план-конспект окружающего мира 3 класс " Вода -условие жизни на земле"

  • docx
  • 25.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.docx

План-конспект урока окружающего мира

3 класс

Тема: «Вода - условие жизни на земле»

 

Цель: Обобщить знания учащихся о значении воды в жизни растений, животных человека

Задачи:        1) расширить знания детей (свойства воды, водоемы);                

                    2) развивать аналитическое мышление, наблюдательность;

                     3) воспитывать экологическое мышление.

 

Оборудование для учителя: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, презентация, физическая карта России    

Для учащихся: стакан с водой, ложка, сахар, измельченный мел, минеральная вода, задания для работы в группах

 

Ход урока:

 

1.                      Орг.момент. Дети произносят речевку:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю!

Всех я вас приветствую!

2.                      Введение в тему урока.

Инсценированное стихотворение

                      Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

- Откуда ты? – Вода в ответ:

- Из далека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росой искрилась поляна.

- Откуда ты? – спросил росу.

И я пришла из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донесся шепот: «Знай, малыш,

И я пришла из океана!»

На поле лег туман седой, Малыш спросил и у тумана:

- Откуда ты? Ты кто такой?

- И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли ?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Океанская вода !

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке?

  ( О воде )

- Посмотрите на экран (Слайд №1). Что случилось с цветком?

Почему это произошло? Нашу планету называют голубой (Слайд №2),  потому что большую часть поверхности земного шара занимает вода, а если бы она пропала, вот бы как это выглядело. (Слайд №3 ) 

- Что изменилось ? ( Изменился цвет – нет голубого и зеленого)

  Да, зеленый цвет тоже пропал. Почему это произошло?

- Без чего не может жить все живое? (Без воды)

 

Потому тема нашего урока так и называется (Слайд №4 )

«Вода – условие жизни на Земле»

 

 Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Без неё не может существовать ни одно живое существо. Жизнь животных, людей и растений, всей живой природы зависит от воды. Вода – главное богатство нашей планеты, недаром народная пословица гласит «Мать водица – всему царица»

  1. Работа по теме:

Работу по теме урока начнем с повторения. Для этого поработаем в группах. (Слайд 5).

Задание для 1 группы – проанализировать стихотворение С. Михалкова «Прогулка» - Правильно ли вели себя отдыхающие?

                                Прогулка.

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят: загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли – насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…- Эй, ребята! – крикнул Дима,

- Вот местечко хоть куда! Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели, хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли! И остались на поляне у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не нашли.

 

- Какие правила безопасности необходимо соблюдать около воды?

Задание для 2 группы – заполнить схемы:

1)      Виды водоемов.

2)    3 состояния воды

Задание для 3 группы - рассказать о свойствах воды по плану:

1.     Вкус.

2.     Прозрачность.

3.     Запах.

4.     Цвет.

5.     Форма.

6.     Растворяет ли вещества.

Проверка выполнения задания в группах.

1 группа – Правила поведения у воды:

- нельзя засорять берега водоемов;

- купаться можно только под присмотром взрослых;

- нельзя купаться и нырять в незнакомых местах;

- нельзя пить воду из водоемов;

- Нельзя находиться в воде во время грозы.

2 группа – 1)Виды водоемов: (Слайд 6).

- река,

- озеро,

- пруд,

- болото,

- море,

- океан.

В России около 3 млн. водоемов. Покажите на карте самые крупные реки.

(Работа по карте)

В Башкортостане самая крупная река – Белая (Агидель), самое крупнее озеро –Асылыкуль, один из самых крупных и красивых водопадов  - водопад Гадельша.

(Слайд 7). Вот такие виды водоемов существуют.

 

2). Вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

 (Слайд 8)

Отгадайте загадки о водных явлениях, определите состояние. Упражнение для глаз  (Карточки с загадками развешаны на стенах кабинета)

Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки (Дождь - жидкое)

 

Стали звездочки кружиться,

На землю стали ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а…( снежинки – твердое)

 

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз,

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет    (Сосулька – твердое)

 

Пушистая вата плывет куда-то    (Облако –газообразное)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина  (Туман – газообразное)

 

Я вода, да по воде же и плаваю   (Лед – твердое)

- Почему лед плывет по воде, а не тонет?

О других свойствах воды нам расскажет 3 группа.

Свойства воды. (Слайд 9)

1). Вода не имеет вкуса.

2). Вода не имеет запаха.

3). Вода прозрачна.

4). Вода бесцветна.

5). Не имеет форму.

6). Растворяет некоторые вещества.

Благодаря этим свойствам вода может «выполнять» разнообразную работу в природе и быту?

Человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70% состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять (Слайд 10).  В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость.

- Откуда мы с вами можем получить воду?

- Из пищи: из овощей, фруктов и другой еды, из напитков (Слайд 11)

- Где еще человек использует воду? (Слайд 12)

1). В быту

2). Дорога (водный транспорт)

3).Для охлаждения

4). Для отопления

5). Энергия падающей воды

6). В промышленности

7). В медицине (Слайд 13) В Башкортостане находится единственный в мире курорт Янган-тау с оригинальным методом лечения горячими парами. Для лечения желудочных болезней мы пьем минеральную воду «Красноусольская», «Шихан»

 

Для чего нужна вода растениям и животным?

- Для питания,

- Является местом обитания. (Слайд 14)

 Работа по учебнику – Рубрика «Выскажем предположения» (с.22)

- От чего зависит многообразие растений в разных частях света?

 

Без воды не может существовать ни одно живое существо.  Вот как много воды нужно человеку. Но часто люди не ценят воду и не берегут её чистоту. Заводы, фабрики спускают в воду так много отходов и отбросов, что вода становится грязной и непригодной для жизни. Поэтому воду необходимо экономно расходовать и беречь от загрязнения.

- Как можно экономить воду?

4. Итог урока:

- Наш урок подошел к концу. Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока.

– Почему вода является одним из главных условий жизни на земле?

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

Урок хочется закончить словами известного писателя Антуана де Сент –Экзюпери: «Вода! Ты – сама жизнь! Ты -  самое большое богатство на свете!»

5. Домашнее задание (слайд 15) –по выбору

- Составить рассказ «Охрана водоемов»

- Нарисовать плакат «Береги воду»