План-конспект урока по ФГОС
Класс: 5
Предмет: математика.
Учебник:Математика, 5 класс, Н.Я. Виленкин
Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмов сложения и вычитания десятичных дробей.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Принципы обучения: научность, доступность, наглядность, сознательность, системность.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды презентации, раздаточный материал - карточки с заданиями, учебник.
Временной режим: 45 минут.
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Средства определения результата |
1. |
Организационный этап |
Озвучивает тему урока, осуществляет эмоциональный настрой. |
С помощью учителя проговаривают то, чему они научатся на этом уроке, затем планируют свои действия, направленные на достижение оформленной цели, настраиваются на плодотворную работу. |
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль. |
Выборочный фронтальный опрос |
2. |
Актуализация опорных знаний. Проверка д/з. |
Актуализирует учебное содержание, необходимое длявосприятия нового материала; актуализирует мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;фиксирует индивидуальные затруднения в деятельности по знанию материала домашнего задания в ходе индивидуальной работы(Игра «Заполни пропуски».Задания проецируются через проектор на интерактивную доску,после выполнения задания ответы появляются на доске); контролирует действия учащихся, организует сравнение с образцом. |
Выполняют инструкции учителя, повторяют материал, заданный для домашнего закрепления. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные:контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;
|
Самостоятельное сравнение с образцом. |
3. |
Изучение нового материала |
Организует выполнение задания, где надо провести соответствие ответа с буквой, в ходе которого создаёт проблемную ситуацию (приём «классификация задач по способу их решения»)-необходимость иного способа действий,, переводя данные смешанные числа в десятичные дроби.Организует посредством групповой работы поиск решения поставленных задач (приём «Неполное задание» прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче»). Контролирует создание учащимися алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. |
Практически решают проблемную ситуацию.Сравнивают ответы сложения смешанных чисел и десятичных дробей, приходят к противоречию. Самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения условий в новой ситуации, ищут новые способы решения.В хорде поискового анализа своих действий и результатов практической деятельности выходят на алгоритм выполнения задания.
|
Регулятивные: постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция; познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, выбирает эффективный способ решения проблемной ситуации, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности; коммуникативные: умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности; личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности. |
Сравнение с предложенным в учебнике алгоритмом сложения и вычитания десятичных чисел.
|
4. |
Физкультминутка |
Организует проведение гимнастики.(здоровье сберегающая технология) |
Выполняют гимнастику |
Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья. |
Выполнение по образцу. |
5. |
Первичное закрепление изученного материала |
Для закрепления проводит игру «5*5» (пять примеров за пять минут на оценку 5), организует для учащихся с сильной математической подготовкой индивидуальную работу по карточкам с разно-уровневыми заданиями, для учащихся со слабой и средней подготовкой предоставляются опорные конспекты «Реши по образцу»; контролирует действия учащихся, организует взаимопроверку. |
Участвуют в играх, применяя полученные знания, оценивает свои действия и действия партнеров. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке, взаимооценке, понимание причин успеха; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы, контролирует действия партнера, использует речевые средства для различных коммуникативных задач; познавательные: выбирает эффективные способы решения задач, контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности. |
Наблюдение учителя. |
6. |
Рефлексия урока.Д/з |
Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание (алг., стр. 197, № 1255, 1257). Оценивает учащихся. |
Самооценка выполнения поставленной индивидуальной учебной задачи. |
Личностные: имеет адекватную самооценку; коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения. |
Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала. |
Этап 2. Игра «Заполни пропуски»
Сравни числа
3,78 … 4,78 5,15 … 5,51
0,7 … 0,699 4,23 … 4,230
Запиши десятичную дробь в виде дроби или смешанного числа
6,1= 0,003=
76,07= 2,0002=
Заполни пробел…
Озеро Байкал – самое глубокое место на земном шаре. Его глубина достигает 1622 м. или км
Сибирский осётр – одна из крупных рыб. Длина его достигает 3 м, (км) вес более 100 кг (т).
Самое длинное животное - ленточный червь – был найден в прибрежных водах Южного моря. Его длина равнялась 54 м90 см . ( м)
Этап 3.
Учитель: Для всех учащихся предлагается задание, где надо провести соответствие ответа с буквой. В результате ваших действий должно получиться слово (СТЕВИН) - имя нидерландского ученого математика, открывшего десятичные дроби в Европе.
Задание. Приём «классификация задач по способу их решения». Задания проецируются через проектор на интерактивную доску, после выполнения задания ответы появляются на доске для сравнения с образцом.
1)
2)
3)
4)
5) 9
6)
7) 9-
8)
9)
Т – 16,4; С – 16,7; В – 2,01; Е – 16,3; И – 1,7; Н – 2,4.
Учитель: Сможешь ли ты выполнить это задание?
Ученик: Смогу, т.к. знаю правило сложения смешанных чисел.
Ученик: Затрудняюсь, т.к. не всегда получаю правильный ответ.
Учитель: В чем именно трудность?
Ученик: В данных дробях разные знаменатели ,не могу сложить.
Учитель: Есть ли другие способы решения?
Ученик: Полученное слово «СТЕВИН». Оставшиеся три задания характеризуют проблему.
Учитель: Какие еще способы возможно применить?
Ученик: С помощью поискового анализа, получаем, что выражения №2, 6, 9 можно решить другим способом, переводя данные смешанные числа в десятичные дроби.
Итог работы записывается в тетрадь и на доске. Таким образом, учащиеся определяют тему урока, ставят цели и задачи своей деятельности. Определяют степень трудности, проводят прогнозирование своих действий, работают со шкалой самооценки, делают прогноз на результат.
Учитель: Итак, тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Учитель предлагает учащимся задания.
А) Найди пропущенные слова (приём «неполное задание»)
1. Любое число,… (знаменатель) … дробная часть которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде… (десятичной дроби)…
2. После запятой ... (числитель) …дробной части должен иметь столько же цифр, сколько… (нулей) … в знаменателе.
3. Если в конце десятичной дроби … (приписать нуль) … или … (отбросить нуль) ..., то получится дробь, равная данной.
Ученики прописывают пропущенные слова в тетради.\, слайд с ответами проецируется на интерактивной доске.
Учитель: Найди ошибку.
Ученик: Ошибки нет.
Б)Прием «перехода ситуации затруднения к поставленной учебной задаче».
9,3 + 7,4 =
7,004 + 9,4 =
9,3 – 7,4 =
9 – 7,4 =
Учитель:
В) Работая в парах, найти сумму десятичных дробей, приводя каждую дробь в смешанное число.
Задания б) и в) позволяют выявить на осознанном уровне умения и навыки по теме «Смешанные числа».
Г) Найди сумму десятичных дробей, используя запись столбиком.
Возможные варианты ответов:
9,4
+
7,004
7,004
+
9,4
Уровень выполнения – творческий.
Учитель: При сложении смешанных чисел получили:
= 16,404
У вас 16,008 и 7,098.
Дети сравнивают ответы сложения смешанных чисел и десятичных дробей, приходят к противоречию. Учащиеся самостоятельно ставят задачи на основе соотнесения условий в новой ситуации, ищут новые способы решения.
Анализ своих действий позволяет выйти на алгоритм выполнения задания.
Ученик: Если записать числа строго «запятая под запятой», добавить нули, то получим 16,404.
Алгоритм решения
1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой.
2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой.
3) Выполнить сложение (вычитание) не обращая на запятую.
4) Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Учитель: Какой способ работы был самым успешным?
Ученик: Способ решения записи сложения десятичных дробей – «запятая под запятой».
Учитель: Данный алгоритм сверим с алгоритмом в учебнике (стр.197) и записываем в «Тетрадь открытий».
Этап 5.
Игра «5*5» (пять примеров за пять минут на оценку 5).
Для учащихся с сильной математической подготовкой выдаются карточки с разно-уровневыми заданиями.
Карточка №1
1. Найти сумму (разность):
А) 24,37 + 65,83 =
Б) 0,04 + 102 =
В) 0,24 + 70,043 =
Г) 453,24 – 324 =
Д) 880 – 8,033 =
2. Замените * цифрой так, чтобы получилось верное равенство:
9,4 = 9,*9 + 0,2*
Карточка 2
1. Найти сумму (разность):
А) 673,02 - 6,7302 =
Б) 20,04 - (6,064 + 10,04) =
В) 8345 - 83,45 =
Г) 37,873 - 24,5061 + 431,2 =
Д) 8800 + 8,8-88 =
2. Какие одинаковые цифры можно поставить вместо *,чтобы получить верное равенство: 0,18 = 1,* - *,62
Для учащихся со слабой и средней подготовкой предоставляются опорные конспекты «Реши по образцу».
Проводится работа в группах по 2 человека. Ведется работа консультантов.
Методика «Способность детей ставить умные вопросы», «Обращение за помощью».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.