30 Разработка урока по теме «Белки».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Изучить особенности строения белков, их свойства и функции.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;
- охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;
- ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;
- сформировать знания о качественных реакциях на молекулы белка.
Развивающие:
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты;
- совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
· формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем;
· формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ;
· формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов делать выводы;
· формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
· формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
· уметь корректировать свои действия и действия других;
· давать оценку результатам работы.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Универсальные учебные действия (личностные):
· воспитывать культуру диалога, культуру химического эксперимента;
· формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично поисковый.
Дидактические средства: таблицы «Функции белков», «Строение белковой молекулы»; реактивы: раствор куриного белка, молоко, растворы уксусной кислоты, NaOH, CuSО4, HNО3; химическая посуда, спиртовка, держатели; тестовые задания; карточки с текстовым материалом; презентация к уроку; компьютер; проектор; экран; учебник.
Тип урока: комбинированный урок с использованием элементов проблемной технологии, информационных технологий.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа о значении белков в живых организмах, проведение демонстрационных опытов, организация деятельности учащихся на всех этапах урока.
Организация деятельности учащихся: учащиеся слушают, наблюдают за изменениями, происходящими с веществами, анализируют, сравнивают, делают выводы, заполняют по ходу урока рабочий лист, проверяют усвоение новых понятий с помощью предлагаемых учителем заданий.
Основные понятия и термины урока: уровни структурной организации молекул белков, биополимеры, денатурация, ренатурация, α-аминокислоты, гидролиз белков, качественные реакции белков.
Личностная значимость изучаемого для школьника: понимание значения белков для всех живых организмов, в том числе и для человека.
Структура и ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный этап. Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.
|
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. |
Готовятся к уроку. |
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации. Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по теме.
|
Показывает на экране формулы веществ, имеющие значение в жизни живых организмов (слайд 1, 2). Задает вопрос: как называются реакции образования полимеров из аминокислот и как называются эти природные полимеры? |
Узнают формулы веществ и называют: жиры, углеводы, аминокислоты.
Отвечают: поликонденсация, белки.
|
3. Этап целеполагания на урок. Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок. |
Просит определить учащихся тему урока, опираясь на информацию слайда 3. Что нам нужно знать о белках? (слайд 4-5)
|
Определяют, что тема урока «Белки».
Высказывают предположения и формулируют цели и задачи урока. |
4. Мотивационно-ориентировочный этап. Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.
|
Беседа о значении белков для живых организмов: наш урок мне бы хотелось начать словами американского химика, лауреата Нобелевской премии 1954 года, Лайнуса Полинга (слайд 6): «С полным основанием можно утверждать, что белки самые важные из всех веществ, входящих в состав организмов животных и растений». Ребята, вы согласны с этим высказыванием?
Итак, мы выяснили, что без белков не возможно существование живых организмов и сегодня нам с вами предстоит раскрыть тайну соединений лежащих в основе жизненно важных веществ. Раздает рабочие листы: на уроке вы будете пользоваться рабочими листами. |
Высказывают свои предположения. |
5.Операционно-исполнительский этап. Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме. |
Еще в начале XIX века ученые-химики, осознавая всю важность белков, предложили называть их протеинами (от греч. «protos» - первый). Слайд 7 Доказать это можно с помощью следующих фактов (слайд 8). Кроме того, важность белков определяется теми функциями, которые они выполняют в живых организмах. В курсе общей биологии вы уже изучали функции белков. Предлагаю вам вспомнить эти функции с помощью задания №1 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность букв у вас получилась. Слайд 9-10. Приступаем к повторению строения белков. Первое, что нам предстоит вспомнить, это элементный состав белков. Какие химические элементы входят в состав белков? (слайд 11). Вспомним уровни структурной организации молекул белков. Для этого предлагаю выполнить задание №2 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность уровней структурной организации у вас получилась? (слайд 12-16) Исходя из вышеизложенного, сформулируйте определение белки. Слайд 17. Основываясь на строении и некоторых свойствах белков, их классифицируют различными способами. Некоторые из классификаций приведены в рабочих листах. Их вы изучите дома самостоятельно. Строение белков определяет их свойства, и мы переходим к изучению химических свойств белков (слайд 18). Химические свойства белков (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа). 1. Одно из свойств белков вам известно из биологии – денатурация.
Процесс обратный денатурации – ренатурация. Слайд 19-20. 2. Гидролиз. Под действием какого вещества происходит гидролиз? Гидролиз белков идет в несколько ступеней, окончательным продуктом будут α- аминокислоты. Уравнение гидролиза уже записано в рабочих листах, а на слайде можно увидеть схему этого процесса (слайд 21). По такой же схеме происходит распад белков до аминокислот в процессе пищеварения. Под действием каких веществ происходит гидролиз белков в пищеварительном канале? 3. Качественные реакции на белки. Учитель демонстрирует ксантопротеиновую реакцию (слайд 22).
|
Воспринимают информацию, слушают рассказ учителя, выполняют задание в рабочих листах, озвучивают результат проделанной работы: Строение.
Отвечают: С, Н, О, N, а также S, P и другие.
Выполняют задание в рабочих листах, отвечают: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Пользуясь справочной литературой заполняют таблицу о строении белков.
Высказывают предположения, приходят к единому мнению и записывают определение в рабочие листы.
Называют примеры денатурации белков. Выполняют опыт взаимодействие уксусной кислоты с белком молока. Результаты вносят в таблицу. Предполагают под воздействием каких факторов может происходить денатурация белка (действие электролитов, нагревание, радиация).
Отвечают на вопросы.
Записывают выводы по демонстрационному эксперименту в рабочий лист. Пользуясь инструктивной карточкой, выполняют биуретовую и цистеиновую реакцию. Заносят результаты в рабочий лист. |
6. Оценочно-рефлексивный этап. Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме. Выполнение учащимися задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы. Рефлексивные задания.
|
Предлагаю каждому проверить себя, то, как усвоены основные понятия сегодняшней темы. Для этого выполните задание №3 в рабочих листах (слайд 23). Подводя итог уроку, можно сказать: насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь (слайд 24). Рефлексивные задания. У каждого на парте есть изображение лестницы. Представьте, что это лестница знаний о белках. Определите свое местоположение на этой лестнице в данный момент. Нижняя ступенька – это малые знания о белках, их функциях, строении и свойствах. Верхняя ступенька – достаточные знания о белках, их функциях, строении и свойствах (слайд 25). |
Выполняют задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы.
Выполняют рефлексивные задания.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.