План-конспект открытого урока по истории Древнего мира, проведенного в 5 «Б» классе
Тема: Территория, природа и население Древней Греции.
Цель урока: формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения Древней Греции и создание условий для развития ключевых компетенций:
Задачи:
1. Предметные: познакомить учащихся с местоположением Древней Греции и с природными особенностями Древней Греции. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения.
2. Метапредметные: развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы, вести диалог, развивать картографические умения.
3.Личностные: умение учиться работать в группе, вести бесконфликтный обмен мнениями, учиться давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение ребят.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).
Методика: элементы технологии критического мышления
Форма работы: фронтальная и парная
Оборудование: карта «Древняя Греция», дидактический материал, презентация.
Ход урока:
Учитель: Ребята!
Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж знаний о странах Древнего Востока.
Задание 1. Терминологическая разминка
1. Как называли правителя Древнего Египта (фараон)
2. Великие военные державы древности (империи).
3. Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
4. Обязательные правила поведения (законы).
5. Поселение основанное на чужой территории (колония).
6. Жрец в Индии (брахман).
7. Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты и варны).
8. Большое сильное государство (держава).
9. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
10. Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)
11. Страна имеющая единую систему власти, законы, обладающая определенной территорией(государство)
12. Ирригационные сооружения ( водохранилища)
13. Гробница египетских фараонов(пирамиды)
14. Древнеегипетский письменный знак (иероглифы)
15. Рисунки - значки (пиктография)
А сейчас мы с вами вернемся к государствам Древнего Востока. Помните ли вы их? (на доске висят названия государств: Финикия, Египет, Вавилон, Палестина, Персия, Индия, Китай, Греция, Афины, некоторые из них относится к истории Древнего Востока
- Давайте с вами посмотрим, насколько хорошо вы их помните?
Вопросы к классу:
- Какие государства вам уже знакомы?
Задание : - Предлагаю вам сейчас разделить их. Те, что относятся к истории Древнего Востока, мы повесим слева, а те, что мы не знаем, прикрепим справа. Какое государство у нас осталось не прикрепленным к левой части?
Фронтальная работа.
2. Определение темы урока
- Что мы будем изучать сегодня на уроке?
Определение темы урока:
- Наша новая тема “Территория, природа и население Древней Греции” (учебник на стр. 70)
Тема урока на слайде.
Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
-Что вы знаете о Древней Греции?
(заполнять по ходу ответов учащихся первый столбик таблицы З-У-Х – «Знал»)
Заполняем столбик « Знал».
4. Совместное целеполагание.
- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать еще о Древней Греции?
(По ходу вопросов учащихся заполняют второй столбик таблицы З-У-Х – «Хочу узнать»).
С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы. (запись на доске)
5. План урока.
По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться с Древней Грецией.
1. Получение новой информации по теме и осмысление ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
- Вспомните, что такое карта? ответы учащихся
Алгоритм чтения исторической карты: (выводится на слайд презентации)
1. Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
2. Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
3. Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
- Молодцы! Помните! Повторили!
Вопрос к классу: Как вы думаете, с чем нам сейчас предстоит работать для ответа на первый вопрос плана урока? ответы учащихся
Местоположение Древней Греции.
Учитель показывает на карте, и описывает географическое положение Древней Греции: - В какой части света находится Греция? Древняя Греция – страна на юге Европы, расположена на юге Балканского полуострова Пелопоннеса, древние греки расселились так же на островах Эгейского и Ионического морей (эти моря часть Средиземного моря). Разделена на три части: Северная и Средняя отделены горами и Южная.
Самая высокая гора в Греции- Олимп ( показывает на карте).
Перед вами лежат контурные карты. Найдите самую высокую гору Олимп и подпишите ее.
Подпишите в контурной карте моря, омывающие Древнюю Грецию.
2. Население Древней Греции.
Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества.
Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.
3. Климат Древней Греции.
Самостоятельная работа.
Используется приём «Верю - не верю» для активизации деятельности учащихся.
- Я предлагаю вам несколько утверждений по теме, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в колонке таблицы.
1. Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.
2. В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки
3. Два месяца в году в Греции льют дожди и
реки выходят из берегов.
4. В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима.
5. Часть Греции покрыта горными хребтами.
Вопросы на слайде
- Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы друг у друга, они у всех разные. Как вы думаете почему?
- Попытаемся добыть эти знания. И сделать вывод: какой климат в Греции?
4. Природные особенности страны и занятия населения.
Работа в парах.
- Сейчас поработаем в парах. У каждой пары на листочках свое задание.
- Перед вами таблица, зад№1, нужно ее заполнить: в 1-м столбике природные особенности, во 2-м – назвать основные занятия греков. Вам для выполнения задания 2-3 минут, затем каждая из пар выступит со своим заданием. Не забудьте правила работы в парах: Уважай мнение товарища. Терпеливо выслушай каждого. Любое мнение ценно. В каждой мысли есть доля истины. Проверяем задание. Выступают несколько человек по очереди, заполняем столбики в таблице. Вопросы к парам.
В чем главная мысль вашего текста?
Вывод: природа Греции иная, чем природа стран древнего Востока. Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.
5. Использование приёма «Письмо с дырками» для определения уровня усвоения полученных знаний.
Фронтальная работа
Впишите недостающие слова в тест слайда
Греция расположена на юге _______. Северной границей служит самая высокая гора _______. Берега Греции омывают моря: Главными занятиями греков были _____________ , ____________ и _______. Греки называют свою страну _________.
(Пропущенные слова: Европы, Олимп, Ионическое, Эгейское, Средиземное, мореплавание, садоводство, скотоводство, Эллада).
Похвалить тех, кто активно и правильно поработал.
1.Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой информации. Обмен мнениями о новой информации
Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.