План-конспект урока "Крымская война
Оценка 4.6

План-конспект урока "Крымская война

Оценка 4.6
docx
17.03.2020
План-конспект урока "Крымская война
Крымская война.docx

Тема: Крымская война

Тип урока: комбинированный

Цель: раскрыть причины, ход и последствия Крымской войны; развитие навыка самостоятельного решения задач.

Задачи:

образовательная – познакомить учащихся событиями Крымской войны, выявить особенности Синопского сражения и обороны Севастополя; выяснить причины поражения Российской империи;

развивающая – умение отличать повод от причины события, обобщать и анализировать факты, делать выводы; развивать умение добывать информацию из текста параграфа учебника, исторической карты; развитие коммуникативных навыков и навыков исторического анализа;

воспитательная – воспитывать чувство гордости, любви к Родине, сопереживания трагическим событиям прошлого и настоящего, развивать интерес к отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции.

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- обучающиеся смогут научиться уважать Отечество, прошлое и настоящее многонационального народа;

- смогут обрести мотивацию к изучению нового материала.

Метапредметные:

обучающиеся смогут высказывать и аргументировать свою точку зрения, управлять своей деятельностью, работать с различными источниками информации, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе, овладеть приёмами оценки, контроля и самоконтроля усвоения изученного, анализировать схемы и таблицы, делать выводы. 

Предметные:

обучающиеся будут знать причины войны и ее этапы, последствия для России, смогут объяснить  причины поражения.

Научатся: рассказывать о событиях и личностях отечественной истории, объяснить причины и следствия событий, давать им оценку, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи.

Получат возможность научиться: сравнивать социально-экономическое развитие и военный потенциал России и других стран, находить особенности;

Оборудование:

1. «История России: XIX век» 8 класс, Л.М. Ляшенко. - М.: Дрофа, 2012,

2. Контурные карты Крыма.

3. Иллюстрации по истории Крыма

 

Ход урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся 

Время

УУД 

Организационный момент

 

Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь.

Приветствие учителя, демонстрация готовности к уроку

1 мин

Личностные: 

эмоциональный настрой на урок 

 

 

Актуализация знаний: формулирование темы урока, цели и проблемы.

Давайте вспомним:

1.В чем заключалась суть Восточного вопроса?

2. Почему произошло его обострение к середине XIX века?

3. Почему европейские страны были недовольны внешней политикой России во второй четверти XIX века?

 

Конечно, такая активная внешняя политика неизбежно вела к войне. В 1853 году Николай I начал Крымскую войну и был уверен в победе, но война была проиграна. Давайте сформулируем проблему, тему и цель нашего урока.

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Формулируют проблему («Почему Россия проиграла в войне, несмотря на успешную внешнюю политику?»), тему и цель урока.

5 мин

Познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

Регулятивные: определение и формулирование цели с помощью учителя; планирование деятельности.

Личностные: повторение пройденного, проявление интереса к новому материалу

Изучение нового материала 

 

Для начала давайте вспомним, чем повод отличается от причин войны?

Поводом к войне послужил спор о «палестинских святынях» - спор из-за ключей от палестинских храмов: часть ключей от храмов принадлежала католикам, которым покровительствовала Франция; часть – православной общине, поддерживаемой Россией. Обе стороны хотели обладать всеми ключами. В декабре 1852 г. султан передал ключи от храмов католикам. Канцлер России Нессельроде заявил: «Россия не потерпит такого оскорбления!». В июне 1853 г. Россия ввела войска в зависимые от Турции Дунайские княжества, в октябре 1853 г. Османская империя объявила России войну. 

Но это был всего лишь повод, а какие причиной войны стало столкновение политических интересов Англии, России, Франции и Австрии на Балканах.

Главным событием первого этапа стала победа у мыса Синоп. В нем у  России было восемь судов (все - парусные), у Турции – четырнадцать  кораблей, из них два – паровые. Потери Турции составили более 3 тыс. человек; Россия потеряла 36 человек  убитыми и 240 ранеными.  Какую проблему можно сформулировать из этого противоречия?

Николай I дал Нахимову редчайшую награду – Георгия второй степени – и щедро наградил всю эскадру. Давайте послушаем сообщение об авторе этой победы. Обратите внимание на следующий слайд (репродукции картин, посвященных Синопскому сражению)

Но эта блестящая победа подтолкнула Англию и Францию к вступлению в войну.

Почему главной ареной боевых действий стал Крымский полуостров?

2 сентября 1854г. англо-французская армия высадилась в Крыму в районе Евпатории Целью операции было наступление на Севастополь.  8 сентября 1854г. произошло сражение у р. Альма, где русская армия понесла поражение, после войска противника подступили к Севастополю. Командующий армией А.С. Меншиков отвел войска от Севастополя, оставив его без защиты. Узнав о разделении наших сил, командующий французским корпусом заявил: «В условиях штиля я покончу и с  Севастополем, и с Крымом за несколько часов». Но оборона Севастополя продолжалась 349 дней. Какую проблему можно сформулировать из данного противоречия?

Для ответа на проблемный вопрос, давайте обратимся к воспоминаниям участников (Приложение 2)

Противники не решились начать штурм, а пошли в обход Севастопольской бухты, чтобы обеспечить себе базу в Балаклаве и действовать против Севастополя с юга. Защитники Севастополя использовали передышку и укрепляли город. 5 линейных кораблей были затоплены перед входом в Севастопольскую бухту. Руководил строительством береговых укреплений инженер Э. И. Тотлебен.

Оборону Севастополя возглавляли один за другим: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин. В защите города участвовали все его жители: десяти­летний защитник Коля Пищенко, Петр Макарович Кошка, создатель военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов. Был участником обороны Севастополя и Л.Н. Толстой, написавший впоследствии об этом «Севастопольские рассказы». Дарья Михайлова оборудовала первый походный перевязочный пункт. Не зная её фамилии, долгое время её называли Дашей Севастопольской.

Войска противника несколько раз штурмовали город. Ценой больших потерь врагу удалось захватить Малахов курган, что и ре­шило исход обороны Севастополя. 30 августа были потоплены последние корабли Черноморского флота. В этот же день Алек­сандр II, вступивший на престол, отдал приказ о прекращении обороны Севастополя. Военные действия на Кавказе развивались успешнее. Русская армия уничтожила все османские соединения, захватила турецкую крепость Карс. Но она уже не могла изменить положение России.

18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор.

Итак, давайте вернемся к проблемному вопросу, который стоял перед нами в самом начале урока: «Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?». Для ответа на этот вопрос используйте полученные знания и текст учебника (стр. 67-68).

Давайте проверим, все ли причины мы назвали: военно-техническая отсталость от передовых держав, неверная оценка международной ситуации Николаем I, плохое снабжение армии, количественное превосходство армии противника, Кавказская война,

отсутствие союзников, ожидание нападения на западные границы, смерть Николая I

Отвечают на вопросы, слушают учителя.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют проблему данного этапа урока («Как Россия смогла выиграть это сражение?»), изучают раздаточный материал (Приложение 1), отвечают на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют проблему («Почему противники так долго не могли овладеть Севастополем?»), работают с раздаточным материалом (Приложение 2), отвечают на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст учебника, отвечают на проблемный вопрос урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 мин

Познавательныеопределение основной и второстепенной информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач, приобретение новых знаний

Коммуникативные:  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение излагать свои мысли, слушать и принимать чужую точку зрения

Регулятивные: определение проблемы в деятельности; умение анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Первичное осмысление и закрепление 

 

Для того, чтобы проверить, как вы усвоили материал урока, вам предлагается выполнить 5 заданий с однозначным ответом («да» или «нет»), а потом проверить его самим.  

Россия выиграла Синопское сражение благодаря более оснащенному флоту (нет)

В Синопском сражении последний раз в истории России использовали парусный флот (да) Оборона Севастополя продолжалась 349 дней? (да)

По итогам Парижского мирного договора Крым и Севастополь переходили к Турции? (нет).

Россия проиграла войну, потому что против нее выступили Австрия и Пруссия? (нет).

Выполняют задание, осуществляют самопроверку.  

  3 мин

Личностные: повышение внутренней мотивации.

Регулятивные: оценка уровня усвоения изучаемого материала  

Итоги урока. 

Рефлексия 

 

Как вы думаете, осталась ли Крымская война в памяти народа? (Демонстрация слайда с картинами и фотографиями скульптур героев Крымской войны, а также литературой по данной теме)

Отвечают на вопрос, знакомятся с памятниками искусства о Крымской войне.

3 мин

Личностные: повышение внутренней мотивации.

Регулятивные: оценка уровня усвоения изучаемого материала  

Домашнее задание 

 

Задание обязательное для всех: параграф 11, ответить на вопросы 1,2,5. Дополнительно: сделать реферат об одном из героев обороны Севастополя.

По желанию: написать эссе по одному из высказываний:

1. «Крымская война показала всю гнилость и бессилие крепостной России» В.И. Ленин;

2. «Россия в целом устояла под ударами объединенной Европы. Почему до сих пор продолжают твердить о разгроме царской России в Крымской войне?» Д.И. Иловайский.

 

Спасибо за урок. До свидания

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прощаются с учителем

2 мин

Регулятивные: оценка своих возможностей, выбор домашнего задания  

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

1.                 В то пасмурное утро шел дождь. Ветер и низкие тучи предвещали шторм, какой нередко бывает на черном море в ноябре. Турки и их английские инструкторы и мысли не допускали о возможности нападения на хорошо защищенную бухту, где укрылись от непогоды 14 парусных и 2 паровых корабля.                                                                      

Земцов Б. Крымская война 1853 – 1856 годов.

 

  2. Расположение судов было… таково, что они могли встретить Нахимова только одним бортом: другой обращен не к морю, а к городу Синопу. Поэтому береговая артиллерия не решалась вести огонь, опасаясь задеть своих…

Е. В. Тарле. Крымская война

 

3. Ставши бортом, мы, не крепя парусов, открыли огонь. Турки, кажется, этого не ожидали. Они воображали, что, бросив якорь, мы пошлем людей по реям убирать паруса, а потому орудия их были наведены по мачтам и первый залп не причинил нам почти никакого вреда. Потом под нашим огнем и при густом дыме им было трудно взять верный прицел.                                                                               

А.Ф. Сатин,  мичман корабля «Три Святителя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

1.     Из обращения В.А. Корнилова к своим подчиненным   

Отступать нам некуда: сзади нас – море… Если кто из начальников прикажет бить отбой, заколите такого начальника… Если б я приказал ударить отбой – убейте меня…

 

2.     Из воспоминаний французского маршала Канробера   

Чтобы понять, что такое были наши противники, вспомните о тысячах моряков, которые, плача, уничтожали свои суда с целью загородить проход и которые заперлись в казематах бастионов со своими пушками.

 

3.     Из записок участника обороны Севастополя П.В. Алабина   

Грустно становится, когда подумаешь, как дурно мы вооружены… Ружья у нас гладкоствольные, у наших врагов – нарезные. Едва мы начинали бой, они издалека расстреливали нашу пехоту… Мысль о том, что шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляет солдата…

 

4.     Из письма французского солдата   

Наш майор говорит, что по всем правилам военной науки им давно пора капитулировать. На каждую их пушку - у нас пять пушек, на каждого солдата - десять. Им нечего есть. Мы видим, как они маленькие кусочки хлеба делят на пятерых. И откуда они только берут силы сражаться?! На каждую нашу атаку они отвечают контратакой. Мы не из трусливых, но когда у русского в руке штык - дереву и тому я советовал бы уйти с дороги.

 

5.     Герцог Кембриджский о сражение на р. Альма

Еще одна такая победа, и у Англии не будет армии.

 


 

Тема : Крымская война Тип урока: комбинированный

Тема : Крымская война Тип урока: комбинированный

Ход урока. Этап урока

Ход урока. Этап урока

Россия ввела войска в зависимые от

Россия ввела войска в зависимые от

Севастополя, оставив его без защиты

Севастополя, оставив его без защиты

Малахов курган, что и ре­шило исход обороны

Малахов курган, что и ре­шило исход обороны

Первичное осмысление и закрепление

Первичное осмысление и закрепление

Приложение 1 1.

Приложение 1 1.

Приложение 2 1. Из обращения

Приложение 2 1. Из обращения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2020