План-конспект урока на тему: Россия в конце XVI века. Класс: 7
Оценка 4.8

План-конспект урока на тему: Россия в конце XVI века. Класс: 7

Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
история
7 кл—11 кл
13.02.2021
План-конспект урока на тему: Россия в конце XVI века. Класс: 7
развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы 4. воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края
россия к.16в 7кл.docx

План-конспект урока на тему: Россия в конце XVI века.

Дата:

 Класс 7

Цели урока:

1.      подвести итог правления Ивана Грозного;

2.      определить особенности развития нашего края в этот период;

3.      развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы

4.      воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

Задачи:

1.  определить причинно-следственные связи условий усиления центральной власти во времена Ивана Грозного;

2.  проанализировать реформы 1550-х годов и  выяснить их последствия;

3.  дать свою оценку значимости реформ для России XVI века.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- определять развитие внутренней политики Бориса Годунова её направления;

- находить причинно-следственные связи;

- отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения

        Личностные:

- формирование готовности к саморазвитию;

- воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств;

- сохранять мотивацию к учебной деятельности;

- уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей;

Регулятивные:

- умение формулировать учебные задачи, оценивать правильность их выполнения, собственные возможности их решения;

- развитие навыков самопланирования, взаимо- и самооценки.

Познавательные:

- осознанное речевое высказывание в устной форме;

-  дополнение и расширение имеющихся представлений о правлении Бориса Годунова;

- формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема, карта и др.);

Коммуникативные:

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать в группе;

Тип урока: комбинированный

Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов

Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1601-1603 – движение «разбоев».

План изучения нового материала:

1.      Федор Иванович

2.      Внутренняя политика Бориса Годунова

3.      Царь Борис.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

2.      Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос)

3.      Изучение нового материала.

2 .аФронтальный опрос:

Перечислите реформы Избранной рады?

- Назовите основные направления внешней политики Ивана Грозного.

- Кратко охарактеризуйте итоги восточного направления внешней политики.

-причины  и цели опричнины, развитие, итоги, последствия

Проблемные вопросы:

  1. Главным содержанием опричнины стали совершенно бессмысленные убийства. Однако самая страшная и существенная особенность опричнины заключалась в том, что и Иван IV, и его опричники абсолютно уверены в благости своих чудовищных злодеяний. На чем основывалась их уверенность?
  2. Ответьте на вопрос, сформулированный Н.И. Костомаровым: «Царь Иван (Грозный) рубил головы, топил, жег огнем своих ближних слуг: народ не роптал. Не заявлял ужаса и неудовольствия при виде множества казней, совершаемых часто всенародно. По этим признакам нельзя ли заключить, что царь Иван делал народу угодное?».

2.б Исторический диктант (два обучающихся у доски, остальные выполняют задание в тетрадях):

- Человек, временно осуществляющий управление государством при малолетстве, болезни, отсутствии монарха (регент).

- Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

- Титул Ивана Грозного (царь).

- Сословно-представительный орган при царе (Земский собор).

- Термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 (Избранная рада).

- Постоянное войско, созданное Иваном Грозным (стрельцы).

- Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы).

- Сборник законов (судебник).

- Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглав).

-Кто руководил опричным войском(Малюта Скуратов)

-Перечислите символы опричников(собачья голова,метла,конь)

- 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки – «4», 4-5 ошибок – «3».

 

Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением

 

Цели опричнины:

  1. стремление царя к единовластию
  2. сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.
  3. ликвидация остатков феодальной раздробленности

- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины.

(Выслушиваются ответы обучающихся.)

Причины опричнины:

  1. противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати
  2. неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

Развитие опричнины

- С каким событием связано начало опричнины? 

«Учреждение опричнины (1565)»

- Как изменилась организация государственного управления в годы опричнины?

(Выслушиваются ответы обучающихся.)

(Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину. Разделяя земли, царь хотел изобразить себя изгнанником, скитальцем. Фактически в лице опричнины царь создал карательную организацию, наложив руку на важнейшие политические центры страны).

- А что такое террор?

Ответы учащихся.

(Террор – это насилие вплоть до физического уничтожения по отношению к политическим противникам).

 - Против кого был направлен опричный террор?

Ответы учащихся.

(Против бояр, духовенства, городов. Опричники громили боярские дома, растаскивали имущество, угоняли крестьян).

Итоги опричнины

 - К чему могла привести такая политика Ивана Грозного?

 - Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины?

Ответы учащихся.

(Разрознена экономика страны (обезлюдение страны, хозяйственный кризис, гибель людей, голод). Опричнина ослабила военную мощь Руси, учреждение опричнины вызвало недовольство населения политикой царя).

Последствия опричнины.

 

 

Выступление учащихся.

 

1.      Федор Иванович

Федор 1-й Иоаннович (Феодор Блаженный) родился в мае 1557 г. Он был сыном Ивана 4-го Грозного и Анастасии Романовой (последняя из московского рода Рюриковичей). Иван 4-й в честь рождения сына велел построить храм в Переславле-Залесском. В 1581 г. главный наследник Иван погибает, претендентом на царствование становится Федор Иванович.

В 1584 г. московским Земским собором Федор 1-й Иванович избирается царем и великим князем всея Руси. Однако многие (в том числе Иван Грозный) считали, что он был совсем непригоден для правления. Историки говорили о нем как о человеке со слабым умом и здоровьем.

За время своего правления Федор Иванович практически не участвовал в управлении государством, полностью полагаясь на мнение вельмож и Бориса Годунова. Считается, что именно Годунов управлял государством от имени Федора и стал его преемником после смерти царя.

Женой Федора Ивановича была дочь Бориса - Ирина Годунова, родившая ему дочь Феодосию (скончалась в младенчестве). Наследников у царя не было. За все годы своей жизни Федор Иванович уделял достаточно много времени молитвам в монастыре.

Во внешней и внутренней политике государства за время своего правления царь Федор Иванович успел сделать, к сожалению, не так уж много. Рассмотрим основные события в период его царствования:

·         1584 г. - на верность Федору Ивановичу присягнули донские казаки;

·         1585-1591 гг. - Федор Савельевич Конь (русский зодчий) воздвиг башни и стены Белого города;

·         1586 г. - Андрей Чохов (пушечный литейщик) отлил известную Царь-пушку;

·         1589 г. - в России впервые обосновалось патриаршество; первым патриархом московским стал Иов;

·         1590-1595 гг. - русско-шведская война.

Федор Иванович умер в 1598 г., оставив своим преемником Бориса Годунова. Смерть царя наступила в результате тяжелой болезни. На Федоре прервался род Рюриковичей по московской линии.

2. Внутренняя политика Бориса Годунова. После смерти Ивана 4 на престол вступил его сын Федор (1584-1598). Говоря о правлении Федора Ивановича, мы, прежде всего, говорим о политике Бориса Годунова. Борис был незаурядным, энергичным человеком, обладал тонким политическим чутьём.

К концу 16 века Русское государство находилось в тяжелом экономическом кризисе. Новое правительство должно было решить две основные задачи: восстановить нормальную хозяйственную жизнь и сплотить верхушку общества. Меры, которые использовало правительство, привели к оформлению системы крепостного права. Крепостное право – система юридических норм, которая закрепляет крестьянскую зависимость от феодала.

Служилые люди на Руси получали за свою службу поместье, которое обрабатывали крестьяне. Крестьяне не были привязаны к конкретному помещику, могли переходить к другому помещику в поисках лучших условий. Еще в 1497 году Иван 3 установил единый для всей страны срок перехода крестьян – Юрьев день, а точнее неделя до 26 ноября и неделя после. Это было первое ограничение крестьянской свободы. Запросы помещиков росли, удовлетворить их они могли, только повышая крестьянские повинности. Правительство, заботясь о благосостоянии служилого сословия, стремилось прочнее привязать крестьян к владельцам земли.

1581 год – Указ о «заповедных летах» - отмена Юрьева дня, запрет свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому («заповедь» - запрет). Сначала это была временная мера, но в силу заинтересованности помещиков она стала действовать постоянно. Самой обычной и массовой формой протеста крестьян против усиления феодального гнета было бегство.

1597 год – Указ об «урочных летах» - 5-летний срок сыска беглых крестьян. Землевладельцы, у которых сбежали крестьяне за 5 лет до 1597 года и которые успели в этот срок подать челобитье о сыске беглых, имели право рассчитывать на содействие государственной власти.

Эти меры способствовали укреплению хозяйства помещиков.

Годунов стремился заручиться поддержкой православной церкви. В 1589 году в России было введено патриаршество. До этого главой русской православной церкви был митрополит, который подчинялся непосредственно константинопольскому патриарху. Таким образом, российская церковь получила независимость от константинопольского патриарха, но в то же время усилился контроль государства над ней — ведь кандидатура будущего патриарха фактически одобрялась царем. Первым патриархом стал митрополит Иов, сторонник Годунова. Да и сама инициатива учреждения патриаршества исходила не от церкви, а от государства.

2. Царь Борис.У царя Федора не было детей. Наследником считался Дмитрий - младший сын Ивана Грозного от последней, восьмой жены, Марии Нагой. Дмитрий вместе со своей матерью был сослан в Углич, где погиб в 1591 году. До сих пор остается непонятным, был ли царевич убит, или же произошел несчастный случай, и он сам напоролся на нож во время эпилептического припадка. Комиссия, во главе с боярином Василием Шуйским, отправленная в Углич для изучения дела, заявила, что царевич погиб в результате несчастного случая, однако сам Шуйский впоследствии несколько раз менял свое мнение.

В 1598 году умер царь Федор. Династия Рюриковичей пресеклась. Жена Федора Ирина отказалась от престола и ушла в монастырь. Патриарх Иов высказал мысль о венчании на царство Бориса Годунова. Был собран Земский собор, на котором царем был избран Годунов. Но Борис от престола отказался. Почему? Несмотря на своё высокое положение, не имел кровного родства с правящей династией, в отличие от Шуйских или Романовых. Он понимал, что никаких прав на престол не имеет. Были организованы народные шествия к Годунову, Иов грозился отлучить Бориса от церкви за неповиновение. В итоге Годунов согласился (1598-1605). Впервые на Руси на трон вступал неприрожденный государь.

3. Экономические трудности. После того, как Годунов формально стал царем, многие проблемы, возникавшие в Российском государстве, начали объяснять тем, что на престол взошел боярин, а не природный государь. Годунова начали обвинять в убийстве царевича Дмитрия Ивановича.

Бориса, много сил и денег вложившего в благоустройство Москвы, называли виновником разорившего город пожара, говорили, что именно его правление привело к страшному голоду, обрушившемуся на Русь в 1601—1603 годах. В России три года подряд из-за ужасных погодных условий (засухи, дождей, ранних заморозков) был сильный неурожай, что вызвало массовый, невиданный по масштабам голод. Погибли тысячи людей. Правительство Годунова приложило максимум усилий для того, чтобы смягчить социальную напряженность в стране: оно организовало общественные работы в городах и массовую бесплатную раздачу хлеба голодающим из государственных хранилищ.

Однако эти меры не имели большого эффекта, и ситуация продолжала ухудшаться. На юго-западные и южные окраины страны бежали сотни крестьян, холопов, посадских людей. Они представляли собой «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти называли этих людей «разбойниками», «лихими людьми», ведь они покушались на имущество других людей.

Кульминацией социально-экономического кризиса и «голодных бунтов» в стране стало движение холопов под предводительством атамана Хлопка (1603), с трудом подавленное правительственными войсками. О том, насколько Годунов был встревожен происходившим, можно судить по тому, что в это время он впервые нарушил свою клятву никого не казнить, данную им при вступлении на престол. Вожди восстания Хлопка были казнены.

Таким образом, первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами во внутренней и внешней политике России. Но в начале 17 века ситуация резко изменилась – в стране начался голод, вспыхнули народные волнения.

Закрепление изученного материала:

1.Старшего сына Ивана Грозного звали (Иван)

2.Первый патриарх Московский и всея Руси (Иов)

3.Имя младшего сына Ивана Грозного (Дмитрий)

4.Крестьянское выступление в царствование Б. Годунова возглавил (Хлопко)

 

 

 

 

 

 

 

вопрос 1

вопрос 2

1. Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого Бога.

2. Иван Грозный стремился к самодержавной власти, а террор – необходимое условие самодержавия.

3. Царь и опричники считали, что неограниченная самодержавная власть служит благу страны, а многовластие губительно, что цель оправдывает средства.

4. Считали, что служить царю следует беспрекословно, т.к. Бог поручил царю подданных «в рабство».

1. Иван Грозный выступал как заступник

крестьян (призывал оборонять крестьян

от недругов – Крымского, Литовского, Немецкого князей).

2. Крестьяне не были политическими

противниками Ивана Грозного.

3. Гнева и опалы на православное крестьянство

не имел.

4. Иван Грозный делал угодное себе, а не

народу, для этого использовал противоречие

«имущих и неимущих». Царь не шел против

народа, дабы не остаться одному.

 

 

Рефлексия

Домашнее задание: параграф читать, отвечать на вопросы, выучить термины


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока на тему:

План-конспект урока на тему:

Изучение нового материала . 2

Изучение нового материала . 2

Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину

Вся территория государства Российского была разделена на две части: опричнину и земщину

Во внешней и внутренней политике государства за время своего правления царь

Во внешней и внутренней политике государства за время своего правления царь

Комиссия, во главе с боярином

Комиссия, во главе с боярином

Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого

Иван Грозный считал, что неограниченная и неподконтрольная власть получена им от самого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2021