План конспект урока " сложение и вычитание десятичных дробей
Оценка 4.6

План конспект урока " сложение и вычитание десятичных дробей

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
04.05.2020
План конспект урока " сложение и вычитание десятичных дробей
сложение и вычитание десятичных дробей.docx

План-конспект  урока по ФГОС

Класс: 5

Предмет: математика.

Учебник:Математика, 5 класс,  Н.Я. Виленкин

 

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмов сложения и вычитания десятичных дробей.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями, учебник.

Временной режим: 45 минут.

 

 

 

 

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Средства определения результата

1.       

Организационный этап

Озвучивает тему урока, осуществляет эмоциональный настрой.

С помощью учителя проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу.

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль.

Выборочный фронтальный опрос

2.       

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Актуализирует учебное содержание, необходимое длявосприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе индивидуальной работы(Игра «Заполни пропуски».Задания проецируются через проектор на интерактивную доску,после выполнения задания ответы появляются на доске); контролирует действия учащихся, организует сравнение с образцом.

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные:контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;

 

Самостоятельное сравнение с образцом.

3.       

Изучение нового материала

Организует выполнение задания, где надо провести соответствие ответа с буквой, в ходе которого создаёт проблемную ситуацию (приём «классификация задач по способу их решения»)-необходимость иного способа действий,, переводя данные смешанные числа в десятичные дроби.Организует посредством групповой работы поиск решения поставленных задач (приём «Неполное задание» прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче»). Контролирует  создание учащимися алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.

Практически решают проблемную ситуацию.Сравнивают ответы сложения смешанных чисел и десятичных дробей, приходят к противоречию. Самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения  условий в новой ситуации, ищут новые способы решения.В хорде поискового анализа своих действий и результатов практической деятельности  выходят на алгоритм выполнения задания.

 

 

 

Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, выбирает эффективный способ решения проблемной ситуации, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности;

коммуникативные:  умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.

Сравнение с предложенным в учебнике алгоритмом сложения и вычитания десятичных чисел.

 

4.       

Физкультминутка

Организует проведение гимнастики.(здоровье сберегающая технология)

Выполняют гимнастику

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Выполнение по образцу.

5.       

Первичное закрепление изученного материала

Для закрепления проводит игру «5*5» (пять примеров за пять минут на оценку 5), организует для учащихся с сильной математической подготовкой индивидуальную работу по карточкам с разно-уровневыми заданиями, для учащихся со слабой и средней подготовкой предоставляются опорные конспекты «Реши по образцу»; контролирует действия учащихся, организует взаимопроверку.

Участвуют в играх, применяя полученные знания, оценивает свои действия и действия партнеров.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач;

познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности.

Наблюдение учителя.

6.       

Рефлексия урока.Д/з

Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание

(алг., стр. 197,  № 1255, 1257). Оценивает учащихся.

Самооценка выполнения поставленной  индивидуальной учебной задачи.

Личностные: имеет адекватную самооценку;

коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.

Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.

Этап 2. Игра «Заполни пропуски»

Сравни числа

3,78 … 4,78               5,15 … 5,51

0,7 … 0,699               4,23 … 4,230

Запиши десятичную дробь в виде дроби или смешанного числа

6,1=                           0,003=

76,07=                       2,0002=       

Заполни пробел…

Озеро Байкал – самое глубокое место на земном шаре. Его глубина достигает 1622 м. или  км

Сибирский осётр – одна из крупных рыб. Длина его достигает 3 м, (км) вес более 100 кг (т).

Самое длинное животное - ленточный червь – был найден в прибрежных водах Южного моря. Его длина равнялась 54 м90 см . ( м)

 

Этап 3.

Учитель: Для всех учащихся предлагается задание, где надо провести соответствие ответа с буквой. В результате ваших действий должно получиться слово (СТЕВИН) - имя нидерландского ученого математика, открывшего десятичные дроби в Европе.

Задание. Приём «классификация задач по способу их решения». Задания проецируются через проектор на интерактивную доску, после выполнения задания ответы появляются на доске для сравнения с образцом.

 1) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image002.gif
2) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image004.gif
3) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image006.gif
4) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image008.gif
5) 9http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image010.gif
6) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image012.gif
7) 9-http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image014.gif
8) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image016.gif
9) http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image018.gif

Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3; И – 1,7; Н – 2,4.

Учитель: Сможешь ли ты выполнить это задание?

Ученик: Смогу, т.к. знаю правило сложения смешанных чисел.

Ученик: Затрудняюсь, т.к. не всегда получаю правильный ответ.

Учитель: В чем именно трудность?

Ученик: В данных дробях разные знаменатели ,не могу сложить.

Учитель: Есть ли другие способы решения?

Ученик: Полученное слово «СТЕВИН». Оставшиеся три задания характеризуют проблему.

Учитель: Какие еще способы возможно применить?

Ученик: С помощью поискового анализа, получаем, что выражения  №2, 6, 9 можно решить другим способом, переводя данные смешанные числа в десятичные дроби.

Итог работы записывается в тетрадь и на доске. Таким образом, учащиеся определяют тему урока, ставят цели и задачи своей деятельности. Определяют степень трудности, проводят прогнозирование своих действий, работают со шкалой самооценки, делают прогноз на результат.

Учитель: Итак, тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Учитель предлагает учащимся задания. 

А) Найди пропущенные слова (приём «неполное задание»)

1. Любое число,… (знаменатель) … дробная часть которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде… (десятичной дроби)…

2. После запятой ... (числитель) …дробной части должен иметь столько же цифр, сколько… (нулей) … в знаменателе.

3. Если в конце десятичной дроби … (приписать нуль) … или … (отбросить нуль) ..., то получится дробь, равная данной.

Ученики прописывают пропущенные слова в тетради.\, слайд с ответами проецируется на интерактивной доске.

Учитель: Найди ошибку. 

Ученик: Ошибки нет.

Б)Прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче».

9,3 + 7,4 =

7,004 + 9,4 =

9,3 – 7,4 =

9 – 7,4 =

Учитель:

В) Работая в парах, найти сумму десятичных дробей, приводя каждую дробь в смешанное число.

Задания б) и в) позволяют выявить на осознанном уровне умения и навыки по теме «Смешанные числа».

Г) Найди сумму десятичных дробей, используя запись столбиком.

Возможные варианты ответов:

9,4
+
7,004

7,004
+
9,4      

Уровень выполнения – творческий.

Учитель: При сложении смешанных чисел получили:

http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image020.gif= 16,404

У вас 16,008 и 7,098.

Дети сравнивают ответы сложения смешанных чисел и десятичных дробей, приходят к противоречию. Учащиеся самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения  условий в новой ситуации, ищут новые способы решения.

Анализ своих действий позволяет выйти на алгоритм выполнения задания.

Ученик: Если записать числа строго «запятая под запятой», добавить нули, то получим 16,404.

Алгоритм решения

1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой.

2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой.

3) Выполнить сложение (вычитание) не обращая на  запятую.

4) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

Учитель: Какой способ работы был самым успешным?

Ученик: Способ решения записи сложения десятичных дробей – «запятая под запятой».

Учитель: Данный алгоритм сверим с алгоритмом в учебнике (стр.197) и записываем в «Тетрадь открытий».

Этап 5. 

Игра «5*5» (пять примеров за пять минут на оценку 5).

Для учащихся с сильной математической подготовкой выдаются карточки с разно-уровневыми заданиями.

Карточка №1

1. Найти сумму (разность):

А) 24,37 + 65,83 =

Б) 0,04 + 102 =

В) 0,24 + 70,043 =

Г) 453,24 – 324 =

Д) 880 – 8,033 =

2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное равенство:

9,4 = 9,*9 + 0,2*

Карточка 2

1. Найти сумму (разность):

А) 673,02 - 6,7302 =

Б) 20,04 - (6,064 + 10,04) =

В) 8345 - 83,45 =

Г) 37,873 - 24,5061 + 431,2 =

Д) 8800 + 8,8-88 =

2. Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *,чтобы получить верное равенство: 0,18 = 1,* - *,62

Для учащихся со слабой и средней подготовкой предоставляются опорные конспекты «Реши по образцу».

http://festival.1september.ru/articles/571415/full_clip_image022.jpg

Проводится работа в группах по 2 человека. Ведется работа консультантов.

Методика «Способность детей ставить умные вопросы», «Обращение за помощью».


 

План-конспект урока по ФГОС

План-конспект урока по ФГОС

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления

Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления

Практически решают проблемную ситуацию

Практически решают проблемную ситуацию

Рефлексия урока.Д/з Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание ( алг

Рефлексия урока.Д/з Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание ( алг

Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3;

Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3;

Итог работы записывается в тетрадь и на доске

Итог работы записывается в тетрадь и на доске

Учитель: В) Работая в парах, найти сумму десятичных дробей, приводя каждую дробь в смешанное число

Учитель: В) Работая в парах, найти сумму десятичных дробей, приводя каждую дробь в смешанное число

Алгоритм решения 1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой

Алгоритм решения 1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой

Д) 880 – 8,033 = 2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное равенство: 9,4 = 9,*9 + 0,2*

Д) 880 – 8,033 = 2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное равенство: 9,4 = 9,*9 + 0,2*

Проводится работа в группах по 2 человека

Проводится работа в группах по 2 человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020