План конспект урока по химии на тему " Железо"
Оценка 4.7

План конспект урока по химии на тему " Железо"

Оценка 4.7
docx
21.12.2020
План конспект урока по химии на тему " Железо"
9 класс открытый урок по теме Железо.docx

Предмет: химия

Класс: 9

Тема урока: " Железо "

Цель: 

Изучить физические и химические свойства железа.

Задачи урока:

обучающие:

·         способствовать формированию знаний о физических и химических свойствах железа с опорой на положение железа в периодической системе, строение атома; показать практическое значение химических знаний;

развивающие:

·         создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы; утвердить учащихся в познаваемости и единстве органического мира путем предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе.

воспитательные:

·         создать условия для формирования у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке.

 

Оборудование: компьютер, презентация, простейшая электрическая цепь,  магнит, изделия из железа (кнопки, скрепки, гвозди, порошок), образцы железной  руды, карточки с заданиями.

 

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: репродуктивный, экспериментальный, словесный, проблемный, логический  (сравнение, классификация, выделение главного), поисковый, наглядный.

Педагогические приемы: постановка проблемных вопросов, приемы формулирования новых учебных выводов, передача информации                     ( запоминание по ассоциации, заучивание, повторение, воспроизведение), постановка вопросов, прием формулирования  выводов, оценка деятельности учащихся, выделения главного, классификации, обобщение, систематизация, демонстрация  видео-опытов.

Средства обучения: справочный материал, лабораторное оборудование, раздаточный материал (таблицы), учебники.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Работа обучающихся

1.

Организационный момент

1.     Заранее на доске записывается   домашнее задание.

2.     Ребята, сейчас вы услышите загадку и дол­жны будете ответить, о каком металле в ней идет речь. Слайд 1   

«Среди металлов самый славный,

Важнейший, древний элемент.

В тяжелой индустрии — главный,

Знаком с ним школьник и студент.

Родился в огненной стихии,

Расплав его течет рекой.

Важнее нет в металлургии,

Он нужен всей стране родной».

 

Ребята запишите свою цель с которой вы пришли на урок.

Тема урока

Цели урока (выведены на экран) Слайд 2   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: железо

 

Записывают в тетради свою цель.

Сравнивают с целью на слайде.

2.

Актуализация знаний

? 1) Какие химические элементы изученные нами 

         относят к металлам?

 

     2) По какому признаку химические элементы

         относят к металлам?

 

   3) А железо можно отнести к металлам?

 

4) А почему из такого количества металлов побочных подгрупп для изучения выбран один – именно железо?

 

 

 

Ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий

 

Ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне: от одного до трех.

Ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахожде­ние железа в восьмой группе ставит это под сомнение.

Ответ: Наиболее широко используется в современной промышленности. Велика его распространенность в природе.

3.

Изучение нового материала

План урока:

1.      Железо как химический элемент.

2.      Физические свойства железа.

3.      Химические свойства железа.

4.      Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке. Значение железа.

5.      Подведение итогов урока.

    6. Домашнее задание.

1. Формирование знаний о положении  железа в ПСХЭ.

Давайте определим положение железа в ПСХЭ и составим характеристику  этого элемента по схеме.

Координаты.

Строение атома.

Электронное строение.

Вывод. Для железа наиболее характерные ст. ок. +2 и +3.

Запомни!

Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

2. Формирование знаний о железе - простом веществе.

? Действительно ли такими важными свойствами

обла­дает железо?

Убедиться в этом и познакомиться с железом, и будет целью нашего урока сегодня.

 

Демонстрация физических свойств железа

•  электропроводности  (замыкается  простейшая  электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается

•  наличие металлического блеска (металлическая пластина пово­рачивается при дневном свете).

•  пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки).

•  магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются).

 

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии Слайд 3

 Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка.

 Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование.

Море­ходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой. Слайд 4

В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил под­ковообразный магнит.  Слайд 5

Электромагнит с железным сердечником изо­брел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Слайд 6

?  А что мы знаем о железе? Где встречается  

 железо в природе?

Об этом нам расскажут  в своих выступлениях ваши одноклассники.

Слайд 7   

·        магнитный железняк  (руда магнетит Fe2O4) Слайд 8   

·        красный железняк  (руда гематит Fe2O3) Слайд 9  

·        бурый железняк

(руда гидрогетит НFeO2·nH2O) Слайд 10   

·        пирит    FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа     Слайд 11   

 

3.Формирование знаний о химических свойствах железа.

 

А теперь рассмотрим химические свойства железа.

-Посмотрите  электрохимический ряд  напряжений металлов и определите активность железа.

Демонстрация химических свойств.

Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором.

Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в про­бирке с пробкой и газоотводной трубкой путем взаимодействия КМпО4 и НС1 (тяга!)

Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой.

Берут тонкую стальную проволоку (12-15 см). Конец ее обматы­вают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда прово­лока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа (III).

2Fе + ЗС12 = 2FеС13 (F, Cl, Br)

Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом.

Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой.  Нагревают  до воспламенения железные опилки и опускают  в колбу с кислородом.

ЗFе + 2О2 = FeО • Fе2О3

?Чем является железо в данных уравнениях реакций?

Опыт 3. Взаимодействие железа с медным купоросом.

В   пробирки наливают по 4—5 мл сульфата меди и хлорида алюминия (II). Насыпают  немного

железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивают  содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится  окраска растворов.

Fе + СuSО4 = Сu +FеSО4

Fе + AlCl3  =

Опыт 4. Взаимодействие железа с кислотами.

В  пробирки  нужно положить по 1  канцелярской кнопке и наливают по 4-5 мл рас­твора соляной кислоты, серной кислоты,   Пробирку нагревают до начала выделе­ния водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окра­ску раствора хлорида железа (II).

Fе + 2НС1разб. = FеС12 + Н2

Fе + Н2SО4 = FеSО42

 

 

План урока на столах обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают на доске  и в тетрадях характеристику элемента железо.

 

Один ученик работает у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все выводы записываются в тетради.

обучающиеся  дела­ют вывод: железо электропроводно;

обучающиеся  делают вывод: металличе­ский блеск есть;

обучающиеся  делают вывод: железо пластично и ковко;

обучающиеся  делают вывод: железо магнитно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступления обучающихся  с докладами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация руд.

 

 

 

По ряду напряжения металлов определяют активность железа и прогнозируют химические свойства. Вывод: 

Железо —металл средней активности.

 

Видео-опыт

 

 

 

 

 

 

 

Записывают уравнения реакции

один ученик  у доски

 

 

Видео-опыт

 

Записывают уравнения реакции

один ученик  у доски

Ответ: восстановителем

 

 

 

Записывают уравнения реакции

один ученик  у доски

 

 

Видео-опыт

 

Записывают уравнения реакции

один ученик  у доски

Обсуждение результатов

вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами

4.

Закрепление

Выполнение задания на карточках

На партах у вас имеются  задания на карточках. Выполняете задания и отдаете соседу по парте. Слайд 12   

? Скажите пожалуйста а где вы сможете применить полученные сегодня знания?

 

Домашнее задание на доске.

§17, стр. 116- 122; Упр. 1,4 стр.123-124;

 Слабым обучающимся §17, стр. 116- 122;  Упр. 1 стр.123;

Подготовить доклад о применении железа  по желанию. Слайд 13   

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Вернемся к плану урока, обсудить достигли ли мы цели урока.

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал.

Вот длинный ряд тысячелетий

Проходит в поисках, в борьбе,

И наступает век железный

Кровавый беспокойный век.

Он начинался резким звоном

Жестоко скрещенных мечей

Потоком многомиллионным

Обрушил бомбы на людей.

Железо в космосе, на звездах,

Железа много на Земле

Железо образует горы

Гора Магнитка, например.

Железо - труженик, строитель,

 Станки, заводы, корабли

Ведь от иголки до машины

Все из железа состоит. Слайд 14   

 

Взаимопроверка.

 

Высказывания обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя.

 

 

 

Высказывают свою точку зрения

 

 

 

 

Приложение.     

Карточка 1(высокий  уровень)

Составьте уравнения реакций расставьте коофициенты :

 1. Взаимодействие железа (III) с серной кислотой.

2. Взаимодействие железа с бромом.

Карточка 2(средний  уровень)

Закончите уравнения реакций, расставьте коофициенты.

       III

1.   Fе + H2SO4  =

2. Fе + Br 2 =

Карточка 3(слабый   уровень)

Расставьте коофициенты в уравнениях реакций.

1.    Fе + H2SO4  = Fе2 (SО4 ) 3 +Н2

2.       Fе + Br 2 = Fе Br 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2.     

Ученик 1:

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии

 Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка.

 Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование.

Море­ходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой.

В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит.  

Электромагнит с железным сердечником изо­брел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен.  Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник.

 

Железо в природе

 

 Железо – один из самых распространенных элементов в природе. Он занимает 4-е место после кислорода, кремния и алюминия и второе среди металлов после алюминия. Железо входит в состав большинства горных пород… Для получения железа используют железные руды с содержанием железа от 30% до 70%.

Fe3O– магнетит или магнитный железняк, содержит 72% железа

Fe2O3 – гематит или красный железняк содержит 65% железа

F2O3*nH2O – лимонит или бурый железняк содержит до 60% железа

FeS пирит или железный колчедан содержит 47% железа.

Красный цвет граната и зеленый цвет нефрита определяет входящее в их состав железо.

Ядро планеты, по мнению ученых, состоит из никеля и железа.

Космическое железо – метеориты, чистое железо, не подвергается коррозии, но и плохо поддается обработке.

 

Биологическая роль железа

Ученик 2: Без железа не может функционировать организм человека, в нем содержится 3–4 г железа, из них в крови 2 г. Железо входит в состав белка гемоглобина, транспортирующего кислород от легких к тканям всех органов, белок миоглобин запасает его в мышцах. Железо участвует в построении клеточного ядра. Недостаток содержания железа в организме приводит к головной боли, быстрой утомляемости, железодефицитной анемии (малокровию). Железо в организм поступает с пищей. Много его в морской капусте, печени, фасоли, овсянке, фруктах (яблоки). Но многие соединения железа вызывают и токсическое действие. Вдыхание пыли, содержащей некоторые соединения железа, приводит к заболеваниям легких, сердца, желудка, крови. Лаборатория на городской станции водозабора ежедневно проводит анализ на содержание железа в воде, поступающей в наши квартиры.

В растениях железо входит в состав хлорофилла.

 

 История железа

Ученик 3: Велика роль железа и в развитии человеческого общества. Первобытный человек начал использовать железные орудия труда за несколько тысячелетий до нашей эры. В те годы единственным источником этого металла были упавшие на Землю метеориты. В середине 2-ого тысячелетия до н.э. в Египте была освоена металлургия железа – получение его из железных руд. Это стало началом железного века в истории человечества, который пришел на смену каменному и бронзовому векам. На территории России начало железного века относится к рубежу 2–1 тысячелетий до н.э. В древности железо ценилось очень высоко. Из письменных источников известно, что у африканских народов в 90 г. До н.э. железо стоило в 20 раз дороже серебра и в 6400 раз дороже меди.


 

Предмет: химия Класс: 9 Тема урока: "

Предмет: химия Класс: 9 Тема урока: "

Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой

Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой

Формирование знаний о железе - простом веществе

Формирование знаний о железе - простом веществе

НFeO2· n H2O) Слайд 10 · пирит

НFeO2· n H2O) Слайд 10 · пирит

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Приложение. Карточка 1(высокий уровень)

Приложение. Карточка 1(высокий уровень)

Приложение 2. Ученик 1:

Приложение 2. Ученик 1:

История железа Ученик 3: Велика роль железа и в развитии человеческого общества

История железа Ученик 3: Велика роль железа и в развитии человеческого общества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2020