Урок литературы в 8 классе по теме:
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
https://rutube.ru/video/private/f9c5ef5e043cf05370a5dd0a0d8280f0/?r=a&p=NVFk8pokY1C66DEIUI1qnQ - ссылка на видео урок
Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.
2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.
3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.
Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.
Урок с элементами модульной технологии.
Оборудование: 1. Портрет Л.Н. Толстого
2. Рабочие листы.
3. Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.
4. На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть.
5. На доске – понятие композиция.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией
План урока:
1. Орг. момент.
2. Выяснение уровня первоначального восприятия текста. Реализация Д/З. Выборочное чтение сочинений-миниатюр «Какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?»
3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.
1. Письменные ответы на задание №1.
2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в парах - №2).
А) Выписать эпитеты в описании сцены бала.
Б) Выписать эпитеты в описании сцены наказания солдата.
Одновременно – один учащийся выполняет №3.
3. Обсуждение результатов заполнения заданий:
А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.
Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.
В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.
(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)
4. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.
(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)
5. Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)
|
Полковник |
Наказываемый |
Фигура |
Высокий военный в шинели и фуражке |
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное. |
Походка |
Шел твердой подрагивающей походкой |
Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад. |
Лицо |
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. |
Сморщенное от страдания лицо |
Общее описание |
Твердым шагом двигалась высокая статная фигура. |
Спотыкающийся, корчащийся человек. |
6. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным? (это свойственно человеку)
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по законам, придуманным крепостническим обществом)
7. Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:
А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.
Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.
8. Рассуждение (Устно): Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? (в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль? (образ Вареньки соотносил с ее отцом)
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу? (не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)
9. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?
10. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)
11. Завершающий контроль. Выполнение теста.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? |
А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма |
12. Самооценка учащихся.
13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.
Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
Ф. И.__________________________________
1. Ответьте письменно:
А) На какие две части делится сюжет рассказа?
1) ________________________ 2) ______________________________
Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _____________________________________________________________________________
2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:
Эпитеты в описании бала |
Эпитеты в описании наказания солдата |
Знаменитые музыканты,
…__________ |
Жесткая, нехорошая музыка, …________ ____________________________________ |
3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ
_______________________________________________________________________________
4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом «а» и однородными членами предложения.
_________________________________________________________________________________
5. Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу:
|
Полковник |
Наказываемый |
Фигура |
__________________________________
|
__________________________________
|
Походка |
__________________________________ |
__________________________________
|
Лицо |
__________________________________
|
__________________________________ __________________________________ |
Общее описание |
__________________________________
|
__________________________________
|
10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)
Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
_______________________________________________________________________________
Завершающий контроль
Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.
1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий Б) цикличность излагаемых событий В) контраст, противопоставление. 2. Каков тип композиции рассказа? А) рассказ в рассказе Б) повествование от первого лица В) авторское изложение событий. 3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? А) отчуждение Б) возмущение В) восторг 4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? |
А) замшевая перчатка Б) блестящие глаза и радостная улыбка В) «домодельные» сапоги. 5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? А) автор показывает двуличие героя Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности. 6. Определите основную идею рассказа. А) судьба человека зависит от случая Б) идея личной ответственности человека В) осуждение деспотизма |
Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)
1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ
2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ
3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ
4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.