«Европейский Юг. Состав, особенности географического положения,
природные условия и ресурсы.»
Цели: - сформировать представления учащихся о Северном Кавказе,
- сформировать представления учащихся о ЭГП Европейского Юга России,
- познакомить с составом района,
- охарактеризовать природные условия и ресурсы района,
- развивать общегеографические и общеучебные умения.
Знать: состав района, природные ресурсы района, особенности природы Северного Кавказа, влияние ГП и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России.
Устанавливать связи между отдельными компонентами природы.
Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Пользоваться различными источниками информации.
Оборудование: атласы для 9 класса
Ход урока:
1. Организационный момент – 1-2 мин.
Проверка готовности к уроку, постановка целей и задач урока, мотивация учения.
2. Проверка домашнего задания – 10-15 мин.
Дидактические карточки.
Устно: 1) охарактеризовать хозяйство Центральной России,
2) рассказать о народных промыслах и ремеслах Центральной России.
3. Домашнее задание – 3-5 мин.
§34-35, задание на контурных картах: нанести и подписать административно-территориальное устройство Южной России, природные ресурсы.
4. Введение нового материала с сопутствующим закреплением –
Работа с картами атласа.
Южная Россия состоит из юга Русской равнины и Северного Кавказа. В состав района входит: Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея (Майкоп), Карачаево-Черкессия (Черкеск), Кабардино-Балкария (Нальчик), Северная Осетия — Алания (Владикавказ), Ичкерия, Ингушетия, Дагестан (Махачкала).
Охарактеризуем ЭГП района. (находится на юге европейской части страны, имеет выход к морям, приграничное положение, Центральная часть региона расположена на 45о с.ш. , т.е. между экватором и северным полюсом, граничит с Центром, имеет богатую сырьевую базу, обладает богатейшими агроклиматическими ресурсами)
О горе Эльбрус В.А.Жуковский писал:
И вдалеке перед тобой,
Одеты голубым туманом,
Гора вздымалась над горой,
И в сонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой.
Там все блистает красотой.
На Северном Кавказе в окрестностях Пятигорска есть невысокая гора Машук. Известна она тем,
что в 1841 году на её склоне на дуэли был убит Михаил Юрьевич Лермонтов. Машук – не простая гора, а неудавшийся вулкан – лакколит. Она образована магмой, которая прорвалась из недр, но застряла в земных слоях и застыла, так и не выйдя на поверхность. С тех пор прошли десятки миллионов лет, и осадочные пласты, лежащие на магме, были разрушены. Вряд ли эти мертворожденные вулканы когда-нибудь оживут. От их подземной фазы остались только минеральные источники.
Пушкин о Кавказе:
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
…Отсели я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной,
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Под ними утесов наши громады…»
Беседа.
Северный Кавказ отличает исключительно разнообразная природа: гигантские горные хребты и бескрайние степи, могучие горные реки и пересыхающие соленые озера, приморские плавни и сыпучие пески. Территория получает в 1,5 раза больше тепла, чем средняя европейская часть России. Обилие тепла и влаги создает благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Регион омывают три моря: Черное, Азовское, Каспийское. Это крупнейший курортный и туристический район страны.
Определите внутреннее строение Северного Кавказа? (предкавказье, сами горы)
Какой рельеф?
Что такое куэсты (горы с одним пологим и другим крутым склоном) и лакколиты (неудавшийся вулкан)?
Определим полезные ископаемые.
Климат умеренноконтинентальный (западное предкавказье влажнее,
восточное - суше
субтропический
Какие опасные явления природы известны в регионе? (засухи, суховеи, лавины, бора)
Внутренние воды
Природные зоны (высотная поясность)
Какими ресурсами богат регион? (каменный уголь (Донбасс); нефть и газ (предгорья); руды цветных металлов (вольфрамовые, молибденомые, марганцевые, полиметаллические и др., а также плодородные почвы (черноземы); богатейшие агроклиматические и рекреационные ресурсы, горячие источники и
минеральные воды)
5. Закрепление -
Беседа.
Почему Кавказ – высокие горы?
Почему в горах добывают руды, а на равнине – нефть и газ?
Что такое фён и бора?
Выполнение практической работы № 8 «Сравнение географического положения Европейского Юга и Европейского Севера и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство».
План сравнения ГП |
Европейский Юг |
Европейский Север |
Положение в регионе |
Окраинное (юг европейской части) |
Окраинное (север европейской части) |
Отношение к государственной границе |
Приграничное (Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан) |
Приграничное (Норвегия, Финляндия) |
Выход к морям |
Приморское (Черное море – Туапсе, Новороссийск, Азовское – Таганрог). |
Приморское (Белое море – Архангельск, Баренцево - Мурманск) |
По отношению к транспортным магистралям |
Транзитное (Закавказье, Украина) Судоходные реки (Дон) |
Конечное Судоходные реки (Северная Двина) |
По отношению к экономическому центру страны |
Соседское (поставщик сырья и топлива в Центральную Россию) |
Соседское (поставщик продуктов питания в Центральную Россию) |
Степень благоприятности природных условий |
Благоприятно |
Неблагоприятно |
Самостоятельная работа по тетрадям с печатной основой, отработка тестовых заданий.
6. Окончание урока – 1-2 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.