Дата__________
Тема: Растения леса
Цель:
ü расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособленности к совместным условиям проживания;
ü развивать умения описывать и распознавать растения; совершенствовать умение работать в группах, парах;
ü развивать память, мышление, речь, воображение;
ü формировать навыки здорового образа жизни;
ü воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: индивидуальные задания для работы в парах; сигналы рефлексии; схемы-опоры для составления памятки.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок —
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Пожелаю всем удачи —
За работу, в добрый путь!
II Актуализация знаний
А вы знаете, что такое лес?
Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку — сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый.
И родник с живой
Ключевой водой.
— Так поэт описал лес. А с точки зрения природоведения, что такое лес? (Природное сообщество.)
— Докажите это.
— Закончите предложения:
ü растения и животные леса, болота, луга живут в тесной … (связи друг с другом, сообща).
ü Все живые обитатели леса связаны с … (неживой природой).
— Что такое экология?
III Знакомство с новым материалом
— Послушайте стихотворение.
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою!
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей томится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Сообщение темы, цели урока
— А кто из вас догадался, с чем во время нашей прогулки мы познакомимся?
— Как называется тема урока?
— А чему мы должны научиться?
Беседа
— Беларусь расположена в лесной зоне. Почти 1/3 часть её площади занимают леса. Местами лесные массивы тянутся на 20–30 км.
— А какие деревья растут в лесу?
— Как называются леса, где растут ели и сосны? Почему у них такое название? — Сосна — дерево здоровья. Она способна очищать воздух от бактерий, поэтому санатории строят там, где много сосен. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветер. Одного лишь боится сосна — темноты. Для её роста необходимо много света и солнца.
— Какие деревья растут в лиственных лесах?
— А знаете ли вы, какое дерево является символом русской и белорусской земли?
— Красавицей наших лесов называют берёзу. Стройная, белоствольная, с тонкими, поникшими ветвями и говорливой нарядной листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А прозрачный берёзовый сок хорошо утоляет жажду и используется для приготовления лечебных сиропов.
Однако добывать сок нужно умело, чтобы не повредить и не погубить дерево.
В старину о берёзе пели, как о дереве, которое может делать четыре дела:
первое дело — мир освещать;
второе дело — крик утешать;
третье дело — больных исцелять;
четвёртое дело — чистоту соблюдать.
В Беларуси преобладают смешанные леса.
— А почему они так называются?
— Давайте, повторим, какие бывают леса.
Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом этаже есть свои растения, птицы, звери, насекомые.
— Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус? Почему? (Это деревья, которым требуется много света.)
— Какие растения располагаются ниже? (Деревья и кустарники, которым требуется меньше света.)
— А какие растения, как вы думаете, могут расти даже при недостатке освещения? (Кустарники и травы.)
— А какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.)
— Главные растения в лесу — деревья. Они образуют первый ярус. Какие это деревья?
Самостоятельная работа
— О втором ярусе прочитайте в учебнике на с. 55.
— Какие растения образуют второй ярус?
— Что вы узнали об орешнике?
— Что вы можете рассказать о можжевельнике?
Физминутка
— Сегодня мы совершаем прогулку по лесу. Давайте мы лучше изучим маршрут нашего путешествия. Может, мы не туда идём?
Игра «Деревья, травы, кусты»: если названо дерево — вы поднимаете руки вверх, становитесь на носки, если кустарник — вы опускаетесь вниз, руки в стороны, если трава — приседаете.
Работа в парах
— А сейчас мы продолжим знакомство с растениями леса. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданиями. Для их выполнения можно пользоваться учебником (с. 50).
1. Узнайте растение по описанию.
§ Листья у этого растения темно-зелёные, блестящие. Цветки маленькие, белые, душистые, очень похожи на колокольчики.
§ Пригреет солнышко, освободятся пригорки от снега. Вдруг появляются удивительной красоты цветы. Цветки окрашены в голубой или сиреневый цвет. 6 лепестков прячут самые важные части цветка — тычинки и пестики, которых много. Все части растения опушены мягкими золотистыми ворсинками. Волоски не только защищают от весенних холодов, но и предохраняют от губительных лучей весеннего солнца.
§ Поздней осенью на болотах, поросших сосной, и в сосновых лесах, созревают эти ягоды. Они растут на торфяниках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды видны издали, а вот на чем они растут — незаметно. Только хорошо присмотревшись, заметишь, что на мху протянуты тонкие, как нити, стебелёчки, а на них — маленькие, твёрдые блестящие листочки.
§ Название этого растения объясняется тем, что, если приложить к телу лист нижней стороной, он кажется тёплым, а верхней — холодным. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком.
2. Распределите на две группы (соедините стрелками):
земляника ягодные кустарники
черника
брусника травянистые растения
папоротник
— Все эти растения образуют третий ярус.
Легенда о чернике.
В давние времена жители дремучих лесов — гномы — лишились пристанища, так как люди узнали об их несметных богатствах и стали перекапывать землю в поисках кладов. Долго метались гномы по лесу, пока, наконец, не сжалился над ними черничный куст и укрыл маленький народец. Тогда в благодарность за помощь расселили гномы черничники по всему свету.
3. Составьте памятку по сбору грибов.
ü Собирай только те грибы, которые ты хорошо знаешь.
ü Собирай со взрослыми.
ü Ножку срезай как можно ближе к земле. Это убережёт грибницу от загнивания. Нельзя сбивать ядовитые грибы.
ü Нельзя собирать и сбивать старые грибы. Из спор старых грибов вырастут молодые грибы.
4. Правила поведения в лесу по схемам-опорам.
Загадки
Весь в пыли, хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид.
(Подорожник.)
Бусы красные висят.
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
5. Исправить ошибки.
Мы идём осенью по лесу и видим, как под деревьями цветут подснежники, а на деревьях висят ягоды клюквы, сушатся грибы. Из травы выскочил белый заяц и пустился бежать через поле к речке, при этом он испугал жаворонка, который поднялся высоко в небо и запел песню, а зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постель и уснул на целую зиму. Чудеса или что-то не так?
Главное желание эколога.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,
Что пригодны для леченья,
Те, что для людей полезны,
И отступят все болезни.
IV. Итог урока
— Где мы сегодня побывали во время прогулки?
— Какие бывают леса? Назовите особенности каждого из них.
— Перечислите ярусы леса. Прочитайте вывод на с. 58
Выставление отметок
— Что мы можем сказать о лесе? (составление синквейна) (слайд 19).
лес что?
красивый, уютный какой?
согревает, исцеляет, очищает что делает?
наше богатство, береги его чему учит?
— Только в сказках за одну ночь можно возвести хрустальный замок, дремучий лес превратить в золотую рощу. А в жизни всё создаётся большим трудом. Чтобы сохранить бесценный дар природы — лес — человеку надо уметь с малых лет беречь нашу землю и сохранять её богатство.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
— На следующем уроке мы познакомимся с животными леса.
V. Домашнее задание
С. 53–58, прочитать, ответить на вопросы. Составить сообщение или загадку об одном из растений леса.
VI. Рефлексия (под музыку)
Согласен ли ты с утверждениями? Запиши “Да” или “Нет”.
Охрана леса — долг и обязанность каждого человека.________________ |
Если каждый человек будет собирать макулатуру, то можно спасти от вырубки много леса._____ _________________________
Чтобы сохранить лес красивым и здоровым, нужно бережно относиться ко всем его обитателям, не нарушать в нём природного равновесия.____
Вырубать густые кустарники полезно для леса. __
Запрещено вырубать лес по берегам рек, потому что лес защищает их от обмеления._______
Собирая макулатуру, каждый человек может спасти лес от вырубки._____
Охранять муравейники - это значит охранять лес. _______
Вырубать старые дуплистые деревья полезно для леса._______
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.