План-конспект открытого урока по теме: "Территория, природа и население Древней Греции", 5 класс
Оценка 4.7

План-конспект открытого урока по теме: "Территория, природа и население Древней Греции", 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
5 кл
12.05.2020
План-конспект открытого урока по теме: "Территория, природа и население Древней Греции", 5 класс
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками). Методика: элементы технологии критического мышления Форма работы: фронтальная и парная
Конспект урока 5 класс.doc

План-конспект открытого урока по истории Древнего мира, проведенного в 5 «Б» классе

 

Тема: Территория, природа и население Древней Греции.

Цель урока: формирование у учащихся представление о совсем ином, сравнительно со странами  древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения Древней Греции и создание условий для развития ключевых компетенций:

Задачи:

1. Предметные: познакомить учащихся с местоположением Древней Греции и с природными особенностями Древней Греции. Научить строить причинно-следственные связи между климатическими условиями и занятиями населения.

2. Метапредметные: развивать умения анализировать информацию, уметь выделять главное, обобщать, делать аргументированные выводы,  вести диалог, развивать картографические умения.

3.Личностные: умение учиться работать в группе, вести бесконфликтный обмен мнениями, учиться давать собственную оценку, отстаивать ее и принимать мнение ребят. 

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы (контурными картами и историческими источниками).

Методика:  элементы технологии критического мышления

Форма работы: фронтальная и парная

Оборудование: карта «Древняя Греция»,  дидактический материал, презентация.

Ход урока:

Учитель: Ребята!

Мы совсем недавно с вами побывали с вами в путешествии по странам древнего Востока. Узнали о них  много интересного. И сегодня наше путешествие подошло к концу. На границе с Западом нас встречает богиня истории Клио. Она может пропустить нас через границу, только если мы покажем свой багаж знаний о странах Древнего Востока.

 

Задание 1. Терминологическая разминка

1.             Как называли правителя Древнего Египта (фараон)

2.             Великие военные державы древности (империи).

3.              Скульптура льва с головой человека (сфинкс).

4.              Обязательные правила поведения (законы).

5.              Поселение основанное на чужой территории (коло­ния).

6.              Жрец в Индии (брахман).

7.            Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты и варны).

8.              Большое сильное государство (держава).

9.              Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).

10.       Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы)

11.        Страна имеющая единую систему власти, законы, обладающая определенной территорией(государство)

12.        Ирригационные сооружения ( водохранилища)

13.        Гробница египетских фараонов(пирамиды)

14.        Древнеегипетский письменный знак (иероглифы)

15.        Рисунки - значки (пиктография)

А сейчас мы с вами вернемся к государствам  Древнего Востока. Помните ли вы их? (на доске висят  названия государств: Финикия, Египет, Вавилон, Палестина, Персия, Индия, Китай, Греция, Афины, некоторые из них относится к истории Древнего Востока

- Давайте с вами посмотрим, насколько хорошо вы их помните?

Вопросы к классу:

- Какие государства вам уже знакомы?

Задание : - Предлагаю вам сейчас разделить их. Те, что относятся к истории Древнего Востока, мы повесим слева, а те, что мы не знаем, прикрепим справа.  Какое государство у нас осталось не прикрепленным к левой части?

Фронтальная работа.

2. Определение темы урока

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

Определение темы урока:

 - Наша новая тема “Территория, природа и население Древней Греции” (учебник на стр. 70)

 Тема  урока  на слайде.

Учащиеся записывают в тетради: число и тему урока.

3. Актуализация знаний учащихся.

-Что вы знаете о Древней Греции?

(заполнять по ходу ответов учащихся первый столбик таблицы З-У-Х – «Знал»)

Заполняем столбик « Знал».

4. Совместное целеполагание.

- Что хотели бы вы сегодня на уроке узнать еще о Древней Греции?

(По ходу вопросов учащихся заполняют второй столбик таблицы З-У-Х – «Хочу узнать»).

С рассмотрения, каких вопросов, по вашему мнению, необходимо начать изучение истории этой страны? Давайте составим план урока, и в помощь нам наш параграф. Быстренько глазками пробегаем пункты параграфа, которые и послужат этапами изучения сегодняшней нашей темы. (запись на доске)

 

5. План урока.

По какому плану вы предлагаете сегодня познакомиться  с Древней Грецией.

1. Получение новой информации по теме и осмысление  ее. Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

- Вспомните, что такое карта? ответы учащихся

Алгоритм чтения исторической карты: (выводится на слайд презентации)

1.   Прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);

2.   Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);

3.   Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:

а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);

б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);

в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).

 Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.

- Молодцы! Помните! Повторили!

Вопрос к классу: Как вы думаете, с чем нам сейчас предстоит работать для ответа на первый вопрос плана урока? ответы учащихся

 Местоположение Древней Греции.

Учитель показывает  на карте,  и описывает  географическое положение Древней  Греции: - В какой части света находится Греция?  Древняя Греция – страна на юге Европы, расположена на юге  Балканского  полуострова Пелопоннеса, древние греки расселились так же на островах Эгейского и Ионического морей (эти моря часть Средиземного моря). Разделена на три части: Северная и Средняя  отделены горами и Южная.

Самая высокая гора в Греции- Олимп ( показывает на карте).

Перед вами лежат контурные карты. Найдите самую высокую гору Олимп и подпишите ее.

Подпишите в контурной карте моря, омывающие Древнюю Грецию. 

2. Население Древней Греции.

Цивилизация, созданная древними греками сделала огромный вклад в историю всего человечества.

 Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией.

3. Климат Древней Греции.

 Самостоятельная работа.

Используется приём «Верю - не верю» для активизации деятельности учащихся.

- Я предлагаю вам несколько утверждений по теме, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете,  отмечая  свой вариант в колонке таблицы.

 1. Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями.

2. В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки

3.  Два месяца в году в  Греции льют дожди и

    реки выходят из берегов.

4. В Греции жаркое засушливое  лето и мягкая дождливая зима.

5. Часть Греции покрыта горными хребтами.

Вопросы на слайде

- Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы друг у друга, они у всех разные. Как вы думаете почему?

- Попытаемся добыть эти знания. И сделать вывод: какой климат в Греции?

4. Природные особенности страны и занятия населения.

Работа в  парах.

- Сейчас поработаем в парах.  У каждой  пары на листочках свое задание.

- Перед вами таблица, зад№1, нужно ее заполнить: в 1-м столбике  природные особенности,  во 2-м – назвать основные занятия греков. Вам для выполнения задания 2-3 минут, затем каждая из пар выступит со своим заданием.                                                                                                  Не забудьте правила работы в парах: Уважай мнение товарища. Терпеливо выслушай каждого. Любое мнение ценно. В каждой мысли есть доля истины.            Проверяем задание. Выступают несколько человек по очереди,  заполняем столбики в таблице. Вопросы к парам.

В чем главная мысль  вашего текста?  

Вывод: природа Греции иная, чем природа стран древнего Востока. Греция - страна горная и морская, поэтому издревле здесь получили развитие ремёсла, мореплавание, рыболовство, добыча соли из морской воды, морская торговля. Из-за скудных почв в Греции не хватало хлеба, кормов для скота, вот почему в стране преобладал мелкий рогатый скот и разводили свиней.

5. Использование приёма «Письмо с дырками» для определения уровня усвоения полученных знаний.

Фронтальная работа

Впишите недостающие слова в тест слайда

Греция расположена на юге _______.   Северной границей служит самая высокая гора _______. Берега Греции омывают моря:                                          Главными занятиями греков были _____________ ,  ____________  и _______. Греки называют свою страну  _________.

(Пропущенные слова: Европы, Олимп, Ионическое, Эгейское, Средиземное, мореплавание, садоводство, скотоводство, Эллада).

Похвалить тех, кто активно и правильно  поработал.

1.Целостное осмысление, присвоение и обобщение новой  информации. Обмен мнениями о новой информации

Наш урок подходит к концу. Давайте снова вернемся мы к нашей таблице З-У-Х и ответим на вопрос:

 

 


План-конспект открытого урока по истории

План-конспект открытого урока по истории

Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы) 2

Земляные укрепления для защиты низменностей от затопления (дамбы) 2

Получение новой информации по теме и осмысление ее

Получение новой информации по теме и осмысление ее

Я предлагаю вам несколько утверждений по теме, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в колонке…

Я предлагаю вам несколько утверждений по теме, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете, отмечая свой вариант в колонке…

План-конспект открытого урока по теме: "Территория, природа и население Древней Греции", 5 класс

План-конспект открытого урока по теме: "Территория, природа и население Древней Греции", 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020