План конспект открытого урока по ЛИТЕРАТУРЕ «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»

План конспект открытого урока по ЛИТЕРАТУРЕ «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»

Медиа
docx
29.11.2019
Конспект урока.docx

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «НИЖНЕЧИРЮРТОВСКАЯ СОШ»

 

План  конспект

открытого урока

по ЛИТЕРАТУРЕ

7кл

 

        «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»

 

https://i2.wp.com/vse-kratko.ru/wp-content/uploads/2017/07/Istoriya-lesnika.jpg

 

 

 

 

Выполнила

Учительница МКОУ «НИЖНЕЧИРЮРТОВСКАЯ СОШ»

юНУСОВА хАДИЖАТ ДИБИРОВНА

Дата проведения:       7.10.2015г


 

 

План конспект открытого урока по литературе

Тема:        «Образ главного героя рассказа «Бирюк»

Цели:

•   познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

•   показать мастерство писателя в  создании портретной характеристики;

•   формировать навыки исследовательской работы с текстом;

•   развивать логическое мышление, наблюдательность,

•   развивать и обогащать речь обучающихся;

•   воспитывать чувство любви к природе, к человеку.

Оборудование:

•   толковый словарь;

•   презентация.

Используемые технологии:

•   личностно-ориентированная;

•   проблемно-поисковая.

… что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа… всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

1.      Организационный момент

          - Здравствуйте.

- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева.

-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.

-Молодцы, спасибо.

 

2.      Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию

- Какого писателя мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева)

Слайд № 1

3.      Актуализация знаний

1. Родовое имение И. С. Тургенева. (Спасское – Лутовиново)

2.Любимое занятие И. С. Тургенева. (Охота)

3. Сборник рассказов, написанный под впечатлениями от охоты .(«Записки охотника»)

Узнайте,о ком идёт речь

Он был высокого росту, плечист, сложен на славу. Из- под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо. (Бирюк)

Слайд

№ 2

 

 

 

 

 

  №3

4.      Мотивация

- Кто такой Бирюк?

-  Как сам автор объясняет, кто такой Бирюк?

- БИРЮК – волк – одиночка  (С. И.Ожегов)

 

 

 

№4

5.      Создание проблемной ситуации

- Но речь идёт о человеке. Какой возникает вопрос? (за что  назвали?)

- Чтобы ответить на данный вопрос мы с вами должны хорошо узнать образ Бирюка.

(тема «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»)

У вас уже сложилось первоначальное представление о Бирюке, запишите три прилагательных, которыми вы можете его охарактеризовать.

Дома  должны были разделить текст на части

( 1- встреча с Бирюком, 2 – встреча  с мужиком – вором)

 

 

 

 

6.      Выдвижение гипотез

- Какие есть у вас версии относительно того, почему его так прозвали - Бирюк? Вы можете посоветоваться друг с другом. (Образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)

 

7.      Постановка цели

-  Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

§  Имя

§  Портрет

§  Отношение Бирюка к работе

§  Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

§  Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет  нам раскрыть его образ. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание  качеств характера Бирюка.

 

Слайд № 5

Деталь

Описание

Оценивание

детали-черты характера

героя

Имя

Фома Кузьмич, но называют Бирюком

ни с кем не общается, угрюм,

 его не любят

одинок, его считают волком, зверем.

Портрет

Молодец, высокого роста, плечист, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Отношение к работе

Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Отношение к Бирюку

Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем

(3 раза)

Его ненавидят, хотят убить

Семья

живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

Ответственен за своих детей

                                                  Вопросы – подсказки №1

-     Каково настоящее имя Бирюка?

-     Что обозначает прозвище  - Бирюк?

-     Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

-     Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?

Вопросы – подсказки №2

-     Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу

Вопросы – подсказки №3

-     Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

-     Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?

Вопросы – подсказки №4

-     Почему мужики ненавидят Бирюка?

-     Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?

Вопросы – подсказки №5

-     Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

-     Счастлив ли Бирюк?

Встреча с мужиком

Мы знаем, что более полно характер человека раскрывается через его поступки.

- Проследим, как ведут себя оба героя в данной ситуации

- Что между ними происходит (КОНФЛИКТ)

(описание мужика, о чём говорит)

- Есть ли у них с Бирюком что – нибудь общее?

- но чем отличается Бирюк?

(последняя не заполнена, какие черты проявились у Бирюка? – великодушие. благородство)

Слайд

 

№6,7

8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис»

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк______________________________________________________,

но с другой стороны,________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________.

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.

 

 

 

Слайд № 8

9. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк -  КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять  приказы барина)

 

10. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом  деле).

- В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 г.» задаёт вопрос, на который сам же и даёт ответ, попробуйте вы на него ответить.

…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Слайд № 9

11. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к Бирюку?

- Какие знания вы сегодня получили на уроке? (не всегда первое впечатление верно)

Какое у вас настроение от урока?

 

12. Домашнее задание

  Письменный ответ на вопрос:

Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)