Урок 7
Тема: Гомологический ряд алканов. Химические свойства алканов.
Цель: изучение класса алканов - общую формулу, строение метана, номенклатуру, изомерию алканов, химические свойства алканов.
Задачи урока
-образовательная: формировать у студентов знания о гомологии, гомологических рядов на примере алканов; ознакомить студентов с номенклатурой алканов по международной номенклатуре IРАС; развивать навыки и умения составлять структурные формулы и называть органические соединения на примере алканов, называть насыщенные углеводороды по структурной формуле и составлять структурные формулы по названиям; раскрыть значение метода моделирования для изучения строения и свойств веществ; ознакомить с физическими свойствами гомологов метана, показать значение реакций горения, полного и частичного окисления для алканов;
- развивающая: показать связь между строением молекулы и свойствами, изучить химические свойства алканов, их взаимодействие с растворами кислот, щелочей, калий перманганата; развивать навыки и умения составлять уравнения химических реакций на примере химических свойств алканов.
-воспитательная: содействовать развитию у студентов научных методов познания.
Планируемые результаты:
Предметных:
−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
−− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
Метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
Личностных:
−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности.
Тип: изучение нового материала
Вид: лекция.
Основные понятия и термины по теме: алканы, гомологический ряд алканов, крекинг, гомологи, гомологическая разность, строение алканов: тип гибридизации – sр3
Методы и формы проведения занятия: объяснительно-иллюстративный, фронтальная беседа по теме, учебная лекция, фронтальная и самостоятельная работы по схеме.
Методическое обеспечение: рабочая и учебная программа, конспект занятия, учебник, электронный учебник, шаро-стержневые модели метана и его гомологов, таблица: «sр2 -гибридизация электронов в атоме углерода». модели молекул алканов.
Литература: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г, химия. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2014.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
1. Приветствие студентов и отчет старосты об отсутствующих.
2. Проверка готовности аудитории к занятию.
II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:
Эвристическая беседа:
1.Назовите причину использования метана как топлива.
2.Почему число атомов Водорода в молекулах углеводородов парное?
3.Какие цепи могут образовывать между собой атомы Карбона?
Мотивация учебной деятельности:
1.Объявление темы и цели занятия.
2. Мотивация.
III Изучение нового учебного материала:
План изучения темы
(перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. Насыщенные углеводороды: состав, строение, номенклатура.
2.Типы химических реакций, характерные для органических соединений.
3.Физические свойства (на примере метана).
4. Химические свойства.
IV. Обобщение и систематизация знаний:
Беседа:
1.Какие соединения называются насыщенные?
2. Которые номенклатуры вам известны? В чем заключается их суть?
3. Что такое изомеры? Приведите примеры.
4. Что такое структурная формула?
5.Что такое гомологический ряд и гомологическая разница.
Задание 1:
Запишите шестой представитель алканов.
Задание 2:
Составьте структурные формулы веществ по их названиям:
а) 3-етилгептан; б) 2,4-диметилгексан;
Задание 3:
Заполнить таблицу «Химические свойства алканов»
Тип реакции |
Уравнение реакции для метана |
Горение |
|
Замещение (число стадий соответствует числу атомов водорода в молекуле) |
|
Разложение: А) полное Б) неполное |
|
Дегидрирование |
Уравнение для этана |
|
V. Домашнее задание:
§ 9стр. 35-41 читать
Задание 5 стр. 41письменно
VI. Подведение итогов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.