать поэтические тексты.

  1. Воспитательные

·         Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения поэта.

·         Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

·         Совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии обучения: информационные технологии, технологии исследовательского обучения, развития критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая, групповая

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал

 

 

 

                                                                 Ход  урока.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Актуализация ранее изученного.

III.Индивидуальная работа по карточкам у доски(письменно).

Карточка№1

А) ТРОП (?)

Б) ЭПИТЕТ (?)

В) РИФМА(?)

Г) ПОЭТИКА(?)

Карточка№2

А) ЯМБ
Б) МЕТАФОРА(?)
В) СТРОФА(?)
Г) ОКСЮМОРОН(?)

 

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета. Афанасий Фет оставил для нас чудесное поэтическое наследство.  Но прежде чем говорить о лирике поэта,  давайте вспомним, в чём драматизм судьбы А.А.Фета, какие  события из жизни поэта наложили отпечаток на его личность, судьбу, психику и  образ мыслей.(На творчество Фета повлияли такие факты его биографии, как происхождение и трагическая любовь к Марии Лазич).

- В чём заключалась трагедия его происхождения?(Родной отец А.Фета – Иоганн- Петр- Вильгельм Фёт, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта - Елизавета Беккер. А.Фет был усыновлён дворянином Афанасием Шеншиным, с которым Шарлотта тайно сбежала от мужа в Россию из Германии.В 1834 году, когда Фету было уже 14 лет, поэт был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства, так как обнаружилось,что христианский брак Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фёт был оформлен уже после рождения сына Афанасия.Фет всю жизнь мечтал вернуть себе звание дворянина, и добился он этого только в 1873 году.)

-Почему любовь Фета к Марии Лазич была трагичной?(Фет считал, что бедность его и Марии Лазич делали невоможным их брак, поэтому он на ней не женился, хотя, расставшись с ней, через всю жизнь пронёс свою любовь к этой девушке. Трагична и  судьба Марии Лазич: она сгорела от упавшей на её платье спички. Не известно, что это было: случайность  или самоубийство. Однако смерть любимой девушки сильно повлияла на душевное состояние Фета.)

 

-Действительно, эти два обстоятельства сильно повлияли на мироощущение писателя. Поэтому  и человеческий облик Фета современники рисуют весьма противоречиво. Одни описания не накладываются на другие. Если в одном случае изображается жесткий и жестокий, волевой и сильный хозяин, то в другом случае перед нами - меланхолик, смятенный дух, потенциальный убийца. Университетский и литературный друг Фета Аполлон Григорьев писал:(показ слайда) «Я не знаю человека, который мог бы сравниться с ним в умении хандрить. Я не видел человека, которого бы так душила тоска, за которого бы я более боялся самоубийства... Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять это страшное хаотическое брожение стихий его души».

 

Проверка индивидуальной работы.

Карточка№1, №2 (ответы на экране). Замечания по ответам?

 

3.Мотивирующий этап (приём- отсроченная отгадка).

-Ну а теперь самое время обратиться к творчеству А.Фета.

 

На сегодняшнем уроке мы  разгадаем эту загадку.

4.Формулирование темы и целей урока.

- А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего занятия. О чём, как вы думаете, мы будем сегодня говорить? (тема урока- «Лирика А.Фета. Основные темы поэзии.  Особенности художественного мира»)

-Запишите  тему в тетради.(показ слайда)

- Определите цели  урока

1)            узнать об основных темах лирики и особенностях поэтики  А. Фета;

2)             научиться выявлять черты поэтики при анализе стихотворений;

3)             научиться  владеть техникой  анализа стихотворений. )(показ слайда)

 

5.Изучение новой темы (решение поставленных задач).

-Итак, наша цель - прежде всего, выяснить, каковы основные темы лирики А.Фета.

-Как вам известно, современником Фета был Ф.И.Тютчев. Скажите, проповедником какой теории в поэзии он был? ( Тютчев был проповедником поэзии «чистого искусства»).

- Какие  темы лирики характерны для творчества поэтов «чистого искусства»? (природа, любовь, искусство).

-Каких тем поэты чистого искусства не должны были касаться? (не поднимались социальные проблемы, проблемы современности, гражданские мотивы)

 

- Так вот главным представителем поэзии «чистого искусства» был А.Фет. Запишите в тетрадях: « А.Фет – главный представитель поэзии «чистого искусства».(показ слайда)

-Каковы основные темы лирики Фета? (основные темы его лирики – это  природа, любовь и искусство).

 

Возьмите поурочный лист, на котором вы видите задание № 1, в нём представлено  несколько стихотворений поэта. Прочитайте их самостоятельно и попробуйте оформить в виде кластера схему «Темы лирики Фета» с примерами стихотворений. Откройте целый разворот в своей тетради и чертите кластер на двух страницах. Поработайте над этим заданием в парах. На эту работу вам даётся 5  минут.

-Проверяем.(показ слайдов)

 

(Темы лирики Фета:

1)тема природы («Учись у них - у дуба, у березы…», «Какая ночь! На всём какая нега!..», «Это утро, радость эта…», «Вечер»)

2)тема любви («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», « На заре ты ее не буди…», «Только встречу улыбку твою…», « Снова слышу голос твой…», « Я пришел к тебе с приветом…»)

3)тема искусства («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», « Одним толчком согнать ладью живую…»,  «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…»))

- В результате у вас должен получиться такой кластер. (показ кластера)

- Визитной карточкой А.Фета считается одно из самых ранних его стихотворений «Шепот, робкое дыханье...» . Оно самое необычное и нетрадиционное, и  стало в представлении читателей и критиков «самым фетовским стихотворением», своеобразным поэтическим «автопортретом».

Анализ этого стихотворения поможет нам выделить основные черты лирики А.Фета.

Давайте запишем заголовок : «Основные черты лирики А.Фета».

Послушайте  стихотворение «Шёпот,робкое дыханье…» в исполнении…(читает студент) и подумайте, какова его тема.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

 Милого лица,

 

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

-Скажите, пожалуйста, какой теме посвящено стихотворение?

(Учащийся: теме любви).

-Докажите, что в стихотворении раскрывается тема любви.

(Учащийся: здесь мы видим такие слова и словосочетания, как «шёпот, робкое дыханье», «ряд волшебных изменений милого лица», «лобзания», «слёзы», «отблеск янтаря»).

-Какую картину рисует автор?

(Учащийся: автор рисует картину любовного свидания).

-Где происходит встреча двух возлюбленных?

(Учащийся: на лоне природы.)

-Докажите.

(Учащийся: здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря».)

-Да, стихотворение посвящено теме любви, однако автобиографичным его не назовёшь. Оно не связано ни с каким определённым событием из жизни А.Фета. Вообще, в лирике поэта нет прямой автобиографичности. Это и есть первая черта его поэзии. Запишем в тетрадях под цифой 1: «Отсутствие прямой автобиографичности». (показ слайда)

- Какую картину поэт рисует в первом четверостишии (картину вечерней встречи двух влюбленных)

- Какая картина предстаёт перед нами во втором четверостишии?(вечер сменяется ночью, поэт передаёт впечатления от ночного свидания влюблённых)

- Что рисует Фет в третьем четверостишии?(утро, слёзы счастья и расставания)

 

- Посмотрим на синтаксис этого стихотворения. Он необычен. Но, чтобы выяснить, в чём нетрадиционность в построении предложений этого стихотворения, необходимо решить, какие части речи в нём преобладают.

-Посчитайте, сколько в нём существительных.(23).

-Назовите их.(показ слайда)

-Посчитайте, сколько в стихотворении прилагательных(7).

-Перечислите их (показ слайда).

-Есть ли в стихотворении глаголы? (нет)

-Сделайте вывод, какого вида предложения здесь представлены, если главными членами предложения являются одни подлежащие. Ведь вам известны виды односоставных предложений с главным членом-сказуемым и главным членом-подлежащим (показ слайда).

(Учащийся: стихотворение состоит из одних назывных предложений.)

-Действительно, без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряжённое лирическое переживание.

Но при всем том предметным и вещественным стихотворение не назовешь. Предметы у Фета непредметны. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения - между словами. Какие ассоциации, связанные с любовным свиданием, возникают в стихотворении?

(шепот, дыханье, трели соловья, ручей, ночные тени, ночной свет, изменения лица, роза, лобзания, слезы, заря).

а словами развивается и основная тема стихотворения: чувство любви, чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета еще никто не писал.

-Запишем вторую черту лирики Фета : ассоциативность (показ слайда)

 

-Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...», иногда называют импрессионистской. Такое название происходит от художественного направления в искусстве живописи, которое называется «импрессионизм».

Сейчас вы посмотрите видеофрагмент об этом направлении. Ваша задача - выяснить, что такое импрессионизм в живописи, какова история происхождения названия этого художественного направления, какие художники являются представителями импрессионизма в живописи, в чём особенности живописной манеры художников-импрессионистов (вопросы записаны на доске)(просмотр видеофрагмента)

-Что такое импрессионизм?

(Импрессионизм (от.фр.- «впечатление»)  как художественное направление возник впервые в искусстве живописи, во Франции в конце 1860-х годов)

Какова история происхождения названия этого художественного направления? ( Название произошло от картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»).

-Назовите представителей импрессионизма в живописи (Его представителями были художники Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, Фредерик Базиль).

- В чём особенности живописной манеры художников-импрессионистов?(Представители импрессионизма стремились естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления, особое внимание отдавалось тому, чтобы передать свет и цвет. Картины представляли лишь позитивные моменты жизни, не затрагивали социальные проблемы).

-В чем выражается импрессионизм в  стихотворении А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»?

(Учащийся: поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в любви, а воспроизводит лишь самые значимые мгновения этого чувства, впечатления от него.)

-Какие это впечатления? (шёпот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье ручья, свет ночной, ночные тени, ряд изменений милого лица, дымные тучки, пурпур розы, отблеск янтаря, лобзания, слёзы, заря)

-Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов. Любовь дается намеками, тонкими отсылками - и потому совсем не заземленно, а высоко.

Импрессионистичность заключается в субъективном восприятии окружающего мира; поэту важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них. Импрессионизм в поэзии - это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти «обрывки», взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину.

Это стихотворение Фета сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка:(показ слайдов) написанные лёгкими мазками, даже точками («Гавань в Марселе», «Сосна»), они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета.

-Что ещё связывает Фета с живописью импрессионистов?( воспевание красоты, только позитивных моментов жизни, Фет на затрагивает социальных проблем, стремление передать мир в его подвижности и изменчивости).

-Вспомним загадку, которая была представлена вашему вниманию в начале урока, где вы видели картины французских художников 19 века.(показ слайдов). В чём заключается их связь с творчеством Фета? (это картины художников-импрессионистов, живописную манеру которых использует и Фет в своей лирике)

-Запишем третью особенность лирики Фета- импрессионистичность (передача впечатлений от картин природы или от переживаемых чувств)(показ слайда)

 

-Какими звуками наполнено стихотворение?

(шепот, дыханье, трели, колыханье, лобзания.)

братим внимание, что в озвучивании предметов и явлений окружающего мира главное место занимает песенное начало, мелодия (трель). Поэтому не зря говорят о музыкальности фетовского стиха. Не зря существует романс Н.К. Метнера «Шепот, робкое дыханье...» на слова этого стихотворения. Вообще, на слова многих стихотворений Фета написаны романсы («Сияла ночь, луной был полон сад. Лежали…», «На заре ты её не буди…», «Только встречу улыбку твою…», «Снова слышу голос твой…»,  «Какая ночь! Вокруг такая нега…» и др.)(показ слайда)

- Запишем четвёртую черту лирики Фета – музыкальность.(показ слайда)

-Часто в своих стихотворениях Фет использует звукопись.

-Что такое звукопись?

-Звукопись представлена двумя приёмами: (показ слайдов)

А) ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных;

Б) аллитерацию - повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

Найдите аллитерацию в стихотворении. Какие звуки часто повторяются?

(часто повторяются [р], [л].)

-В каких словах?(«робкое», «трели соловья», «серебро и колыханье ручья»).

(показ слайда).

-Какую картину рисует поэт, повторяя эти звуки?(передается картина льющейся воды в ручье, пение соловья).

- Пятая черта поэзии Фета- использование звукописи. Запишем её. (показ слайда)

-Поработаем с художественными тропами, которые встречаются в этом стихотворении. Найдите эпитеты.( робкое дыханье, сонный ручей, волшебные изменения, милое лицо, дымные тучки и др.)(показ слайда)

-Фет использует метафоры, найдите их (серебро ручья)

-Перед намине столько плотская, сколько духовная любовь, на что указывает и финал стихотворения. Последние слова: «И заря, заря...» - звучат не в ряду других, а выделенно. Заря - это не очередное явление, а сильная метафора и сильная концовка. В контексте стихотворения заря - высшее выражение чувства, свет любви.

-Итак, последняя черта лирики Фета широкое использование метафор и эпитетов.Запишем эту черту.(показ слайда)

-Главные мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии- помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты.

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. В этом мы убедились, проанализировав стихотворение Фета и познакомившись с другими его стихотворениями.

 

Молодой А.П. Чехов называл стихотворения А. Фета «пленительными», Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика: его стихи дышат «самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия». И мы сегодня почувствовали, что стихотворения А. Фета вечны, как «трели соловья», как «робкое дыханье» любви, как «говор звезд на небесах»... Поэзия Фета во многом предвосхитила художественные искания поэтов, чье поколение вступило в литературу на рубеже двух эпох - 19 и 20 веков (Брюсов, Блок, Белый) - и в более позднее время (С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, Н.М. Рубцов). Пророческими оказались слова JI. Толстого, который в письме Фету от 27 января 1878 г. заметил, что сиянье от его стихов очень далекое.

 

6.Подведение итогов работы (рефлексия).

 

-Итак, сегодня на уроке мы познакомились с творчеством А.Фета. Достигли ли мы целей, которые ставили в начале занятия?

-Назовите основные темы лирики Фета. (называют)

-Какие характерные черты лирики Фета мы обозначили?

(основные черты поэтики Фета:отсутствие прямой автобиографичности,импрессионистичность, музыкальность, ассоциативность, метафоричность, использование эпитетов, использование звукописи.)(показ слайдов)

-А теперь попробуйте выполнить творческое задание- напишите синквейн на тему «Лирика Фета». На эту работу вам даётся  5 минут.

-Зачитайте свои синквейны.

- А теперь послушайте, что получилось у меня:(показ слайда)

Лирика Фета

Музыкальная, метафоричная

Восхищает,просветляет,радует

Воспевает прекрасные миги жизни

Красота

- В завершение нашего урока позвольте представить вашему вниманию романс на стихи А.Фета «На заре ты её не буди…» в исполнении Татьяны Азаровой, музыка- Александра Варламова. (показ видеоклипа)

 

-Запишем домашнее задание:

1)выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», 2)сделать иллюстрацию к одному из стихотворений А.Фета (на дополнительную оценку).

-Спасибо всем за активную работу на уроке.

-  Оценки за урок:


 

Скачано с www.znanio.ru

План к уроку литературы в 10 кл

План к уроку литературы в 10 кл

А) ТРОП (?) Б) ЭПИТЕТ (?)

А) ТРОП (?) Б) ЭПИТЕТ (?)

Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять это страшное хаотическое брожение стихий его души»

Я боялся за него, я проводил часто ночи у его постели, стараясь чем бы то ни было рассеять это страшное хаотическое брожение стихий его души»

Темы лирики Фета: 1)тема природы («

Темы лирики Фета: 1)тема природы («

Докажите. (Учащийся: здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря»

Докажите. (Учащийся: здесь возникают такие природные образы, как «трели соловья», «серебро и колыханье сонного ручья», «свет ночной, ночные тени», «в дымных тучках пурпур розы», «заря»

Сейчас вы посмотрите видеофрагмент об этом направлении

Сейчас вы посмотрите видеофрагмент об этом направлении

Фет на затрагивает социальных проблем, стремление передать мир в его подвижности и изменчивости)

Фет на затрагивает социальных проблем, стремление передать мир в его подвижности и изменчивости)

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья

Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья

- Оценки за урок:

- Оценки за урок:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2020