Тема урока «Понятие об алкинах»
(9 класс, до профильная подготовка учащихся)
Цели урока:
создать условия для развития представлений о ненасыщенных углеводородах на примере алкинов;
способствовать формированию понятия о гомологии, изомерии, номенклатуре, свойствах углеводородов на примере алкинов;
содействовать развитию логического мышления через установление причинно-следственных связей между строением и свойствами углеводородов;
создать условия для формирования коммуникативных навыков через организацию работы в группах, парах; развития умения самоорганизации, само- и взаимоконтроля, саморефлексии.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Актуализация изученного материала.
2.1. У доски 2 учащихся (индивидуально) дают характеристику алканов и алкенов по предложенному учителем плану (приложение 1).
2.2. Группа экспертов (4 учащихся) самостоятельно изучает §29 учебника с. 123-125 и составляют краткую характеристику алкенов по плану (приложение 1), оформляя таблицу на листе ватмана.
2.3. Оставшиеся учащиеся класса выполняют:
· графический диктант с взаимопроверкой (приложение 2а).
· задания на составление и название углеводородов (приложение 2б).
Промежуточная рефлексия
3. Изучение нового материала
Представитель группы экспертов презентует всему классу результаты своей работы с пояснениями. Учащиеся оформляют в тетради записи по теме урока.
Работа в парах
Вопрос учителя: Изучите внимательно таблицу «Сравнительная характеристика алканов, алкенов, алкинов» (приложение 3) и укажите с какими из веществ и почему больше схожи алкины?
Фронтальное обсуждение, формулирование ответа на вопрос.
Промежуточная рефлексия – физкультминутка
На стенах кабинета химии развешены таблички с надписями. Учитель задает вопросы, задача учащихся найти нужную табличку, встать и повернуться в её сторону (приложение 4).
4. Закрепление изученного материала.
Выполните задания (приложение 5).
5. Выходной контроль, тест с самопроверкой (приложение 6).
6. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание
§ 29, задания 5,6,10.
Если возникли трудности: повторить §§ 23-28.
Приложение 1
План характеристики углеводородов
Характеристика |
Алканы |
Алкены |
Общая формула |
|
|
Представители (первые три) подчеркнуть формулу простейшего представителя |
|
|
Особенности строения |
|
|
Виды изомерии |
|
|
Химические свойства |
|
|
Приложение 2
Задания для входного контроля
а) Вопросы для графического диктанта
1. СnН2n+2 – общая формула алканов.
2. В молекулах алкенов имеется одна двойная связь.
3. Угол между связями
в молекулах алканов равен 120 .
4. Для алкенов характерна изомерия положения двойной связи.
5. Молекулы углеводородов сгорают до углекислого газа и воды.
6. Насыщенные углеводороды вступают в реакции присоединения.
7. Условием протекания реакции замещения у алканов является свет.
8. Простейшие алкены и алканы представляют собой твердые вещества.
9. Пентан содержит 3 атома углерода в цепи и имеет двойную связь.
10. Изомеры имеют одинаковый состав, но разное строение.
Ответ:
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
б) Выполните задания:
· Составьте структурные формулы следующих веществ:
а) 2-метилбутан; б) 2-метилпропен; в) 2,3-дихлоргептен-2. |
· Дайте названия веществам:
а) Н3С – СН– СН2 – СН3 | Сl в) СН2=СН – СН2Сl |
г) СН3 – СН2 – НС = СН – СН3
|
Приложение 3
Таблица «Сравнительная характеристика алканов и алкенов»
Характеристика |
Алканы |
Алкины |
Алкены |
Общая формула |
СnН2n+2 |
СnН2n-2 |
СnН2n |
Сходство – одинаковый качественный состав Различия – разный количественный состав |
|||
Представители (первые три) подчеркнуть формулу простейшего представителя |
СН4, С2Н6, С3Н8 |
С2Н2, С3Н4, С4Н6 |
С2Н4, С3Н6, С4Н8 |
Особенности строения |
С угол 109 тетраэдрическая форма |
С угол 180 линейная форма |
С угол 120 плоскостная форма |
|
Сходство – непредельные (ненасыщенные углеводороды) |
||
Виды изомерии |
1. Изомерия углеродного скелета
|
1. Изомерия углеродного скелета 2. Изомерия положения кратной связи 3. *Межклассовая изомерия (с диенами, циклоалкенами) |
1. Изомерия углеродного скелета 2. Изомерия положения кратной связи 3. *Межклассовая изомерия (циклоалканами) 4. *Цис-, транс-изомерия |
Химические свойства |
1.Реакция полного окисления (горения) СН4+2О2= СО2+2Н2О |
1. Реакция полного окисления (горения) 2С2Н2+5О2=4СО2+2Н2О |
1.Реакция полного окисления (горения) С2Н4+3О2=2СО2+2Н2О |
Сходство – все углеводороды сгорают до СО2 и Н2О |
|||
2. Реакция замещения СН4+Cl2→СH3Cl+НCl |
2. Реакция присоединения HС HС HС |
2. Реакция присоединения H2С H2С H2С |
|
|
Сходство- характерны реакции присоединения |
||
3. Термическое Разложение СН4 → С + 2H2 t, кат. C2H6 → С2H4 + H2
|
|
|
|
Способы получения |
t, кат. С+2Н2 → СН4 t, кат. СO+3Н2 → СН4+ Н2О *Al4C3+ 12Н2О→ → 3СН4+4Al(OH)3
|
1500 2СН4 → С2H2 + 3H2
CaC2+ 2Н2О→С2Н2+Ca(OH)2
|
t, кат. C2H6 → С2H4 + H2 t, кат. С2H2 + H2 → С2H4 |
Приложение 4
Вопросы для физкультминутки
1. Общая формула алканов (СnН2n+2)
2. Общая формула алкенов (СnН2n)
3. Общая формула алкинов (СnН2n-2)
4. Кратность связи у
алкинов (СС)
5. Формула простейшего представителя алкинов (С2Н2)
6. Формула ацетилена (С2Н2)
7. Наиболее характерный тип химических реакций (присоединение)
8. Все углеводороды сгорают с образованием (СО2 и Н2О)
Приложение 5
Задания для закрепления изученного материала
Выполните задания:
· Составьте структурные формулы следующих веществ:
а) 3-метилгексан; б) 3-метилпентен-; в) 13,4-дибромгексин-1. |
|
· Дайте названия веществам:
а) СН2 – СН2 – СН3 | Сl б)
СН3– СН2– С в)
СН3– СН– С | СН3 |
|
· Установите молекулярную формулу алкина, если массовая доля углерода в его молекуле равна 88,89%. Постройте два изомера установленного состава.
· Осуществите превращения по схеме:
СaC2 → C2H2 → C2H4 → C2H2Cl2
↓
CO2
Приложение 6
Тест - выходной контроль
1. Общая формула алкинов
С) СnН2n+2 ; К) СnНn ; Т) СnН2n-2 ; У) СnН2n.
2. Представитель алкинов
A) С2Н2; Б) С2Н4 ; В) С6Н6; Г) С2Н6.
3. Между атомами углерода в алкинах
Д) С
С;
К) С
С
; О) С
С
Ф) С
С.
4. Для алкинов характерны реакции
Б) окисления, замещения; В) замещения, соединения ;
Д)
горения, присоединения Ж) обмена, соединения.
5. В реакции С2H2 + H2 → образуется
Е) С2Н4; М) С2Н3 ; Н) СО2; П) Н2О.
6.
Вещество
HСС
СH
СH3 по систематической
номенклатуре называется
CH3
С) 2-метилбутин-3; Р) 2-метилбутин-2; Т) 3-метилбутин-1 Ф) пентин.
7.
Вещество
HССН является
И) предельным; Ж) непредельным; З) кислородсодержащим.
8. Число веществ относящихся к алкинам среди предложенных
С2Н2, С2Н4, С3Н4, СН4, С4Н6, С2Н6, С4Н8, равно
A) 3; Б) 4 ; В) 2; Г) 1.
9. Относительная молекулярная масса газообразного вещества В, образующегося по схеме
+ H2 + О2
С2H2 → А → В равна: М) 18; О) 30 ; Т) 44; Х) 60.
10. Установите молекулярную формулу алкина, если его молярная масса равна 40г/моль
Ъ) С3Н6; Ь) С3Н4; Й) С3Н8; Я) С2Н2.
Ответ: ТАК ДЕРЖАТЬ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.