План - конспект открытого занятия ко Дню матери
по изо - деятельности (лепка из соленого теста)
«Подарок маме»
Тема: Изготовление
поделки «Подарок мама» из солёного теста
Форма: мастер – класс
Цель: Создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из соленого теста; освоение приёмов работы с солёным, выполнение поделки из солёного теста «Подарок мама».
Формируемые УУД.
Личностны УУД:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
- осознание своей эстетической принадлежности;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- эстетические чувства – доброжелательность и эмоционально – нравственная отзывчивость.
метапредметные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- определять общую цель и пути её достижения;
- вести устный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом;
- составлять план и последовательность действий;
Познавательные УУД:
- анализ, синтез, сравнение, установление аналогий, установление причинно – следственных связей;
- осуществление рефлексии способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построение рассуждения, обобщение;
- моделирование и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Предметные УУД: обучающиеся научатся общаться с партнерами (ребятами), выполнять основные базовые формы в технике «тестопластика», ориентироваться в пространстве, составлять композиции, осуществлять творческий подход в изготовлении поделки.
Материально-техническое обеспечение занятия
Техническое оснащение занятия включает в себя:
Материалы и инструменты:
· необходимые для лепки: клеенки, набор стеков, скалок(тюбиков от лака), доска для лепки, зубочистки;
· соленое тесто: способы, приготовленного теста в домашних условиях: I способ: мука, соль, вода, клей ПВА;
II способ: 1 ст. мелкой соли, 1 стакан муки, 5 ст. л. подсолнечного масла, вода, цветная гуашь; III способ: 2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 125 мл воды, 1 ст. л. крема для рук ( или растительного масла).
Дидактический материал:
· образцы изделий из соленого теста;
· презентация «Лепка из соленого теста «Подарок маме»;
· «Правила работы с соленым тестом» (см. Приложение 1), «Работа с соленым тестом» (см. Приложение 2), «Приемы лепки, способы соединения и сушка соленого теста» (см. Приложение 3);
· специальную и дополнительную литературу (см. Список используемых источников).
Личностные
2.Организационный этап
Приветствие, проверка готовности к занятию. Инструктаж по ТБ. Настройка учащихся к творческой деятельности и на получение новых знаний,
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в творческий процесс.
Демонстрация готовности к занятию.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, формулирования собственных ожиданий.
Знакомство с обучающимися. (Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с волшебным материалом – соленым тестом. Из него мы будем лепить поделку, а какую – для этого вы должны отгадать загадку.)
Я принес в подарок маме -
Большое чудо с лепестками.
Чудо разноцветное,
Пахнущее, светлое.
БУКЕТ)
А какие самые лучшее поделки? Правильно, поделки, сделанные своими руками.
Личностные
3.Актуализация знаний
Беседа.
А давайте разгадываем загадки.
•Колосится
в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
•Стоит
в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
•На
окне, на полке
Выросли иголки
Да цветки атласные -
Алые и красные.
(Кактус)
•У
нас ни пальцев нет, ни рук -
Лишь только лепестки вокруг.
Мы необычно называемся,
Но в маникюре не нуждаемся!
(Ноготки)
•Синенький
звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)
*Наберем
цветов охапку
И сплетем с тобой мы …,(венок, не шапку)
*День
мамы на носу —
Испекли мы ….(торт, не колбасу)
*И
капризна, и упряма,
В детский сад не хочет …( дочка, не мама)
*На
обед сыночку Ване
Мама варит суп в …(кастрюле, не в стакане)
•Я
капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)
- Какие цветыне назвали, какие вы знаете?
- У кого дома есть домашние растения, какие?
Давайте немного поиграем?
(Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма).
«Уши».
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.
«Лягушка»
Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.
Участие в беседе.
-Умение слушать в соответствии с целевой
установкой
-принимать и сохранять учебную цель и
задачу
-дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу полученного задания
Участие в беседе.
Личностные
Коммуникативные
Регулятивные
4.Основной этап
1. Педагог оказывает индивидуальную помощь обучающимся при необходимости в выполнении изделия
2. Обсуждение практического применение:- Подарок близким
- Подсвечник, изготовленный своими руками, — оригинальное и красивое украшение для уюта в дома. Раскрашенную фигурку можно покрыть лаком.
- И др.
Индивидуальное выполнение работы.
Обучающиеся могут изменять некоторое выполнение работы: усложнять или упрощать выполнение деталей изделия
-формирование умений полно и точно выражать свои мысли
-формирование умения слушать и понимать других
Повторяем Правила работы с соленым тестом(Приложение 1).
Демонстрация презентации с уточнением этапов практической индивидуальной работы:
1. Отделить достаточно большую часть теста, скатать ладошками в колобок.(проговариваем ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ приложение 3 и приложение 4)
2. Приплюснуть получившийся шарик толщиной 5 мм – 1 см.
3. С помощью баночки для воды, вырезать основную ровную форму круга.
4. Берем водоплавающую свечку и немного утопим в середине нашего блинчика. Стекой отмечаем где будут находиться розочки..
5. Отделить небольшие кусочки теста, для розочек на работе их может быть 3 или 5 штук
6. Катаем колбаску, прижимаем тихонько пальчиком, и скатываем в
улитку(можно усложнить работу, добавить лепестки).
Обязательно все детали мы приклеиваем, смочив места контакта водой.
7. Отделяем небольшие кусочки теста, для лепестков, придаем форму и приклеиваем между роз, стекай рисуем узор.
8. Высушенный подсвечник можно раскрасить акриловыми красками или гуашью смешанной с клеем ПВА(можно лепить из подкрашенного теста)
Личностные
Познавательные
Предметные
Коммуникативные
5. Заключительный этап
Подведение итогов:
Что выполняли на уроке
- Какай материал использовали для выполнения работы?
- Что узнали нового на уроке?
Показ выполненных работ (обсуждение)
Рефлексия
- Чему научился?
- Мои достижения.
Участие в беседе, обсуждение
формирование умений полно и точно выражать свои мысли
-формирование умения слушать и понимать других
Участие в беседе, обсуждение.
Сегодня мы с вами вновь прикоснулись к волшебному миру лепки из соленого теста, мне хочется, чтобы вы подружились с этим прекрасным материалом. Я надеюсь, впереди у вас еще много интересных открытий, секретов, творческих работ. Мне было очень приятно с вами работать.
Вы сегодня вылепили из соленого теста подарки своим близким «Подарок маме» ваши изделия высохнут, мы их на следующим занятие заберем и подарим мамам и бабушкам.
Нам осталось убрать свои рабочие места. Спасибо за внимание!
Личностные
Познавательные
Предметные
Коммуникативные
Примеры выполненных работ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001г.
2. Диброва А. «Поделки из соленого теста», Издательство: Книжный клуб семейного досуга, серия: Чудеса своими руками 2011г., стр. 64
3. Кискальт Изольда. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001г.
4. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000г.
5. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980г.
6. Рубцова Е. С. «Лучшие поделки из соленого теста», Издательство: Владис. 2011г., стр. 65
Рубцова Е.С.Фигурки из солёного теста делаем сами, Издательство: Владис, Ростов-на-Дону 2011г., стр. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила работы с соленым тестом.
1. Перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение).
2. Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте.
3. Ни в коем случае не бери тесто в рот.
4. Соленое тесто есть нельзя.
5. Не облизывай пальцы.
6. Не три грязными руками глаза.
7. Аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления.
8. После работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Правила работы с соленым тестом.
1. Перед работой с соленым тестом внимательно осмотри свои руки (соль, которая находится в тесте, при попадании в свежую ранку, может вызвать жжение).
2. Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте.
3. Ни в коем случае не бери тесто в рот.
4. Соленое тесто есть нельзя.
5. Не облизывай пальцы.
6. Не три грязными руками глаза.
7. Аккуратно используй при работе специальные инструменты и подручные приспособления.
8. После работы, обязательно помой руки с мылом и наведи порядок на рабочем месте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендации «Работа с соленым тестом».
1. При замешивании теста лучше взять глубокую миску. Смешать все компоненты, воду вливать по немного. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, необходимо добавить немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
2. Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его хорошо вымешивают и разминают пока, оно не станет однородным и эластичным.
3. Воду для замешивания теста лучше брать теплую, но не кипяток, так как мука при замесе заваривается, масса становится резиновой и для лепки уже не пригодной.
4. Если с тестом будут работать дети, массу замешивают покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчается.
5. Избыток соли ведет к уменьшению эластичности и в конечном итоге прочности изделия. Соль лучше брать мелкую, хотя можно использовать и каменную, крупные кристаллы придают изделию особый вид, что может быть интересно для некоторых работ.
6. Пластичность теста можно повысить, если перед тем как его замесить компоненты – муку и соль просеять или можно добавить в тесто картофельный крахмал.
7. Для соединения деталей используют или воду или жидкое тесто, то есть соленое тесто, растворенное в воде.
8. Для удобства склеивания мелких деталей используют кисточку и зубочистку.
9. Для увеличения прочности и срока службы готовых изделий можно добавлять в тесто при замешивании обойный клей или клей ПВА, но если с тестом будут работать дети, лучше избегать таких добавок.
10. Готовое тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете 5 – 7 дней, но необходимо помнить, что при длительном хранении тесто отсыревает, становится липким. Данный дефект можно исправить, добавив в готовое тесто муки или картофельного крахмала и замесить тесто повторно. Не рекомендуется хранить тесто в холодильнике, так как пониженная температура и увеличение влажности приводят к тому, что тесто отсыревает быстрее, сереет, приобретает не приятный запах и повторный замес не меняет ситуации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Приёмы лепки из соленого теста
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное — не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получались хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
Нередко бывает, что основным элементом изделия является толстая лепешка большого размера. Здесь могут возникнуть две проблемы.
Первая: изделие получается очень тяжелым и плохо пропекается внутри.
Вторая: большую поверхность трудно сделать идеально ровной. Справиться с этими проблемами позволит простой прием. Необходимо взять фольгу, смять её в комок и заложить вовнутрь большого колобка теста, немного покатать в руках и сплющить, получив лепёшку нужной толщины.
В некоторых случаях лепку фигуры следует начинать с отдельных деталей, так как их необходимо предварительно подсушить и лишь, потом приступать к работе над основной частью изделия.
Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Начните лепку с изготовления нескольких шариков и колбасок. Если вы хотите получить элементы — лепешки и ленточки, рюшечки и жгутики, цветочки и листочки одинаковой величины, то и заготовки для них должны быть одинаковыми по размеру.
Из колобка всегда можно расплющить или раскатать лепешку, а из колбаски — ленточку.
Из лепёшек легко скрутить кулёчки, сделать мелкие детали или набрать орнамент.
Ленточка красиво собирается в рюшечку или скручивается в спираль.
Более сложные элементы – фигурки, лучше вырезать из раскатанного теста с помощью кондитерских формочек или обыкновенного ножичка.
Если необходимо вырезать несколько одинаковых деталей сложной формы, сделайте шаблон из картона, тонкого пластика, клеёнки.
Соединение и сушка деталей. Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, можно использовать зубочистки, можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины. При работе с небольшими элементами смачиваем влажной кисточкой места соприкосновения деталей. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.
Способов сушки и запекания изделий существует несколько.
Сушка на воздухе – на это уходит больше времени, в помещении должно быть сухо и тепло.
Сушка и запекание в электрической духовке. Процессы запекания и подрумянивания точно по времени рассчитать нельзя: все изделия различаются по объёму, каждая печь имеет свои особенности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРАВИЛА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
1. Работать дружно: быть внимательными друг к другу; вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Работать по намеченному плану.
3. Своевременно выполнять задания; следить за временем, доводить начатое дело до конца.
4. Качественно выполнять работу (как задумано, без ошибок, аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономить материал.
5. Каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.