5 класс, география
Тема: Рельеф Земли. Равнины
Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли.
Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа.
Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа. Определять по физическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения.
Метапредметные: Уметь формулировать цель урока под руководством учителя, ставить учебные задачи и уметь выполнять их, анализ объектов с целью выделения признаков, умение структурировать знания; сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные: Развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний
Средства обучения: учебник, тетрадь, к/презентация, ноутбук, проектор.
Ход урока:
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места |
Приветствуют учителя |
Проверка д/з
|
Ø Почему происходят извержения вулканов? Ø В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом? Ø На карте найдите вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи (фронтальный опрос) |
Отвечают на вопросы.
|
Подготовка к работе на основном этапе |
Ø Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний: Учитель: - На доске висят ксерокопии картин всемирно известных художников: «Рожь». Художник Иван Иванович Шишкин «Перед грозой». Художник Иван Иванович Шишкин «Радуга». Художник Архип Иванович Куинджи «Жатва». Художник Ван Гог «Пшеничное поле с воронами». Художник Ван Гог - Как вы думаете, что объединяет эти картины? («мозговой штурм», ответы учащихся, предположение темы урока)
|
- Учащиеся называют тему урока |
Целеполага-ние и мотивация
|
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
1. Что такое рельеф? 2. Виды рельефа: равнины и горы 3. Какие бывают разновидности равнин (по форме, по высоте, по происхождению |
- выводят цели урока; - слушают учителя
|
Изучение нового материала и первичное закрепление
|
1. Рельеф (работа с термином) Рельеф – неровности земной поверхности. 2. Равнины (работа с термином) Равнины – это относительно ровные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот. 3. Разнообразие равнин по форме поверхности, по высоте, по происхождению (работа с к/презентацией, оформление опорного конспекта)
Ø Равнины по форме поверхности: Плоские. Поверхность их ровная, на ней нет заметных подъёмов и спусков. Холмистые. Там поъёмы чередуются со снижениями. Однако такие неровности незначительны.
Ø Равнины по высоте бывают: Низменности. Имеют абсолютные высоты до 200 м. Западно - Сибирская равнина. Есть низменности, которые лежат ниже уровня моря. Прикаспийская низменность (на 28 метров лежит ниже уровня моря). Возвышенности. Это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров. Среднерусская возвышенность. Плоскогорья. Это равнины, только очень высокие – свыше 500 м над уровнем моря. Средне - Сибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.
Ø Равнины по происхождению бывают: Первичные. Равнины образуются вследствие поднятия участков морского дня и освобождения их от воды. Это происходит в результате вертикальных движений земной коры. Причерноморская низменность (когда-то была частью дна Чёрного моря).
Вторичные. Есть равнины, образованные наносами рек (песками, суглинками), которые длительное время накапливались в понижениях земной коры. Их поверхность плоская и слабоволнистая. Месопотамская низменность (образованная отложениями рек Тигра и Евфрата).
- Равнины могут образоваться на месте гор, когда под действием внешних процессов разрушаются их вершины и склоны, а котловины заполняются обломками. Тогда горная местность постепенно выравнивается и превращается в холмистую равнину.
|
- Просмотр к/презентации -Составление опорного конспекта -Работа с картой |
Применение знаний и умений
|
Учащиеся наносят основные формы рельефа (равнины) на контурную карту: Восточно-Европейскую, Великую Китайскую равнины, Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую низменности, Среднерусскую возвышенность, плоскогорья Декан, Бразильское и Среднесибирское |
Работа с к/картой |
Д/З
|
§ 24 читать, работа с картой |
Запись д/з в дневник |
Стадия рефлексии
|
«Сегодня на уроке я узнал …» «Сегодня на уроке я повторил …» «Сегодня на уроке я закрепил …» «Сегодня на уроке было интересно …» «Сегодня на уроке было трудно…»
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.