МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АВАДАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Республика Дагестан 368659,
Докузпаринский р-н, с. Авадан, Ленина 32 89285487437
.e-mail: avadan.school@mail.ru.веб-сайт: https://avada.dagestanschool.ru.
План -конспект открытого урока
Учитель : Кайтмазова Зарема Зейдуллаховна.
Тема урока: Экологическая безопасность.
Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.
Учебные задачи, направленные на достижение:
1) личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2) метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формирование начальных форм личностной рефлексии –регулятивные УУД;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формирование умения взаимодействия в статичных парах и группах – коммуникативные УУД.
3) предметных результатов обучения:
- познакомить с основными загрязнителями воздуха, воды, продуктов питания,
- выполнять правила личной экологической безопасности,
- обогащать словарный запас, развивать речь и мышление,
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение
Используемое оборудование: глобус, учебник, рабочая тетрадь, бытовой фильтр, ноутбук, интерактивная доска, презентация, проекты учащихся, тестовые задания, книга по экологии «Экологическая мозайка».
Основные понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «экология»
Планируемые результаты: учащиеся научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и объяснять употребление в пищу полезных продуктов питания, высказывать своё мнение, доказывать его, защищать свои проекты.
Ход урока:
I. Орг.момент
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок окружающего мира и мы с вами познакомимся с понятиями «экология», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения». Вы все подготовили проекты. Будете их защищать.
Чтение эпиграфа к уроку:
-Хочется начать урок со слов замечательного писателя Михаила Пришвина:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».
II. Актуализация знаний
Выполнение тестовых заданий
-Ребята, прежде чем начать работу по новой теме, мы немного должны повторить тему предыдущего урока. На ваших партах лежат тестовые задания. Давайте выполним эти задания.
III. Самоопределение к деятельности
Инсценировка экологической сказки
Жил старик на берегу широкой глубокой реки. Как-то раз стал он ловить неводом рыбу. Закинул он первый раз невод, пришёл к нему невод с одними лишь консервными банками. Во второй раз закинул старик невод, пришёл к нему невод с башмаками, палками да бутылками. Закинул он невод в третий раз. И попал к нему в невод… рак. И вдруг заговорил рак человеческим голосом:
- Не отпускай меня, старик, обратно в речку. А посади меня в аквариум с чистой водою. За это сослужу тебе службу. Буду тебе говорить, какая вода – чистая, а какая – нет.
- Как вы думаете, почему рак не захотел жить в речке? (Грязная вода).
- Почему вода в речке стала грязной?
(На берегах
водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывают неочищенные стоки
в воду.
Дождями с полей смываются ядохимикаты и
удобрения, которые применяются в сельском хозяйстве.
Многочисленные автомойки, бензозаправочные
станции загрязняют воду опасными для жизни нефтепродуктам.)
-Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.
И
это все изучает наука – экология. В переводе с греческого
языка «экос» - дом, «логос» - учение, т.е. учение о доме.
-Как вы думаете, а какой дом изучает экология? (общий для всех дом –
нашу планету).
IV. Открытие нового знания (изучение нового материала)
- Чтобы правильно жить в нашем доме, в окружающей среде, нужно соблюдать правила экологической безопасности.
- Тема урока «Экологическая безопасность».
- Что мы должны узнать при изучении данной темы? Давайте, ребята, посмотрим видеоролик.
Просмотр видеоролика об экологии (на диске)
Представление об источниках загрязнения
-Люди с давних пор живут на Земле и занимаются
хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят дома, электростанции, вырубают
леса. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.
Природа переживает сегодня немалые потрясения.
- Подумайте
и скажите: что является источниками загрязнения окружающей среды? (Источники загрязнения – промышленные предприятия,
заводы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и
несознательные люди бросают его куда попало)
-Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества
попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах
питания, которые употребляет человек.
- Что же получается? Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно
называют “цепью загрязнения”.
- Назовите
пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (воздух, вода, продукты
питания).
- Как вы понимаете словосочетание «экологическая безопасность»?
(Защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды).
-Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.
-Давайте, ребята, познакомимся с вашими проектами. Вы будете выходить к доске и защищать свою работу.
Защита проектов обучающимися
1)Самат - проект по теме «Загрязнение воздуха»
2)С. Рафис – Загрязнение воды»
3)Эльмира –«Цепи загрязнения»
4)Ахмет – «Загрязнение окружающей природы»
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо выступили.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
- Из проектов учеников мы узнали о загрязнении природы . Узнали, что промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реки вредные отходы. Несознательные люди бросают мусор куда попало. Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Человек может своими поступками как сберечь природу, так и погубить её .
-Наши ученики работали над проектами по очищению и охране окружающей природы. Они сейчас вам предложат пути решения экологических проблем.
-Давайте их послушаем.
Защита проектов (продолжение)
5) проект по теме «Очистка воздуха»
6) «Как защититься от грязного воздуха?»
7) «Берегите воду»
8) «Как защититься от загрязненной воды?»
!!! Опыт с фильтрацией воды (помогает учитель)
9) « Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания»
10) «Правила поведения в лесу»
11) «Берегите лес!»
-Ребята, мы вас послушали, молодцы.
-Еще поскольку этот 2017 год был объявлен годом экологии, мы всем классом участвовали в международной экологической акции «Покормите птиц». Подготовили коллективный проект – презентацию, и отправили на конкурс. Наши девочки подготовили еще и индивидуальные работы по теме «Самая вкусная кормушка». И теперь они вам их представят.
12) коллаж «Самая вкусная кормушка»
13) презентация «Апельсиновая кормушка»
14) презентация «Самая вкусная кормушка»
VIII. Итог
-Ребята, сделаем выводы по теме:
· Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.
· Чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.
· Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.
· Вокруг нас должно быть много растений.
· Не ловить рыбу в грязных водоёмах.
· Не собирать грибы и ягоды рядом с дорогами.
· Не загрязнять водоёмы и леса.
· Определить специальные места для мусора. Ввести штрафы за выброс мусора в неположенном месте.
· Не загрязнять водоёмы, окружающую природу.
· Сажать деревья и цветы.
-Общий вывод: если человек будет соблюдать все эти правила, он будет здоровым и счастливым. А чтобы сберечь наш общий дом, должно потрудиться всё человечество и Земля будет счастливой вместе с нами.
IX. Рефлексия
-Мне интересно было с вами работать, наблюдать, как вы из простого ученика превратились в юных экологов. Самостоятельно подготовили проекты, их достойно защищали. Молодцы.
-Мои пожелания вам: жить в прекрасной стране, беречь родную природу , а природа ответит вам своей заботой.
- Спасибо за работу. Всего доброго. Берегите свое здоровье.
- Урок окончен.
Домашнее задание
-задания в рабочей тетради
Вставь пропущенные слова:
1.________ стой вблизи _______________ с работающим двигателем.
2. Не стой рядом с _______________ людьми.
3. Нельзя купаться в ___________________.
4. Пей только_______________ воду.
5. Не собирай ________, __________,__________, вблизи свалок, заводов, дорог.
6. Не ешь ___________, у которых истек срок _______________.
Камила. Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания
1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов.
2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде.
3. Не ешь продукты, у которых истек срок хранения.
4. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки.
5. Ешь экологически чистые продукты.
6. Пей всегда только кипяченую воду.
Рамиз М. Как же защититься от грязного воздуха?
1. Выбирайте дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем.
3. Не играй около места, где много машин.
4. Проси, чтобы взрослые не курили в доме.
5. Разводи цветы, сажай деревья.
6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины.
Рамиля Как защититься от загрязненной воды?
1. Не купаться в загрязненных водоемах .
2. Не пить в водоемах воду.
3. Не пить воду из-под крана.
4. Пить только кипяченую воду.
5. Очищать воду при помощи фильтра.
Самат Загрязнение воздуха
Я хочу описать цепь загрязнения воздуха. Загрязнение атмосферы приводит к выпадению кислотных дождей, потом происходит загрязнение почвы. Растения, которые растут на этой почве, тоже становятся загрязненными, то есть не пригодными для питания человека. А употребление в пищу загрязнённых продуктов питания приводит к болезни человека. А воздух загрязняют выхлопные газы машин, дым из заводов и фабрик.
Лиана. Берегите лес!
Очень опасны для экологии лесные пожары. Чаще всего по вине человека из-за небольшого возгорания за считанные часы огонь уничтожает огромные участки леса. Если мы будем в лесу, то надо знать и соблюдать эти правила:
1. Нельзя разводить костер под деревом.
2. Нельзя разводить костер детям.
3. Нельзя оставлять костер незатушенным.
4. Костер нужно затушить водой или землей.
5. Нельзя бросать горящие спички в лесу.
Давайте будем беречь лес!
Экологическая безопасность – это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Практическая работа
«Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды».
Цель работы: научиться пользоваться бытовым фильтром для воды.
Оборудование: фильтр-кувшин для воды, два стакана (в одном из них – питьевая вода из крана до очистки).
Ход работы :
1) Нарисуйте детали изученного вами фильтра.
2) Запишите результаты сравнения питьевой воды до и после очистки.
Вода до очистки: имеет запах, оттенок сероватого цвета
Вода после очитки: не имеет запаха, не имеет цвета.
Вывод: воду нужно фильтровать.
Директор МКОУ «Аваданская СОШ» …. / Махмудов М. Г./
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.