План-конспект урока человек и мир "Растения леса"
Оценка 5

План-конспект урока человек и мир "Растения леса"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
математика
3 кл
14.01.2024
План-конспект урока человек и мир "Растения леса"
УРОК Растения леса.docx

Дата__________

Тема: Растения леса

Цель:

ü расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособленности к совместным условиям проживания;

ü развивать умения описывать и распознавать растения; совершенствовать умение работать в группах, парах;

ü развивать память, мышление, речь, воображение;

ü формировать навыки здорового образа жизни;

ü воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.

Оборудование: индивидуальные задания для работы в парах; сигналы рефлексии; схемы-опоры для составления памятки.

Ход урока

I. Организационный момент


Долгожданный дан звонок —

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Пожелаю всем удачи —

За работу, в добрый путь!


II Актуализация знаний

А вы знаете, что такое лес?

Что такое лес?

Что такое лес?

Сосны до небес,

Берёзы и дубы,

Ягоды, грибы.

Звериные тропинки,

Пригорки и низинки,

Мягкая трава,

На суку — сова.

Ландыш серебристый,

Воздух чистый-чистый.

И родник с живой

Ключевой водой.


— Так поэт описал лес. А с точки зрения природоведения, что такое лес? (Природное сообщество.)

— Докажите это.

— Закончите предложения:

ü растения и животные леса, болота, луга живут в тесной … (связи друг с другом, сообща).

ü Все живые обитатели леса связаны с … (неживой природой).

— Что такое экология?

III Знакомство с новым материалом

— Послушайте стихотворение.


Здравствуй, лес, дремучий лес!

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою!

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!


Сообщение темы, цели урока

— А кто из вас догадался, с чем во время нашей прогулки мы познакомимся?

— Как называется тема урока?

— А чему мы должны научиться?

Беседа

— Беларусь расположена в лесной зоне. Почти 1/3 часть её площади занимают леса. Местами лесные массивы тянутся на 20–30 км.

— А какие деревья растут в лесу?

— Как называются леса, где растут ели и сосны? Почему у них такое название? — Сосна — дерево здоровья. Она способна очищать воздух от бактерий, поэтому санатории строят там, где много сосен. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветер. Одного лишь боится сосна — темноты. Для её роста необходимо много света и солнца.

— Какие деревья растут в лиственных лесах?

— А знаете ли вы, какое дерево является символом русской и белорусской земли?

— Красавицей наших лесов называют берёзу. Стройная, белоствольная, с тонкими, поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А прозрачный берёзовый сок хорошо утоляет жажду и используется для приготовления лечебных сиропов.

Однако добывать сок нужно умело, чтобы не повредить и не погубить дерево.

В старину о берёзе пели, как о дереве, которое может делать четыре дела:

первое дело — мир освещать;

второе дело — крик утешать;

третье дело — больных исцелять;

четвёртое дело — чистоту соблюдать.

В Беларуси преобладают смешанные леса.

— А почему они так называются?

— Давайте, повторим, какие бывают леса.

Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже есть свои растения, птицы, звери, насекомые.

— Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Это деревья, которым требуется много света.)

— Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которым требуется меньше света.)

— А какие растения, как вы думаете, могут расти даже при недостатке освещения? (Кустарники и травы.)

— А какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.)

— Главные растения в лесу — деревья. Они образуют первый ярус. Какие это деревья?

Самостоятельная работа

— О втором ярусе прочитайте в учебнике на с. 55.

— Какие растения образуют второй ярус?

— Что вы узнали об орешнике?

— Что вы можете рассказать о можжевельнике?

Физминутка

— Сегодня мы совершаем прогулку по лесу. Давайте мы лучше изучим маршрут нашего путешествия. Может, мы не туда идём?

Игра «Деревья, травы, кусты»: если названо дерево — вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки, если кустарник — вы опускаетесь вниз, руки в стороны, если трава — приседаете.

Работа в парах

— А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданиями. Для их выполнения можно пользоваться учебником (с. 50).

1. Узнайте растение по описанию.

§  Листья у этого растения темно-зелёные, блестящие. Цветки маленькие, белые, душистые, очень похожи на колокольчики.

§  Пригреет солнышко, освободятся пригорки от снега. Вдруг появляются удивительной красоты цветы. Цветки окрашены в голубой или сиреневый цвет. 6 лепестков прячут самые важные части цветка — тычинки и пестики, которых много. Все части растения опушены мягкими золотистыми ворсинками. Волоски не только защищают от весенних холодов, но и предохраняют от губительных лучей весеннего солнца.

§  Поздней осенью на болотах, поросших сосной, и в сосновых лесах, созревают эти ягоды. Они растут на торфяниках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издали, а вот на чем они растут — незаметно. Только хорошо присмотревшись, заметишь, что на мху протянуты тонкие, как нити, стебелёчки, а на них — маленькие, твёрдые блестящие листочки.

§  Название этого растения объясняется тем, что, если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется тёплым, а верхней — холодным. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком.

2. Распределите на две группы (соедините стрелками):

земляника                                ягодные кустарники

черника

брусника                                 травянистые растения

папоротник

— Все эти растения образуют третий ярус.

Легенда о чернике.

   В давние времена жители дремучих лесов — гномы — лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, не сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету.

3. Составьте памятку по сбору грибов.

ü Собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь.

ü Собирай со взрослыми.

ü Ножку срезай как можно ближе к земле. Это убережёт грибницу от загнивания. Нельзя сбивать ядовитые грибы.

ü Нельзя собирать и сбивать старые грибы. Из спор старых грибов вырастут молодые грибы.

 

4. Правила поведения в лесу по схемам-опорам.

 


Загадки

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид.

(Подорожник.)

Бусы красные висят.

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина.)


5. Исправить ошибки.

   Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?


Главное желание эколога.

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса.

 

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья,

Те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.


 

IV. Итог урока

— Где мы сегодня побывали во время прогулки?

— Какие бывают леса? Назовите особенности каждого из них.

— Перечислите ярусы леса. Прочитайте вывод на с. 58

Выставление отметок

— Что мы можем сказать о лесе? (составление синквейна) (слайд 19).

лес                                                        что?

красивый, уютный                             какой?

согревает, исцеляет, очищает           что делает?

   наше богатство, береги его                      чему учит?

— Только в сказках за одну ночь можно возвести хрустальный замок, дремучий лес превратить в золотую рощу. А в жизни всё создаётся большим трудом. Чтобы сохранить бесценный дар природы — лес — человеку надо уметь с малых лет беречь нашу землю и сохранять её богатство.

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

— На следующем уроке мы познакомимся с животными леса.

V. Домашнее задание

С. 53–58, прочитать, ответить на вопросы. Составить сообщение или загадку об одном из растений леса.

 

VI. Рефлексия (под музыку)

Согласен ли ты с утверждениями? Запиши “Да” или “Нет”.

Охрана леса — долг и обязанность каждого человека.________________ |

Если каждый человек будет собирать макулатуру, то можно спасти от вырубки много леса._____ _________________________

Чтобы сохранить лес красивым и здоровым, нужно бережно относиться ко всем его обитателям, не нарушать в нём природного равновесия.____

Вырубать густые кустарники полезно для леса. __

Запрещено вырубать лес по берегам рек, потому что лес защищает их от обмеления._______

Собирая макулатуру, каждый человек может спасти лес от вырубки._____

Охранять муравейники - это значит охранять лес. _______

Вырубать старые дуплистые деревья полезно для леса._______


 

Дата__________ Тема: Растения леса

Дата__________ Тема: Растения леса

Беларусь расположена в лесной зоне

Беларусь расположена в лесной зоне

А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса

А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса

Бусы красные висят. Из кустов на нас глядят

Бусы красные висят. Из кустов на нас глядят

Запрещено вырубать лес по берегам рек, потому что лес защищает их от обмеления

Запрещено вырубать лес по берегам рек, потому что лес защищает их от обмеления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024