План-конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе . Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»

  • docx
  • 20.08.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Аля и буква А.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кчунказмалярская СОШ»      

 

  План-конспект

открытого урока по литературному чтению

 в 1  классе

Дата: 14.12.2019г

 

Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»

 

https://bel.cultreg.ru/uploads/2f0da6fc775934715adc1342f40f4a0b.jpeg

 

 

                                                          Разработал и провел   учитель   начальных классов, первой категории , Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна .                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Абдуллаев Абдулкерим Абдурахманович

                                                                         2019г

 

учебник для 1 УМК «Школа России»

Школа: МКОУ «Кчунказмалярская СОШ»

Учитель начальных классов : Абдулкеримова Френгиз Абдурзаевна

Дата: 14.12.2019г

Класс: 1  

азбука , 1 класс.

Тема: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»

Цель:   продолжить совершенствовать умение читать целыми словами; ввести понятия «действующие лица», «герой»; научить делить текст на части и составлять картинный план произведения; создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение читать вслух плавно по слогам и целыми словами, передавать интонационно конец предложения, объяснять название произведения.

Личностные: наличие интереса к учебному труду; умение оценивать свои поступки и поведение в школе и дома.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев, делить текст на части и составлять картинный план.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнение других людей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: алфавит; касса букв; ребусы; иллюстрации к произведениям; рисунки для картинного плана; карточки с играми; словари по русскому языку; портреты поэтов и писателей.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

Литературия*.

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Слоговое чтение «Тренажер 1 класс»

1. Конкурс чтецов.

Учащиеся читают свои двустишия.

2. Конкурс рисунков «Загадочные буквы».

3. Игра «Узнай букву».

Учитель открывает рисунок на доске.

Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение о буквах:

Буквы, буквы, буквочки,

Эй, эй, эй!

Ваши дверцы запирал

Чародей.

Кто умеет отпирать

Тридцать три замка,

В эту книжку заходи –

Вот моя рука.

Я. Балтвилкс

– Узнайте на рисунке буквы и назовите их.

 3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Эвристическая беседа.

– По первым звукам названий предметов прочтите спрятанное слово.

Ответ: сказка.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вы читали сами?

– Что происходит в сказках?

– Какие действующие лица обычно бывают в сказках?

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда присутствует назидательный смысл (мораль). Наиболее распространённые виды сказок – волшебные, сказки о животных, авантюрные, бытовые.

Персонаж (лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо в художественном (в том числе и литературном) произведении.

– Назовите героев, действующие лица стихотворения В. Данько «Загадочные буквы». (Буквы.)

– Сегодня мы познакомимся со сказкой, в которой действующими лицами тоже являются буквы.

4. Сообщение темы, задач урока.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

1. Речевая минутка.

Учащиеся читают чистоговорку:

Ло-ло-ло – на улице тепло.

Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

Оль-оль-оль – мы купили соль.

2. Подготовка к чтению сказки «Аля, Кляксич и буква «А».

– Прочтите фамилию автора.

– Прочтите название произведения.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 9 (часть 1).

Иллюстрация (лат. illustratio < illustrate – прояснять) – передача средствами изобразительного искусства образов литературного произведения.

– Как вы думаете, о ком это произведение? Что помогло вам ответить на этот вопрос? (Название произведения и иллюстрация.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

ста-ра-лась –                 старалась

не слу-ша-лись –            не слушались

пе-ре-ссо-ри-лись –        перессорились

раз-ма-хи-ва-ла –           размахивала

и-зу-ми-лась –                изумилась

вы-го-во-ри-ла –             выговорила

вос-клик-ну-ла –             воскликнула

пле-мян-ни-ца –             племянница

3. Словарная работа.

– Объясните значение слов:

Изумилась – удивилась.

Воскликнула – громко сказала, крикнула.

Клякса – чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница – родственница.

4. Первичное чтение сказки учителем и анализ произведения.

– Понравилось ли вам произведение?

– Можно ли это произведение назвать сказкой? Почему?

– Назовите главных героев сказки.

– Почему у одного из персонажей такое странное имя – Кляксич?

– Какой вы представили себе Алю?

Физкультминутка

Зайчики

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок,

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Физкультминутка

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

1. Чтение фрагмента из сказки «Аля, Кляксич и буква «А».

Учащиеся читают сказку цепочкой.

2. Выборочное чтение.

– Легко ли давалось письмо Але? Почему?

– Найдите и зачитайте описание причины неудачного письма девочки.

– Почему буква «А» была взволнована?

– Кто поссорил буквы?

– Прочтите фрагмент сказки, в котором об этом говорится.

– Отгадайте слово:

Мой первый слог

В начале алфавита вы найдёте.

Второй мой слог

Шестою нотой пропоёте.

(Аля.)

– Составьте это слово из букв разрезной азбуки.

– Опишите девочку Алю. Какой вы себе её представили?

– Найдите и зачитайте предложение, в котором говорится, что девочка очень прилежная и старательная.

– Разгадайте ребус.

Ответ: буква.

– Какая буква была героем этой сказки? (Буква «А».)

– Как выглядела буква «А» при встрече с девочкой?

– Найдите и зачитайте описание поведения буквы «А».

– О каком герое этой сказки можно сказать, что он злой?

– Каким вы представляете себе Кляксича?

– Найдите и зачитайте описание коварного плана Кляксича.

3. Составление картинного плана сказки.

– С чего начинается сказка? (Аля писала письмо, но буквы её не слушались.)

а) Как Аля писала письмо.

– Прочтите первую часть сказки.

– Какие иллюстрации можно нарисовать к этому отрывку?

– Что происходит дальше? (Выбежала взволнованная буква «А».)

б) Диалог девочки с буквой.

– Прочтите вторую часть сказки.

– Какой вы видите букву «А» при разговоре с девочкой?

в) Злой Кляксич.

– Кто рассорил буквы? Почему? (Кляксич хочет заменить, превратить все буквы в кляксы.)

– Прочтите следующую часть сказки.

– Расположите иллюстрации на доске в порядке изложения сказки.

Картинка 3                        Картинка 1                   Картинка 2

– Какие приключения могли бы произойти с героями этой сказки дальше?

– Будет ли побеждён Кляксич?

– Кто поможет его победить?

– Чем закончится эта сказка?

4. Игры Деда Буквоеда.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в письменной форме.

Игра «Полубуква».

Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы? Допишите их.

7. Анализ достижений учащихся

8. Итоги урока (рефлексия)

– С каким произведением вы познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Понравилась ли вам сказка?

– Что помогло вам представить себе героев этой сказки?

Дополнительный материал к уроку

Ирина Петровна Токмакова (род. в 1929 г.) принадлежит к тому поколению поэтов, которое пришло в детскую литературу в 50-е годы. Была известная закономерность и в том, что она обратилась к этой области художественной литературы, и в том, что избрала один из труднейших её участков – литературу для дошкольников.

Еще в школьные годы приходилось будущей поэтессе участвовать в работе с детьми. Ее мать заведовала распределителем для детей, оставшихся без родителей.

«Дома разговоры о детях: болеют, выздоравливают. У одного – коклюш, у другого – выдающиеся способности, – пишет о своём детстве Токмакова. – Всем этим я и объясняю то, что стала писателем именно детским».

Писать она пыталась рано, ещё в школьные годы; первые стихи были одобрены поэтом В. Лебедевым-Кумачом.

Началом своей творческой биографии поэтесса считает 1958 г., когда в журнале «Мурзилка» был напечатан первый стихотворный перевод шведских народных песенок для детей.

Первый отдельный сборник Токмаковой «Водят пчёлы хоровод» появился в 1960 году. Это был пересказ народных песенок, сделанный весело, с задорными и лукавыми интонациями.

В 1962 г. был издан первый сборник оригинальных стихотворений И. Токмаковой «Деревья». В нем девять стихотворных зарисовок – о яблоньке, берёзе, соснах, елях, пихте, осинке, иве, дубе, рябине. Даются не просто описания деревьев, наиболее распространённых на значительной территории нашей страны. Каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребёнка. С яблонькой хочется подружиться («Я  надела платьице с белою каймой. Маленькая яблонька, подружись со мной»). Осинку нужно согреть («Дайте осинке пальто и ботинки, надо согреться бедной осинке»). У дуба можно поучиться выносливости («Кто сказал, что дубу страшно простудиться? Ведь до поздней осени он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, значит, закалённый»).

Метафоры и сравнения просты, непосредственны, лаконичны: ива плачет, как маленькая девочка, которую дёрнули за косичку; ели-бабушки слушают, молчат, смотрят на «внучат» – маленькие ёлочки; берёза, если бы ей дали расчёску, заплетала бы по утрам косичку. Таким образом, метафоры перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.

В 1980 году был опубликован сборник «Летний ливень», в который вошли лучшие произведения И. Токмаковой, созданные за двадцать лет работы. Книга состоит из нескольких разделов. В третьем разделе – прозаические повести «Ростик и Кеша», «Аля, Кляксич и буква «А».

В повести-сказке «Аля, Кляксич и буква «А» сюжет развивается в соответствии с законами жанра. Завязка сказочной ситуации – появление у девочки Али буквы «А» с сообщением о том, что в «Азбуку» пробрался Кляксич, который ссорит буквы друг с другом и хочет заменить их своими родственниками – кляксами. Развитие сюжета – встречи девочки Али и буквы «А» с разными буквами, одни из которых помогают, а другие мешают им разыскать и стереть резинкой Кляксича.

В повести использован необычный приём: автор подключает читателей к разрешению конфликта между добром и злом. Они выступают как представители доброго мира сказки: разгадывают строчки и акростихи, соединяют палочки буквы «Ш» и тем самым помогают освободить все буквы «Азбуки». Художественное и дидактическое в повести-сказке составляют единую сюжетную структуру. Принцип «обучать забавляя» осуществляется здесь наиболее удачно.

Подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы – тако жанровый диапазон поэзии И. Токмаковой