Не с глаголами
Цель: закрепить навык раздельного написания не с глаголами.
Задачи:
1) организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о правописании частицы не с глаголами;
2) развивать умения решать проблемные ситуации, делать выводы;
3) формировать способности к применению знаний на практике;
4) воспитывать ответственное отношение к выполнению совместных заданий.
Учебно – методическое обеспечение: учебник ч.2; карточки для работы в парах; карточки для индивидуальной работы; иллюстрации журавля и колодца-журавль.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!
Мы друг к другу повернемся, подмигнём и улыбнёмся!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
2. Проверка домашнего задания.
¾ Проверим домашнее задание и посмотрим все ли поняли тему прошлого урока. А может у кого-то возникли вопросы.
А – (…) выполнят задание на карточках аналогичное домашнему.
На столе лежат карточки 3 – х цветов:
а) на зеленой карточке размещены задания более сложного высокого уровня, поэтому максимальный балл за правильно выполненное задание – 10;
б) на голубой карточке размещены задания достаточного уровня, поэтому максимальный балл за правильно выполненное задание – 8;
в) на желтой карточке размещены задания среднего уровня, поэтому максимальный балл за правильно выполненное задание – 6.
¾ Ребята, …, подойдите к столу и выберите карточку нужного вам уровня.
¾ За карточку при проверке домашнего задания будут выставлены отметки.
¾ Домашнее задание – ст.37 упр.51
· Прочитать текст о чем говорит поступок Лизы? (ответы).
· Прочитать, какие глаголы в форме множественного числа вы выписали.
¾ Кто выполнил домашнее задание без ошибок? С ошибками?
¾ Какая отличительная особенность есть у всех глаголов в форме прошедшего времени? (суфикс -л-) .
Собрать карточки.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
Послушайте стихотворение:
Интересная часть речи
В русском языке живет
Кто что делает расскажем:
Чертим, пишем иль поём,
Вышиваем или пашем,
Или забиваем гол,
Варим, жарим, моем, чистим –
Всё расскажет нам ГЛАГОЛ.
Чистописание.
¾ В этом слове есть сочетание букв. Проверим правильность их написания и запишем слова в тетради.
Гл ла аг го ол глагол.
¾ Сегодня на уроке мы будем расширять знания о какой части речи? (О глаголе).
¾ Повторим, что вы знаете о глаголе.
Продолжите предложение:
Глагол – это …
Глагол обозначает …
Глаголы отвечают на вопросы: …
В предложении глагол обычно является …
4. Изучение новой темы.
а) Работа в парах на карточках «Собери пословицу».
¾ Поработаем в парах.
Вам нужно составить предложение из двух частей (стрелками соедините две части).
¾ Кто выполнил задание поднимаем руку.
¾ Что это за предложение?
¾ Вам они понравились?
¾ Почему пословицы звучат бессмысленно? Чего не хватает?
¾ Перед какой частью речи надо поставить не?
¾ Допишите слово в пословице.
¾ Почитаем что получилось:
1) Друг в беде не бросит.
2) На деньги друга не купить.
3) Новых друзей наживай, старых не забывай.
4) Дружба – как стекло, разобьёшь не склеишь.
¾ Изменился ли смысл пословиц?
¾ Что внесло в пословицу это маленькое слово не?
¾ А как вы записали это коротенькое слово с глаголами? (слитно или раздельно)
¾ Сформулируйте тему нашего урока.
¾ Какую цель поставили? (закрепим знания о правописании частицы не с глаголами)
б) Работа с учебником (стр.38 упр.52 с объяснением).
¾ Обратимся к учебнику на стр.38 упр.52.
¾ Прочитать, что нужно сделать. Выпишите глагол, раскрывая скобки. Как вы напишете не с глаголами.
¾ Прочитаем, что получилось…
¾ Вывод стр.38 чтение правила.
5. Гимнастика для глаз.
6. Проверка понимания изученного.
а) Работа с учебником (стр.39 упр.53 – в парах)
¾ Что нужно сделать.
¾ Это задание обсудите в парах, кто будет готов, поднимите руку.
¾ Запишите две пословицы по выбору.
б) Словарная работа
¾ Написание какого слова нужно проверить по словарю и запомнить?
Колодец – узкая и глубокая, защищённая от обвалов яма для добывания воды из глубины земли.
Колодец – журавль – колодец с особой разновидностью подъёмного механизма.
¾ Запомните это слово.
в) Работа с учебником (стр.39 упр.54 – с комментированием у доски)
¾ Прочитайте текст … . Что нового узнали о жизни журавля?
¾ Ребята, о каких птицах этот текст (о журавлях)?
¾ Мы только говорили о журавле. Это тоже была птица?
¾ Как называются эти слова, многозначные.
7. Физминутка.
¾ А сейчас немножко отдохнем.
Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действие наоборот.
Не качайтесь, не крутитесь,
Не пятитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
¾ Вернемся к упражнению. Прочитайте, что нужно сделать?
¾ Как будем писать эти слова (раздельно)?
¾ Запиши предложения, подчеркните главные члены предложения.
8. Закрепление изученного.
¾ Итак, ребята, каждый из вас может поработать в роли учителя и проверить работу учащегося, где возможно допущены ошибки.
¾ Проверили, нашли ли вы ошибки.
Кто не работает, тот не ест.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Каши маслом не исправишь.
¾ Молодцы!
9. Домашнее задание.
¾ Ребята, послушайте стихотворение – призыв, который написали любители природы.
Не дразните собак,
Не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц
Вы зерна и крошек!
¾ Я предлагаю вам выполнить творческое задание: составить небольшой текст, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам:
1 вариант – нужно составить текст о правилах поведения в столовой.
2 вариант – нужно составить текст о правилах поведения на дороге.
3 вариант – нужно составить текст о правилах поведения в школе.
¾ Если у кого-то есть способности, придумайте стихотворение.
¾ Можно написать обычные предложения.
Например: – Не выбрасывайте домашних животных на улицу.
¾ Отметки за работу по индивидуальным картам
10. Подведение итогов.
¾ Какое значение имеет слово не? (отрицание)
¾ Кто-нибудь обратил внимание, как я называла это слово в течение урока?
¾ Правильно говорить – частица не, давайте мы с вами будем называть на следующих уроках.
¾ Как частица не пишется с глаголами?
11. Рефлексия.
¾ Дайте оценку своей работе, воспользуясь опорными фразами:
1) На уроке у меня было . . . настроение.
2) Задания на уроках были . . .
3) Мне больше всего понравилось на уроке: . . .
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.