План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе
Оценка 5

План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе

Оценка 5
doc
16.02.2020
План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе
Открытый урок на тему Обособленные члены предложения..doc

План-конспект

открытого урока по русскому языку в 10 классе

учителя высшей категории Добрыниной Н.Г.

 

Обособленные члены предложения.

Цели урока:

Обучающие:  систематизация полученных знаний, закрепление постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами, формирование умений:

Ø  находить в предложении обособленные члены, употреблять их в речевой ситуации;

Ø  правильно ставить знаки препинания при обособлении;

Ø   выразительно читать предложения с обособленными определениями, приложениями и обстоятельствами.

 

Воспитывающие:

Ø  формировать их личностную позицию;

Ø  воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока;

Ø  формирование навыков контроля и самоконтроля.

Развивающие:

 

Ø  развитие умения аргументировать, доказывать;

Ø  развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

Ø  развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

Ø  развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, индивидуальные карточки, таблица.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Ø Устный и письменный.

Ø Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:

§  познавательных: вооружение учащихся основами знаний об устройстве и функционировании русского языка, развитие языкового и эстетического идеала.

§  практических: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

§  общепредметных: развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование таких умений, как работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

 Методы обучения:

§  объяснительно-иллюстративный;

§  репродуктивный;

§  частично-поисковый;

§  исследовательский.

В результате изучения темы «Обособленные члены предложения»   ученики должны овладеть следующими ЗУН:

§  знать  изученные пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

§  уметь составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами;

§  находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

§  пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

§  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. 

 

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, у нас – гости. Не волнуйтесь, будьте внимательны.

Начинаем урок русского языка. Данный урок имеет практическую направленность: он поможет вам при сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Записываем число, классная работа. Работа с картами самооценки. Тему урока мы узнаем позднее.

 Начнем урок с традиционной разминки.

1. Мыслительная минутка (слайд №1)

Ложь, ненавидеть, потеряешь, неправда, найдёшь, вспомнишь, обман, забудешь, любишь

1) 9= 3+6

2) 6=2+2+2

3) 3=1+1+1

Задание: По какому признаку данные слова могут быть сгруппированы в предлагаемые примеры?

(Наводящие вопросы: - По какому признаку можно разделить данные слова?)

- По какому признаку можно объединить данные слова?

- Изучив мониторинг выполнения заданий ЕГЭ части А и В, выяснилось, в каких заданиях чаще всего вы допускали ошибки.

 

2.Лексико-орфоэпическая разминка (слайд №2)

А̕гент, аристокра̕тия, догово̕р, зво̕нит, ката̕лог, краси̕вее, наме̕рение, облегчи̕ть, ходата̕йствовать, ба̕ловать.

Задание:

- Выписать только те слова, в которых неверно поставлено ударение, исправить ошибки.

         3. Правописание НЕ с разными частями речи. (слайд №3)

Задание А19 :

1) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1.     Нужная книга (не) прочитана.

2.     Клементьев ушел, (не) ответив на наши вопросы.

3.     Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

4.     (Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

5.     Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.

     6. (Не)просто найти правильное решение. 

- Все ли условия слитного и раздельного написания НЕ здесь указаны?

4. Работа с эпиграфом (слайд №4)

- Прочитайте эпиграф к нашему дальнейшему уроку.

                            - Глядя на мир, нельзя не удивиться!

                                                                   Козьма Прутков

 Согласны ли вы с этим  утверждением? Что вас удивило?

- Мир в его многообразии действительно достоин удивления. Пропустите строчку и запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения, пунктуации. Что можно отметить?

( Простое, повеств., воскл., односост., безлич., распр., осложнено обособл. обст., которое выражено дееприч. об.)

         - Как вы думаете, почему взято именно это предложение?

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

        - Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

           Формулировка темы. Повторение по теме «Обособленные члены предложения». (Слайд        )

-Запишите тему урока.

- Сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи?

(Знать правила обособления определений, приложений, обстоятельств; уметь выделять их интонационно и графически, уметь употреблять в речи).             - Для чего нам необходимо знать об обособленных членах и уметь употреблять их в речи?

(Свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к  ЕГЭ)

     Сегодня на уроке мы закрепим умение находить в тексте обособленные определения и обстоятельства, выраженные причастными оборотами, приложениями, деепричастиями, будем обрабатывать умение правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах, а также расширим кругозор и поработаем над культурой речи.

      Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения».

5.  Сообщение темы и целей урока (слайд №5)

- Что вам известно об авторе этого высказывания?

(Миша и Никита выполняли индивидуальное задание. Давайте их послушаем.

- На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, повторим материал об обособленных членах предложения, закрепим умения пунктуационного оформления обособленных членов предложения.

- Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренного примера.

Фронтальный опрос.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

   (Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

   (Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

   (Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

   (Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

 

6. Работа с текстом о Козьме Пруткове (слайд №6)

- Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий.

(Интересный человек - Козьма Прутков)

1)Жил в девятнадцатом веке писатель которого никогда не было.

2)Биография была книги написанные ярко и образно были а его ироничного и немного самовлюблённого никогда не было.

3) Имя этого писателя  Козьма Прутков.

4) Под этим именем интересным псевдонимом писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой и братья  А. М. и В. М. Жемчужниковы которым принадлежат глубокомысленные изречения прочно вошедшие в нашу речь.

Задания:

- Что такое псевдоним? Изречение? 

- Проверим.

 

7. Словарная работа (слайд №7)

Псевдоним - вымышленное имя писателя.

Изречение – кратко изложенная мысль, афоризм.

 

- Проанализируйте каждое предложение этого текста, определяя особенности структуры и виды обособления.

Проверка (ученики у доски расставляют знаки препинания и  определяют особенности предложения, виды обособления)

1. СП с придаточным определительным.

2. Сложное с различными видами связи: бессоюзной и союзной сочинит.; обособленное определение, выраженное прич. об., стоящие после опред. сущ.; обособл. опред., относится к личному местоимению.

3. Простое; тире между подлеж. и сказ. Обособления нет

4. СПП с придаточным определительным, главное осложнено обособленным приложением, а придаточное- обособленным определением

- Какова роль обособленных членов предложения?

(Автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной, яркой, эмоциональной)

 

          8. Физминутка (Комплекс упражнений для глаз).
         Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, досчитать до 5, открыть широко глаза и посмотреть вдаль.

         Посмотреть на кончик носа и перевести взгляд вдаль.
         Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно.

         Посмотрите вдаль, затем проделайте движения по диагонали в одну и другую сторону.

          Закройте глаза, посчитайте до 5 и медленно откройте.

 

9. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. (слайд №9)

- У вас на партах находятся карточки с распечатанными заданиями, приступим к их выполнению.

- Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленными членами предложения, и вы получите высказывания Козьмы Пруткова, вошедшие в книгу «Плоды раздумья».

1). Небо усеяно звёздами. Небо всегда уподобно груди заслуженного  генерала.

2). Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; смотри в зеркало - увидишь только себя. Взгляд в маленькое зеркальце.

3). Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине.

4). Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустого забавно. Камешки образуют круги на воде.

 

10. Проверка (слайд №10)

1)                Небо, усеянное звёздами, всегда уподобно груди заслуженного генерала.

2)                Смотри вдаль - увидишь  даль; смотри в небо - увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

3)                Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине

4)                Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими  образуемые, иначе такое бросание будет пустого забавно.

 

11. Рассыпались предложения (слайд №11)

- Составьте высказывания Козьмы Пруткова, разбитые на части. Объясните знаки препинания.

Самостоятельная работа

 

1.Копая другому яму….

 ….не излишне придерживать картуз свой за козырёк.                                                                                                                                                                                                                                                                                             

2.Единожды солгавши….

….соберись с духом.

3.Принимаясь за дело ….

….потерявши плачем.

4.Что имеем не храним….

….кто тебе поверит?

5.Взирая на высоких людей и на высокие предметы……

….сам в неё попадёшь.

 Проверка:

12. Творческая работа

- Выберете одно из данных изречений. В 2-3 предложениях объясните как вы его понимаете. Работаем пока звучит музыка.

- Прочитайте, как вы объяснили выбранный вами афоризм.

 

13. РЕФЛЕКСИЯ ПО ТЕМЕ (слайд №13)

- Лучше  скажи мало, но хорошо.

К. Прутков.

           Цель следующего заданияпроверить знания о правилах  постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Данное задание поможет в подготовке и сдаче ЕГЭ.

          На слайдах записаны предложения. Запишите слово ТЕСТ. Далее укажите вариант ответа, где правильно указаны и объяснены все запятые.

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Отогнав акул далеко в море
,
      1) спасателей уже ничто не волновало.

    2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно.
      3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие.

    4) жителей поселка ожидала другая напасть.

 

А20 - 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
  Дождь (1) наполнивший (2) свежестью грудь (3) и покрывший мельчайшей водяной пылью чугунные решётки сада (4) прекратился.
       
1)  1, 3          2)  1           3)  1, 4        4)  2, 4

А20 - 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
  
Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на предвечернем небе.
             
1) 1, 3          2) 1, 2, 3     3) 2, 3, 4     4) 2, 4

 

A20 – 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

      Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

        1) 1, 2, 4       2) 2, 4       3) 2, 3, 4       4) 1, 3

 

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
 Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
         1) 1, 2, 4        2) 2, 4              3) 1, 4                4) 1,3

 

A26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

 1) Благодаря солнечным батареям, которые установлены на крышах домов, расходы на электроэнергию снижаются в десять раз.
 2) Осенним утром солнце напоминает кусок речного льда, который тает над еловыми берегами.
 3) Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.
 4) Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую еще не тронул иней.

 

Проверка (слайд №14)

  A4                 Ответ: 2

  A20 - 1          Ответ: 3

  A20 - 2          Ответ: 2

  A20 - 3          Ответ: 3

  A24               Ответ: 3

  А26               Ответ: 3

 

- У кого совпали все ответы? Молодцы!

- Кто допусти одну ошибку? Две?

- Кто не выполнил ни одного задания?

 

14. Домашнее задание (слайд №15)

(Домашнее задание на выбор учащегося).

1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Зима пришла», используя предложения с обособленными членами.

2. Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения.

Вывод: Сегодня мы повторили обособленные члены предложения, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «пунктуация» (это задание А4, А20-А26, А10, В5).

            Пунктуация – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

15.  Подведение итогов урока. 

-Назовите ключевые слова урока (слайд №16)

(обособленные члены предложения,

смысловой отрезок,

выделительные знаки препинания).

 

  - Задайте вопросы по теме урока.

16. Рефлексия

         Беседа. (Слайд )

- Поделимся впечатлением о нашем уроке.

Сегодня на уроке:

- мне больше всего понравилось…

- мне было интересно…

- я понял, что…

Своей работой на уроке:

- я доволен, потому что…

- не совсем доволен, потому что…

 

Приложение № 1

 

  Утверждать в себе призвание — это значит что(то) делать, что(то) создавать, а (не)заучивать готовые истины, (не)копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ на вопрос: нравится(ли) мне эта работа или (не)нравится? Нравится человеку то, во что он вложил частицу своей души. (Н,,)когда (не)пренебрегай самым простым, самым чёрным, грязным трудом — с него начинается творчество... (По В. Сухомлинскому).

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

Карта самооценки Ф.И.ученика:

 

 

Цели урока

Какую цель я

выбрал(а) ( +, - )

Достиг(ла) ли я

своей цели (+, -)

1.

Пообщаться с учителем

 

 

2.

Пообщаться с товарищем

 

 

3.

Показать свои знания

 

 

4.

Систематизировать  знания  

 

 

5.

Устранить пробелы

 

 

6.

Подготовиться к экзамену

 

 

7.

Получить удовлетворение от урока

 

 

8.

Свои цели

 

 

 

Тест

 

Оценка

1.

А4

 

 

2.

А20-1

 

 

3.

А20-2

 

 

4.

А20-3

 

 

5.

А24

 

 

6.

А26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе учителя высшей категории

План-конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе учителя высшей категории

В результате изучения темы «Обособленные члены предложения» ученики должны овладеть следующими

В результате изучения темы «Обособленные члены предложения» ученики должны овладеть следующими

Не)высказанный упрёк светился в глазах

Не)высказанный упрёк светился в глазах

Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренного примера

Попробуйте сформулировать понятие «обособленные члены» на основе рассмотренного примера

Физминутка (Комплекс упражнений для глаз)

Физминутка (Комплекс упражнений для глаз)

Прочитайте, как вы объяснили выбранный вами афоризм

Прочитайте, как вы объяснили выбранный вами афоризм

Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы

Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы

Приложение № 1 Утверждать в себе призвание — это значит что(то) делать, что(то) создавать, а (не)заучивать готовые истины, (не)копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ…

Приложение № 1 Утверждать в себе призвание — это значит что(то) делать, что(то) создавать, а (не)заучивать готовые истины, (не)копаться в своих чувствах, пытаясь найти ответ…
Скачать файл