План-конспект урока по химии "Белки"
Оценка 4.7

План-конспект урока по химии "Белки"

Оценка 4.7
doc
10.05.2021
План-конспект урока по химии "Белки"
Разработка урока по теме _Белки_.doc

30         Разработка урока по теме «Белки».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Изучить особенности строения белков, их свойства и функции.

Задачи:

Образовательные:

 -  сформировать представление о белках как непериодических линейных биополимерах, состоящих из различных аминокислотных остатков;

 - охарактеризовать состав и химическое строение полипептидных молекул, а также первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру белка;

 - ознакомить учащихся с важнейшими функциями белков;

 - сформировать знания о качественных реакциях на молекулы белка.

Развивающие:

 - способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты;

 - совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.

Универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):

·         формировать умение извлекать информацию из таблиц, схем;

·         формировать умение выявлять сущность, особенности изучаемых веществ;

·         формировать умение на основе анализа ранее изученных фактов  делать выводы;

·         формировать умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

·         формирование вербальных  и невербальных способов коммуникации;

·         уметь корректировать свои  действия и действия других;

·         давать оценку результатам работы.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Универсальные учебные действия (личностные):

·         воспитывать культуру диалога, культуру химического эксперимента;

·         формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Методы: словесные, наглядные, практические, частично поисковый.

Дидактические средства: таблицы «Функции белков», «Строение белковой молекулы»; реактивы: раствор куриного белка, молоко, растворы уксусной кислоты, NaOH, CuSО4, HNО3; химическая посуда, спиртовка, держатели; тестовые задания; карточки с текстовым материалом; презентация к уроку; компьютер; проектор; экран; учебник.

Тип урока: комбинированный урок с использованием элементов проблемной технологии, информационных технологий.

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа о значении белков в живых организмах, проведение демонстрационных опытов, организация деятельности учащихся на всех этапах урока.

Организация деятельности учащихся: учащиеся слушают, наблюдают за изменениями, происходящими с веществами, анализируют, сравнивают, делают выводы, заполняют по ходу урока рабочий лист, проверяют усвоение новых понятий с помощью предлагаемых учителем заданий.

Основные понятия и термины урока: уровни структурной организации молекул белков, биополимеры, денатурация, ренатурация, α-аминокислоты, гидролиз белков,  качественные реакции белков.

Личностная значимость изучаемого для школьника: понимание значения белков для всех живых организмов, в том числе и для человека.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

Цель данного этапа: подготовить учащихся к работе уроке.

 

Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности  учащихся к уроку.

Готовятся к уроку.

2. Актуализация знаний.

Организация проблемной ситуации.

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по теме.

 

Показывает на экране формулы веществ, имеющие значение в жизни живых организмов (слайд 1, 2).

Задает вопрос: как называются реакции образования полимеров из аминокислот и как называются эти природные полимеры?

Узнают формулы веществ и называют: жиры, углеводы, аминокислоты.

 

Отвечают: поликонденсация, белки.

 

3. Этап целеполагания на урок.

Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить

учебные цели на урок.

Просит определить учащихся тему урока, опираясь на информацию слайда 3.

Что нам нужно знать о белках? (слайд 4-5)

 

Определяют, что тема урока «Белки».

 

Высказывают предположения и формулируют цели и задачи урока.

4. Мотивационно-ориентировочный этап.

Цель данного этапа: создать положительную мотивацию на изучение новой темы и обеспечить принятие учащимися целей и задач урока.

 

Беседа о значении белков для живых организмов: наш урок мне бы хотелось начать словами американского химика, лауреата Нобелевской премии 1954 года, Лайнуса Полинга (слайд 6):

«С полным основанием можно утверждать, что белки самые важные из всех веществ, входящих в состав организмов животных и растений». Ребята, вы согласны  с этим высказыванием?

 

Итак, мы выяснили, что без белков не возможно существование живых организмов и  сегодня нам с вами предстоит раскрыть тайну соединений лежащих в основе жизненно важных веществ.

Раздает рабочие листы: на уроке вы будете пользоваться рабочими листами.

Высказывают свои предположения.

5.Операционно-исполнительский этап.

Цель данного этапа: через демонстрационный и лабораторный эксперимент, эвристическую беседу с учащимися, самостоятельную работу учащихся по заполнению рабочих листов обеспечить осмысленное восприятие знаний по изучаемой теме.

Еще в начале XIX века ученые-химики, осознавая всю важность белков, предложили называть их протеинами (от греч. «protos» - первый). Слайд 7

Доказать это можно с помощью следующих фактов (слайд 8).

Кроме того, важность белков определяется теми функциями, которые они выполняют в живых организмах.

В курсе общей биологии вы уже изучали функции белков. Предлагаю вам вспомнить эти функции с помощью задания №1 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность букв у вас получилась. Слайд 9-10.

Приступаем к повторению строения белков. Первое, что нам предстоит вспомнить, это элементный состав белков. Какие химические элементы входят в состав белков? (слайд 11).

Вспомним уровни структурной организации молекул белков. Для этого предлагаю выполнить задание №2 в рабочих листах. Проверим, какая последовательность уровней структурной организации у вас получилась? (слайд 12-16)

Исходя из вышеизложенного, сформулируйте определение белки. Слайд 17.

Основываясь на строении и некоторых свойствах белков, их классифицируют различными способами. Некоторые из классификаций приведены в рабочих листах. Их вы изучите дома самостоятельно.

Строение белков определяет их свойства, и мы переходим к изучению химических свойств белков (слайд 18).

Химические свойства белков (лабораторный и демонстрационный эксперимент, эвристическая беседа).

1. Одно из свойств белков вам известно из биологии – денатурация.

 

 

 

 

 

 

 

Процесс обратный денатурации – ренатурация. Слайд 19-20.

2. Гидролиз. Под действием какого вещества происходит гидролиз? Гидролиз белков идет в несколько ступеней, окончательным продуктом будут  α- аминокислоты. Уравнение гидролиза уже записано в рабочих листах, а на слайде можно увидеть схему этого процесса (слайд 21). По такой же схеме происходит распад белков до аминокислот в процессе пищеварения. Под  действием каких веществ происходит гидролиз белков в пищеварительном канале? 3. Качественные реакции на белки. Учитель демонстрирует ксантопротеиновую реакцию (слайд 22).

 

 

Воспринимают информацию, слушают рассказ учителя, выполняют задание в рабочих листах, озвучивают результат проделанной работы:

Строение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: С, Н, О, N, а также S, P и другие.

 

 

Выполняют задание в рабочих листах, отвечают: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Пользуясь справочной  литературой заполняют таблицу о строении белков.

 

 

Высказывают предположения, приходят к единому мнению и записывают определение в рабочие листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют примеры денатурации белков. Выполняют опыт взаимодействие уксусной кислоты с белком молока. Результаты вносят в таблицу. Предполагают  под воздействием каких факторов может происходить денатурация белка (действие электролитов, нагревание, радиация).

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают выводы по демонстрационному эксперименту в рабочий лист.

Пользуясь инструктивной карточкой, выполняют биуретовую и цистеиновую реакцию. Заносят результаты в рабочий лист.

6. Оценочно-рефлексивный этап.

Цель данного этапа: выявить уровень выполнения задач урока, определить качество усвоения учащимися знаний по изучаемой теме.

Выполнение учащимися задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы.

Рефлексивные задания.

 

 

Предлагаю каждому проверить себя, то, как  усвоены основные понятия сегодняшней темы. Для этого выполните задание №3 в рабочих листах (слайд 23).

Подводя итог уроку, можно сказать: насколько многообразны белки, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь (слайд 24).

Рефлексивные задания.

У каждого на парте есть изображение лестницы. Представьте, что это лестница знаний о белках. Определите свое местоположение на этой лестнице в данный момент. Нижняя ступенька – это малые знания о  белках, их функциях, строении и свойствах. Верхняя ступенька – достаточные знания о белках, их функциях, строении и свойствах (слайд 25).

Выполняют задания в рабочих листах с целью определения уровня усвоения изученной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют рефлексивные задания.

 

 


Разработка урока по теме «Белки»

Разработка урока по теме «Белки»

Структура и ход урока:

Структура и ход урока:

Еще в начале XIX века ученые-химики, осознавая всю важность белков, предложили называть их протеинами (от греч

Еще в начале XIX века ученые-химики, осознавая всю важность белков, предложили называть их протеинами (от греч

Процесс обратный денатурации – ренатурация

Процесс обратный денатурации – ренатурация

Нижняя ступенька – это малые знания о белках, их функциях, строении и свойствах

Нижняя ступенька – это малые знания о белках, их функциях, строении и свойствах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2021