План-конспект урока по химии на тем "Гомологический ряд алканов. Химические свойства алканов"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: изучение класса алканов - общую формулу, строение метана, номенклатуру, изомерию алканов, химические свойства алканов.
Иконка файла материала Урок 7.docx

Урок 7

Тема: Гомологический ряд алканов. Химические свойства алканов.

Цель: изучение класса алканов - общую формулу, строение метана, номенклатуру, изомерию алканов, химические свойства алканов.                                                                                                                    

Задачи урока

-образовательная: формировать у студентов знания о гомологии, гомологических рядов на примере алканов; ознакомить студентов с номенклатурой алканов по международной номенклатуре IРАС; развивать навыки и умения составлять структурные формулы и называть органические соединения на примере алканов, называть насыщенные углеводороды по структурной формуле и составлять структурные формулы по названиям; раскрыть значение метода моделирования для изучения строения и свойств веществ; ознакомить с физическими свойствами гомологов метана, показать значение реакций горения, полного и частичного окисления для алканов;

- развивающая: показать связь между строением молекулы и свойствами, изучить химические свойства алканов, их взаимодействие с растворами кислот, щелочей, калий перманганата; развивать навыки и умения составлять уравнения химических реакций на примере химических свойств алканов.

-воспитательная: содействовать развитию у студентов научных методов познания.

Планируемые результаты:

Предметных:

−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

−− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

Метапредметных:

−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость  сталкиваться в профессиональной сфере;

Личностных:

−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.

Тип: изучение нового материала

Вид: лекция.

Основные понятия и термины по теме: алканы, гомологический ряд алканов, крекинг, гомологи, гомологическая разность, строение алканов: тип гибридизации – sр3

Методы и формы проведения занятия:  объяснительно-иллюстративный, фронтальная беседа по теме, учебная лекция, фронтальная и самостоятельная работы по схеме.

Методическое обеспечение: рабочая и учебная программа, конспект занятия, учебник, электронный учебник,   шаро-стержневые модели метана и его гомологов, таблица: «2 -гибридизация электронов в атоме углерода». модели молекул алканов.

Литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2014.

 

 Ход занятия:

 

I.Организационный момент:

1.      Приветствие студентов и отчет старосты об отсутствующих.

2.      Проверка готовности аудитории к занятию. 

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:

         Эвристическая беседа:

1.Назовите причину использования метана как топлива.

          2.Почему число атомов Водорода в молекулах углеводородов парное?

          3.Какие цепи могут образовывать между собой атомы Карбона?

           

    Мотивация учебной деятельности:

            1.Объявление темы и цели занятия.

 2. Мотивация.

 III Изучение нового учебного материала:

 

План изучения темы

(перечень вопросов, обязательных к изучению):

 

1. Насыщенные углеводороды: состав, строение, номенклатура.

2.Типы химических реакций, характерные для органических   соединений.

3.Физические свойства (на примере метана).

4. Химические свойства.

 

IV. Обобщение и систематизация знаний:

Беседа:

       1.Какие соединения называются насыщенные?

       2. Которые номенклатуры вам известны? В чем заключается их суть?

       3. Что такое изомеры? Приведите примеры.

       4. Что такое структурная формула?

      5.Что такое гомологический ряд и гомологическая разница.

Задание 1:

        Запишите шестой представитель алканов.

Задание 2:

Составьте структурные формулы веществ по их названиям:

 а) 3-етилгептан;                                              б)             2,4-диметилгексан;

 

Задание 3:

Заполнить таблицу «Химические свойства алканов»

Тип реакции

Уравнение реакции для метана

Горение

 

Замещение (число стадий соответствует числу атомов водорода в молекуле)

 

Разложение:

А) полное

Б) неполное

 

Дегидрирование

Уравнение для этана

 

 

 V. Домашнее задание:

§ 9стр. 35-41 читать

Задание 5 стр. 41письменно

VI. Подведение итогов.