План конспект по русскому языку в 4 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные».

  • docx
  • 04.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План конспект урока.docx

Выполнила: 

 Исмагилова Лейсан Кадировна

Место работы: 

 МБОУ"СОШ №10"

Предмет: 

 Русский язык

Класс: 4

Используемый учебник :

РамзаеваТ.Г. Русский язык, учебник для 4 класса, 2011

 

Тема: «Несклоняемые имена существительные».

Цель урока:  Урок «открытия» нового знания

Задачи:

Общеобразовательный аспект:

Формировать представления у школьников о несклоняемых именах существительных.

Учить правильному  употреблению несклоняемых имен существительных

в своей речи.

Развивающий аспект:

Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление.

Формировать информационные компетентности (умение работать со словарями).

Воспитывающий аспект:

Воспитывать аккуратность письма,  интерес к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями трех цветов

 (зеленые, желтые, розовые), толковые словари школьника.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания. Упражнение 112.стр.63

-Что узнали на уроке вчера? Что нужно знать и уметь, чтобы определить падеж имени существительного?

Учащиеся проверяют написание пропущенных букв.

Индивидуальная работа по карточкам (3карточки). Проводится во время проверки домашнего задания. Дети склоняют по падежам им. существительные (ученик, чайка, тетрадь)  

3. Каллиграфическая минутка.

Отгадайте загадку:

Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень.

(шоссе)

Какой первый звук в этом слове? (Ш.)

Как называется  буква, которая обозначает этот звук? (Ша)

Давайте напишем эту букву. (Образец на доске).

4.  Словарно-орфографическая работа. 

Как вы понимаете смысл слова шоссе? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Сравните картинки. На какой картинке изображено шоссе? (Предположения учащихся). Это слово пришло к нам из французского языка.  Оно обозначает дорогу с твердым покрытием. 

Работа со словом:

Прочитайте слово:

·       Прочитайте слово, как говорим. (Произносится оно по особому: согласную с нужно произносить твердо).

·       Прочитайте слово, как пишем. (Орфографическое чтение).

·       Поставьте ударение.

·       Определите опасные места.

·       Вспомните скороговорку, в которой есть это слово.

 (Шла Саша по шоссе и сосала сушку). Чтение и запись скороговорки.

-Составление словосочетаний  глагол+ существительное (ехали по шоссе, вижу шоссе)

-Отгадайте ещё одну загадку:

Многолюден, шумен, молод

Под землёй грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.(метро)

Кто знает что такое метро? В каких городах бывает метро? Это городская железная дорога под землёй.

Работа со словом.

Прочитайте слово:

·       Прочитайте слово, как говорим.

·       Прочитайте слово, как пишем. (Орфографическое чтение).

·       Поставьте ударение.

·       Определите опасные места.

-Составление словосочетаний  глагол+ существительное (ехали в метро, вижу метро) 

5. Актуализация опорных знаний.

Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам).

Просклоняйте существительные (страна, труд, словарь) Самостоятельная работа.

Проверка по  образцу.

Какая часть слова при склонении изменяется?Оканчание.

6. Постановка учебной проблемы.

Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? На этом уроке мы получим ответ на этот вопрос.

7. Решение проблемы. Формулирование темы урока.

-Игра «Назови одним словом».

Верхняя одежда для зимы и осени. Клавишный музыкальный инструмент. Сорт мороженого на палочке. Напиток из зёрен кофейного дерева.

Запись слов в тетради.

-Ребята попробуйте просклонять устно эти существительные.

-Что заметили?

Что вас удивило?

Изменилась ли какая часть у пальто, пианино, эскимо, кофе?

 Склоняются ли эти слова?

-Эти существительные не склоняются, они составляют группу несклоняемых существительных. Все эти слова были заимствованы  из других языков. Мы познакомились только с некоторыми из них. Такие слова называются несклоняемые. Сформулируйте тему урока.

8. Физкультминутка

     а) Если в слове есть мягкий знак, учащиеся хлопают в ладоши, если нет, выполняют рывки руками.

 

(Собачка, соловьи, вьюга, дочка, грач, барабанщик, мышь, сварщик, ночь, плащ, печь)

 

б) Упражнения для глаз

  • Моргать в течении 1-2 мин.
  • с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  • В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  • В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  • Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

 

 

9.     Открытие нового знания. Первичное закрепление.

Работа с учебником:

а) Чтение сведений в учебнике ст. 65.

В русском языке таких слов много. На слайде несклоняемые слова.

 ( Кашне, алоэ, пони, такси, какао, арго, банту, какаду, интервью, антраша; Данте, Доде, Верди, Мали, Осло, Бордо, Шоу, Барту, Дюма, Золя)

 Прочитай те их.  Значение  каких слов вам непонятно. Откройте словари, найдите значения этих слов (групповая работа).

б) Коллективная работа. Упр. 116.

10. Самостоятельная работа. 

У вас на столах лежат карточки разного цвета (розовый, зелёный, желтый). Выполните самостоятельно задания своего цвета.

Зеленый цвет - 1 уровень. Упражнение «Вставь слово».

Вставь слово кино.

Сегодня мы ходили в ………. . В ………. было много народу. Из ………. мы пришли поздно.

Желтый цвет -2 уровень.

Составить и записать предложения со словосочетаниями (зимнее пальто, интересное кино, «Русское» радио).

Розовый цвет - 3 уровень. Распределительное списывание.

Списать в один столбик склоняемые имена существительные, в другой несклоняемые (кино, ведро, метро, озеро, пианино, море, радио, море, кенгуру, окно, болото, шоссе).

10.       Итог урока.

Проанализируйте свою работу на уроке. Выберете высказывание и закончите его.

-С чем мы познакомились на уроке?

Почему эти существительные так называются?

 

Домашнее задание. Выставление оценок.

Творческое задание. Переверните карточки. Это будет вашим заданием.

1 уровень: записать 10 несклоняемых имен существительных, с которыми мы познакомились на уроке. С одним словом составить и записать  предложение.

2 уровень: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие названия животных. Составить с одним словом предложение и записать его.

3 уровень: записать несклоняемые имена существительные, обозначающие географические названия. Использовать географическую карту. Составить с одним словом предложение и записать эго.

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также