План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»
Если ребенка лишить радости, веры в себя,
то трудно надеяться на его светлое будущее.
С.Соловейчик
Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке
Задачи:
1. информирование педагогов о психолого-педагогической сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;
2. инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
3. развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.
4. создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.
Участники: педагоги.
Предварительная работа:
1. Подготовка сценария;
2. Подготовить буклеты по теме тренинга;
3. Подготовка материала для проведения игр;
План проведения:
1. Организационный момент (вступительное слово психолога);
2. Разминка "Имя - качество".
3. Упражнение «Комплименты»;
4. Упражнение «Доброе слово»;
5. Упражнение «Модальность»;
6. Мозговой штурм «Фантазёры»;
7. Рефлексивное упражнение «Фотография на память»;
8. Заключительная часть (Притча «Эхо»)
Ход тренинга
1. Организационный момент
-- Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.
На данном занятии мы проанализируем влияние слова на успех в деятельности учащихся, а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.
Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение. Но, для начала, давайте познакомимся.
2. Разминка "Имя - качество".
Прошу вас вспомнить свои школьные годы и написать на визитке имя, по которому к вам хотелось бы, чтобы обращались в то время учителя. Если пожелаете к имени можно добавить качество (например, Елена - премудрая). Именно по этим именам мы будем обращаться сегодня друг к другу.
3. Упражнение «Комплименты»;
Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.
Обязательные условия:
· Обращение по имени.
· Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
· Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов : "А вы…” или "А у вас…”.
Рефлексия.
· Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
· Какой комплимент вам понравился больше всего?
4.Упражнение «Доброе слово»
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
Прошу выйти 3-4 желающих педагогов поучаствовать в соревновании. Необходимо произносить по очереди различные варианты обращений к ученику, не повторяясь: «Ты молодец! Отлично!» «Продолжай также хорошо работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Последний оставшийся игрок – победитель и его ждёт приз.
Рефлексия.
· Какой настрой вам понравился больше всего?
· Какой из них наиболее мотивирует на успешную работу?
Комментарий психолога: Обратная сторона медали в том, что учитель с легкостью раздавая комплименты, много раз говорит «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!». Это чревато девальвацией похвалы. Дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Или того хуже - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в себе в самоуверенность. Поэтому педагогу важно быть внимательным в употреблении мотивирующих установок и придерживаться золотой середины.
5. Упражнение «Модальность».
Очень часто в общении с учениками мы используем фразы: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право..», «Тебе интересно...».
О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю что делать...», «Я старше и умнее...». Модальность долженствования (ты должен...) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.
Предлагаю Вам записки с типичными фразами в модальности долженствования, перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
· «Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
· «Ты должен хорошо учиться!»
· «Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
«Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно ивнимательно слушать!»
· «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
· «Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!»
· «Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
· «Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
· «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»
· «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
Рефлексия.
· Вызвало у Вас задание затруднение?
· Всегда ли Вы используете этот метод в работе?
6. Мозговой штурм «Фантазёры»
На доске записана тема урока.
– Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. – Вот видите, как важно…
7. Рефлексивное упражнение «Фотография на память»
Уважаемые коллеги, в заключение нашего занятия, прошу выразить свои впечатления о нём творческой работой. Перед Вами наш коллективный снимок, но на нём не чётко видны наши эмоции. Прошу Вас выбрать смайлики, которые соответствуют вашему впечатлению о проведённом мероприятии.
Весело провёл время.
Получил новые знания и вспомнил нужный материал.
Было скучно, ничего полезного.
Жалко потерянного времени.
8. Заключительная часть (Притча «Эхо»)
И закончить нашу встречу я хочу притчей.
Папа с сыном пошли однажды на горы. Сын, ударившись о камень, непроизвольно крикнул:
- А-а-а-а-а-а!
И с удивлением слышит:
- А-а-а-а-а-а!
Мальчик спросил:
- Кто ты?
А ему в ответ:
- Кто ты?
Разозлившись от такого ответа, мальчик кричит:
- Трус!
А ему в ответ:
- Трус!
Мальчик спрашивает у отца:
- Что происходит?
Отец улыбнулся и говорит:
- Слушай меня внимательно, — и кричит горам: — Я тебя уважаю!
Ему в ответ:
- Я тебя уважаю!
- Будь счастлив!
Ему отвечают:
- Будь счастлив!
Мальчик оставался в удивлении, и потом папа ему объяснил:
- Это явление называют «эхо» но, по правде, это называется жизнь… Она тебе всегда отдаёт всё, что ты говоришь и делаешь.
Помните это! А ещё помните:
Все дети талантливы!
Ребёнок хорош, плох его поступок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.