План- конспект урока алгебры по теме " Функции", 9 класс
Оценка 4.7

План- конспект урока алгебры по теме " Функции", 9 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
pdf
математика
7 кл—9 кл
27.08.2023
План- конспект урока алгебры по теме " Функции", 9 класс
План- конспект урока
ПЛАН-конспект урока Афанасьева М.Н..pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №69

(МАОУ г. Иркутска СОШ №69)

 

 

 

 

План-конспект урока математики по теме «Функции» 9 класс

 

    

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

                                             Афанасьева Мария Николаевна                          учитель математики

                                                        первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2023

План-конспект урока

 

Тема урока: «Функции»

Тип урока: интегрированный урок отработки умений и рефлексии

Вид урока: смешанный Цели урока:

1.      Обобщение и систематизация знаний, полученных в 7-9 –х классах при изучении различных видов функций, их свойств.

2.      Отработка и рефлексия умений строить график линейной функции, обратной пропорциональности, квадратичной функции и функции вида у= , умений распознавать функции по их изображению в нестандартных ситуациях.

3.      Демонстрация возможности интегрирования предметов алгебра и информатика на примере построения графика кусочно- заданной функции.

 

Задачи урока:

1.      Образовательные (формирование познавательных УУД): продолжать формировать умение обобщать и систематизировать знания по теме урока, логично и последовательно излагать материал, применять знания для выполнения практических заданий в нестандартной ситуации, заданий ОГЭ;

2.      Развивающие (формирование регулятивных УУД): продолжать развивать способность самоконтроля и самоанализа учебной деятельности; умение проектировать маршрут обучения, планировать время на выполнение учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

3.      Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): продолжать воспитывать умение слушать и вступать в диалог при работе в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; воспитывать ответственность за результат, честность, аккуратность.

 

Планируемые результаты:

1.      Предметные: учащийся научится воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности и в новых условиях для решения практических задач; расширит представление о практическом применении графиков функций.

2.      Метапредметные: учащийся получит возможность сравнивать, обобщать и проводить аналогию, интерпретировать результат в другой ситуации; оценивать правильность выполнения учебной задачи; работать индивидуально и в группе; находить общее решение.

3.      Личностные: учащийся получит возможность научиться правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и своих одноклассников; представить математику, как науку, присутствующую во многих сферах человеческой деятельности.

 

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная-онлайн-обучение, работа в группах, фронтальная работа с учителем

Методы обучения: словесный-диалогический, практический, наглядный

Педагогические технологии: технология смешанного обучения «Ротация станций»

Межпредметные связи: информатика Материально-техническое обеспечение содержания урока:

Технические средства: планшетные компьютеры с выходом в интернет, мультимедийное оборудование;

Методические средства: раздаточный материал, инструкции по выполнению работ, правила работы в группе

 

План урока:

 

1.      Организационный этап (1 мин)

2.      Мотивационный этап (2 мин)

3.      Актуализация знаний (4 мин)

4.      Обобщение и систематизация знаний (36 мин)

5.      Рефлексия (2 мин)

 

Ход урока

1.Организационный этап 

Дидактические задачи: подготовка к уроку; ведение в урок 

Деятельность учителя: учитель создает комфортную рабочую обстановку, приветствует учащихся

Деятельность учащихся: учащиеся проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу, приветствуют учителя

Ведущий метод: словесный

Форма работы: фронтальная  

2.Мотивационный этап

Дидактические задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели урока, побуждение к деятельности

Деятельность учителя: организует работу по определению целей урока, обращает внимание на актуальность темы

ОДА ФУНКЦИИ

 

На первый взгляд, понятие не ново,

И не всегда подумаешь о том, Как важно будет в жизни это слово

И сколько смысла будет в слове том!

Его по-разному с годами толковали.

Сам Лобачевский руку приложил,

 

 

Чтоб слово «функция» и в средней школе знали,

Чтоб каждый ученик им дорожил! Без функции не сдашь простой экзамен, Без функции ты не войдешь в предмет!

Без функции не разгорится пламя! Без функций никакой науки нет!

                     И. Кушнир, Л. Финкельштейн

Деятельность учащихся: обсуждают и формулируют тему и цели урока

Ведущий метод: проблемный

Форма работы: фронтальная   

3.Актуализация знаний

Дидактические задачи: анализ содержания учебного материала; подготовка учащихся к основному этапу урока

Деятельность учителя: выслушивает вопросы по домашней работе, выясняет какие трудности возникли; комментирует результаты самостоятельной работы, организует разделение учащихся на группы 

Деятельность учащихся: задают вопросы по домашнему заданию, делают выводы и заключения почему возникли трудности; рассаживаются по станциям

Ведущий метод: словесный

Форма работы: фронтальная  

 

4.Обобщение и систематизация знаний

Дидактические задачи: установление внутрипредметных и межпредметных связей; включение в практическую деятельность

Деятельность учителя: организует деятельность учащихся по включению знаний в целостную систему: работа на станциях

Деятельность учащихся: учащиеся систематизируют, обобщают знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях; устанавливают межпредметное взаимодействие алгебры и информатики; учатся коммуницировать при работе в группах.

 Ведущий метод: диалогический

Форма работы: индивидуальная, работа с учителем, работа в группе

 

Станции

Работа с учителем

 

Работа в группе

 

Онлайн –работа

деятельность учителя и учащихся

учитель

-работает с учащимися на предмет коррекции знаний по теме урока и исправления допущенных ошибок; -способствует эффективной отработке умений по теме урока за

счет разноуровневых заданий (ПРИЛОЖЕНИЕ

1).

учащиеся

-коммуницируют с учителем на предмет возникающих вопросов по теме;

учащиеся

-знакомятся с правилами работы в группе

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2); - просматривают предложенные задания, читают инструкцию к заданию, выбирают то, с которым будут работать

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3); -выполняют выбранное задание;  -сверяют с эталоном

(в зависимости от

учащиеся

-знакомятся с инструкцией по построению

графиков функций в EXCEL

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)-

ссылка на инструкцию находится на рабочем столе планшета; - выбирают из предложенных ту функцию, график которой будут

 

-отрабатывают умения и навыки по теме, выполняя практические задания. Оборудование: карточки с разноуровневыми

заданиями

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

выбранного уровня

сложности) (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Оборудование: раздаточный разноуровневый

материал

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3), разлинованные в клетку листы формата А4.

строить

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

-приступают к построению графика;

-сверяют с эталоном

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6) Оборудование: планшетный компьютер, разноуровневые задания

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

12 мин (по истечению переходят на другую станцию)

1-я группа

 

2-я группа

 

3-я группа

 

12 мин(по истечению переходят на другую станцию)

3-я группа

1-я группа

2-я группа

12 мин(по истечение остаются на своих места)

2-я группа

3-я группа

1-я группа

 

5.Рефлексия

Дидактические задачи: сделать выводы по уроку, получить обратную связь от учащихся

Деятельность учителя: проводит оценку уровня решения учебной задачи, просит проанализировать учащихся свою работу и ответить на вопрос «Достигнута ли цель урока?», информирует о домашнем задании

Деятельность учащихся: оценивают уровень собственных достижений, записывают домашнее задание

Ведущий метод: диалогический

Форма работы: фронтальная, индивидуальная  

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

СТАНЦИЯ «Работа с учителем»

Задания 1-го уровня сложности: 

 

1. График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

 

 

 

      1) 

 

 

2.График какой из приведенных ниже функций изображен на рисунке?

 

 

 

1)          3)       4)  

 

 

 

3.Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

 

 

                          А)                                        Б)                                       В)                         

 

 

 

1)        2)       3)        4)      

Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке.

 

А

Б

В

 

4. Установите соответствие между функциями и их графиками.

 

Функции

 

А)  

 

Графики

 

1)

 

3)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

 

5. Установите соответствие между функциями и их графиками.

 

Функции

 

            А)                  Б)                    В)  

 

 

 

Графики

 

1)                                             2)

 

 

3)          4)

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

A

Б

В

 

 

6. Установите соответствие между функциями и их графиками.

 

Функции

         А)       Б)      В)   

 

 Графики

 

1)            2)

 

3)           4)

 

 

  

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

 

 

7. Постройте в одной системе координат графики функций на заданной области определения: у1=-х+25, если 3≤ х ≤ 10 у2=0,25х2, если -2≤ х ≤ 2

, если -4≤ х < 10

 

Задания 2-го уровня сложности (дополнительные к заданиям 1-го уровня сложности): 

 

1.На одном из рисунков изображен график функции у=х𝟐-2х+3. Укажите номер этого рисунка.

 

1)                                                 2)    

 

3) 4)

 

 

 

 

 

2.На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + c. Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов a и c.

 

 

Графики

 

А)                                                                 В)                            Г)

   

Знаки коэффициентов 

1) a > 0, c < 0              2) a < 0, c > 0             3) a > 0, c > 0             4) a < 0, c < 0

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

3.На рисунке изображены графики функций вида y = kx + b. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов k и b.

 

Графики

А)                                       Б)                                      В)

 

 

Коэффициенты

 

          1)  k < 0, b > 0         2)  k > 0, b > 0         3)  k < 0, b < 0         4)  k > 0, b < 0

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

 

 

4. На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Установите соответствие между знаками коэффициентов a и c и графиками функций.

 

Коэффициенты

 

А)  a > 0, c < 0

 

Б)  a < 0, c > 0

Графики

В)  a > 0, c > 0

1)  

2)  

 

              

4)  

3)  

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

 

5.Постройте график функции и определите, при каких значениях прямая у=с имеет с графиком ровно две общие точки, опишите свойства функции: 

2х + 1, если х < 0

У={−1,5х + 1, если 0 ≤ х < 2 х − 4, если х ≥ 2

 

СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ:                               

1.Область определения

2.Область значений                                            

3.Нули функции                                                  

4.Промежутки возрастания/убывания

6.Промежутки знакопостоянства                      

7.Непрерывность

8.Четность/нечетность                                       

                       

 

Задания 3-го уровня сложности (дополнительные к заданиям 1-го и 2-го уровней сложности): 

1.Постройте график функции  у= и опишите свойства функции.

 

СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ:

1.Область определения

2.Область значений

3.Нули функции

4.Промежутки возрастания/убывания

6.Промежутки знакопостоянства

7.Непрерывность

8.Четность/нечетность

 

 

2.Первая прямая проходит через точки (0;4,5) и (3;6) Вторая прямая проходит через точки (1;2) и (-4;7) Найдите координаты общей точки этих двух прямых.

 

3. Постройте график функции у= и определите, при каких значениях k построенный график не будет иметь общих точек с прямой y=kx.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Станция «Работа в группе»

 

Правила работы в группе

 

1.      Длительность работы в группе-12 минут.

2.      Внимательно изучите предложенные задания. Изучите инструкции к заданию (если они есть).

3.      Выберите задание, суть которого вам наиболее понятна и с которым вы сможете справиться за отведенное время.

4.      Обсудите задание в группе. Проанализируйте на предмет возможных затруднений.

5.      Определите роли в группе. Выберете выступающего или выступающих от группы.

Определите его (их) задачи.

6.      Приступайте к выполнению задания.

7.      Таймер оповестит вас об окончании работы.

 

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЗАТРУДНЕНИЙ ОБРАТИТЕСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ К УЧИТЕЛЮ

ПОМНИТЕ:

      Работайте в группе дружно- вы одна команда.

      Принимайте активное участие в обсуждениях.

      Не бойтесь высказывать свое мнение.

      Не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других участников группы.

      Каждый человек имеет право на ошибку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Станция «Работа в группе»

    

2.КОРАБЛИК (1-й /2-й уровни сложности) Постройте график функции

 

РЕКОМЕНДАЦИИ: для более быстрого построения графика функции выбирайте «конечные» абсциссы из предложенного интервала. При необходимости возьмите дополнительные абсциссы из этого же интервала.

 

 

                                 

 

 

 

 

 

3.ВАЗА С ЦВЕТАМИ (3-й уровень сложности) Постройте график функции

 

РЕКОМЕНДАЦИИ: для более быстрого построения графика функции выбирайте «конечные» абсциссы из предложенного интервала. При необходимости возьмите дополнительные абсциссы из этого же интервала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

РИС.1

 

РИС.2

 

 

РИС. 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Станция «Онлайн-работа»

 

ИНСТРУКЦИЯ для учащихся

(https://docs.google.com/document/d/1Io4U-

EuUgjXIbOWGeTQ_XodDGqoVU1u03qKXsDowZsg/edit?usp=share_link)

 

Пример 1

Дана функция: у=х𝟑-3х𝟐+2х-1

 

Нужно построить ее график на промежутке [-5;5] с шагом равным 1.

Создание таблицы

Создадим таблицу, первый столбец назовем переменная x (ячейка А1), второй — переменная y (ячейка В1). Для удобства в ячейку В1 запишем саму функцию, чтобы было понятно, какой график будем строить. Введем значения -5, -4 в ячейки А2 и А3 соответственно, выделим обе ячейки и скопируем вниз. Получим последовательность от -5 до 5 с шагом 1.

 

 

Вычисление значений функции

Нужно вычислить значения функции в данных точках. Для этого в ячейке В2 создадим формулу, соответствующую заданной функции, только вместо x будем вводить значение переменной х, находящееся в ячейке слева (-5).

Важно: для возведения в степень используется знак ^, который можно получить с помощью комбинации клавиш Shift+6 на английской раскладке клавиатуры.               Обязательно между коэффициентами и переменной нужно ставить знак умножения * (Shift+8). Ввод формулы завершаем нажатием клавиши Enter. Мы получим значение функции в точке x=-5. Скопируем полученную формулу вниз.

 

 

 

Мы получили последовательность значений функции в точках на промежутке [-5;5] с шагом

1.

 

 

Построение графика

Выделим диапазон значений переменной x и функции y. Перейдем на вкладку Вставка и в группе Диаграммы выберем Точечная (можно выбрать любую из точечных диаграмм, но лучше использовать вид с гладкими кривыми).

 

 

 

Мы      получили       график            данной           функции.        Используя вкладки Конструктор, Макет, Формат, можно изменить параметры графика.

 

 

 

 

 

Пример 2

Даны функции: у=х𝟑-3х𝟐+2х-1 и y=50x+2. Нужно построить графики этих функций в одной системе координат.

 

Создание таблицы и вычисление значений функций

Таблицу для первой функции мы уже построили, добавим третий столбец — значения функции y=50x+2 на том же промежутке [-5;5]. Заполняем значения этой функции. Для этого в ячейку C2 вводим формулу, соответствующую функции, только вместо x берем значение -5, т.е. ячейку А2. Копируем формулу вниз.

 

 

 

Мы получили таблицу значений переменной х и обеих функций в этих точках.

 

 

Построение графиков

Для построения графиков выделяем значения трёх столбцов, на вкладке Вставка в группе Диаграммы выбираем Точечная.

 

 

 

Мы получили графики функций в одной системе координат. Используя вкладки Конструктор, Макет, Формат, можно изменить параметры графиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

 

РИС.4

 

 

РИС.5

 

РИС.6 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

План-конспект урока Тема урока: «Функции»

План-конспект урока Тема урока: «Функции»

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная-онлайн-обучение, работа в группах, фронтальная работа с учителем

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная-онлайн-обучение, работа в группах, фронтальная работа с учителем

На первый взгляд, понятие не ново,

На первый взгляд, понятие не ново,

ПРИЛОЖЕНИЕ 1). учащиеся -коммуницируют с учителем на предмет возникающих вопросов по теме; учащиеся -знакомятся с правилами работы в группе (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); - просматривают предложенные задания,…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1). учащиеся -коммуницируют с учителем на предмет возникающих вопросов по теме; учащиеся -знакомятся с правилами работы в группе (ПРИЛОЖЕНИЕ 2); - просматривают предложенные задания,…

Рефлексия Дидактические задачи: сделать выводы по уроку, получить обратную связь от учащихся

Рефлексия Дидактические задачи: сделать выводы по уроку, получить обратную связь от учащихся

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

На рисунке изображены графики функций вида y = ax 2 + c

На рисунке изображены графики функций вида y = ax 2 + c

На рисунке изображены графики функций вида y = kx + b

На рисунке изображены графики функций вида y = kx + b

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ: 1.Область определения 2

СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ: 1.Область определения 2

Станция «Работа в группе»

Станция «Работа в группе»

Станция «Работа в группе»

Станция «Работа в группе»

КОРАБЛИК (1-й /2-й уровни сложности)

КОРАБЛИК (1-й /2-й уровни сложности)

ВАЗА С ЦВЕТАМИ (3-й уровень сложности)

ВАЗА С ЦВЕТАМИ (3-й уровень сложности)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РИС.1

РИС.1

РИС.2

РИС.2

РИС. 3

РИС. 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Станция «Онлайн-работа»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Станция «Онлайн-работа»

Мы получили последовательность значений функции в точках на промежутке [-5;5] с шагом 1

Мы получили последовательность значений функции в точках на промежутке [-5;5] с шагом 1

Пример 2 Даны функции: у= х 𝟑 -3 х 𝟐 +2х-1 и y=50x+2

Пример 2 Даны функции: у= х 𝟑 -3 х 𝟐 +2х-1 и y=50x+2

Построение графиков Для построения графиков выделяем значения трёх столбцов, на вкладке

Построение графиков Для построения графиков выделяем значения трёх столбцов, на вкладке

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

РИС.4 РИС.5

РИС.4 РИС.5

РИС.6

РИС.6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2023