Тема: Деепричастия несовершенного вида
Цель: ознакомить учащихся со способами образования деепричастий несовершенного вида; формировать умение образовывать деепричастия, сохраняя вид; совершенствовать навыки правильного употребления деепричастий в речи, соблюдение орфоэпических и грамматических норм; развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, связную речь; воспитывать любовь и интерес к языку, стремление к знаниям.
Оборудование: учебник, учебные тексты, опорная схема (на экране или интерактивной доске).
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования умений и навыков с элементами практикума.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками, словарная и орфоэпическая работа.
Ход урока
I.Организационный момент
-Здравствуйте дети, садитесь.
II. Проверка домашнего задания
-Откройте тетради, проверим домашнюю работу.
(проверка по цепочке упр.195)
III. Лингвистическая разминка
- Синтаксический разбор предложения. Составьте схему.
(один ученик выполняет на доске, остальные в тетрадях)
Маруся смотрела на меня, широко раскрыв свои голубые глаза.
IV. Выборочный диктант.
- Выпишите только деепричастия.
1.Мальчик, умываясь, разговаривает.
2.Яшка забросил насадку и снова, не выпуская из рук удилища, неотрывно смотрел на поплавок.
3.Цепляясь за лавки и стулья, Яшка стал бродить по избе.
4. Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг.
5.Космонавт рассказывает о полете, улыбаясь.
V. Изучение темы «Деепричастия несовершенного вида»
1. Беседа по вопросам.
- Какие части речи имеют вид? (Глаголы, причастия, деепричастия.)
- Как определить вид? (По вопросу.)
- Каким грамматическим признаком, кроме вида, обладает деепричастие? (Неизменяемость.)
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 29.
3. Вопросы на усвоение материала.
- Что обозначают деепричастия несовершенного вида? (Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие)
- На какие вопросы они отвечают? (Что делая? )
- От основ каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? (От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида).
- С помощью какого суффикса они образуются? (-а(-я))
Какие причастия образуются от основ настоящего времени глаголов? (Действительные и страдательные причастия настоящего времени.)
Комментарии учителя: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида от некоторых глаголов:
· с основой на г, к (бегут, текут);
· с основой на шипящий (мажут, чешут);
· с основой, состоящей из одних согласных (шьют, льют, бьют);
· от глаголов с суффиксом -ну- (сохнут, гибнут, мерзнут);
· от глаголов с чередованием з/ж, с/ ш (казаться, кажусь; пишут, писать)
VI. Словарная и орфоэпическая работа
Записать слова, помещенные в рамке на с. 84, в словарик; составить с ними словосочетания. Прочитать слова вслух, следя за правильностью ударения:
черпая ударение на первый слог; балуясь - ударение на второй слог; бассейн, дистанция, сиять.
VII. Выполнение упражнений
1. Упражнение 196: устно, по цепочке. Предложения составить письменно, обсудить.
2. Упражнение 197: комментированное письмо, соблюдение речевых норм.
Комментарий. Деепричастия не образуются от глаголов ждать, лить. Деепричастие можно образовать от приставочного глагола ожидать - ожидая. Учитель может сказать об устаревшей форме лия, встречающейся только в поэтической речи: «И слезы горькие лия...».
3. Упражнение 198: самостоятельная работа.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Как образуются деепричастия несовершенного вида?
-От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?
IX. Домашнее задание
1. §31
2. Упражнение 199.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.