Предмет: химия
Класс: 9
Тема урока: " Железо "
Цель:
Изучить физические и химические свойства железа.
Задачи урока:
обучающие:
· способствовать формированию знаний о физических и химических свойствах железа с опорой на положение железа в периодической системе, строение атома; показать практическое значение химических знаний;
развивающие:
· создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы; утвердить учащихся в познаваемости и единстве органического мира путем предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе.
воспитательные:
· создать условия для формирования у школьников мотивации к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью на уроке.
Оборудование: компьютер, презентация, простейшая электрическая цепь, магнит, изделия из железа (кнопки, скрепки, гвозди, порошок), образцы железной руды, карточки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, экспериментальный, словесный, проблемный, логический (сравнение, классификация, выделение главного), поисковый, наглядный.
Педагогические приемы: постановка проблемных вопросов, приемы формулирования новых учебных выводов, передача информации ( запоминание по ассоциации, заучивание, повторение, воспроизведение), постановка вопросов, прием формулирования выводов, оценка деятельности учащихся, выделения главного, классификации, обобщение, систематизация, демонстрация видео-опытов.
Средства обучения: справочный материал, лабораторное оборудование, раздаточный материал (таблицы), учебники.
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Работа обучающихся |
1. |
Организационный момент 1. Заранее на доске записывается домашнее задание. 2. Ребята, сейчас вы услышите загадку и должны будете ответить, о каком металле в ней идет речь. Слайд 1 «Среди металлов самый славный, Важнейший, древний элемент. В тяжелой индустрии — главный, Знаком с ним школьник и студент. Родился в огненной стихии, Расплав его течет рекой. Важнее нет в металлургии, Он нужен всей стране родной».
Ребята запишите свою цель с которой вы пришли на урок. Тема урока Цели урока (выведены на экран) Слайд 2 |
Ответ: железо
Записывают в тетради свою цель. Сравнивают с целью на слайде. |
2. |
Актуализация знаний ? 1) Какие химические элементы изученные нами относят к металлам?
2) По какому признаку химические элементы относят к металлам?
3) А железо можно отнести к металлам?
4) А почему из такого количества металлов побочных подгрупп для изучения выбран один – именно железо?
|
Ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий
Ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне: от одного до трех. Ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахождение железа в восьмой группе ставит это под сомнение. Ответ: Наиболее широко используется в современной промышленности. Велика его распространенность в природе. |
3. |
Изучение нового материала План урока: 1. Железо как химический элемент. 2. Физические свойства железа. 3. Химические свойства железа. 4. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке. Значение железа. 5. Подведение итогов урока. 6. Домашнее задание. 1. Формирование знаний о положении железа в ПСХЭ. Давайте определим положение железа в ПСХЭ и составим характеристику этого элемента по схеме. Координаты. Строение атома. Электронное строение. Вывод. Для железа наиболее характерные ст. ок. +2 и +3. Запомни! Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня. 2. Формирование знаний о железе - простом веществе. ? Действительно ли такими важными свойствами обладает железо? Убедиться в этом и познакомиться с железом, и будет целью нашего урока сегодня.
Демонстрация физических свойств железа • электропроводности (замыкается простейшая электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается • наличие металлического блеска (металлическая пластина поворачивается при дневном свете). • пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки). • магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются).
Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии Слайд 3 Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование. Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой. Слайд 4 В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит. Слайд 5 Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Слайд 6 ? А что мы знаем о железе? Где встречается железо в природе? Об этом нам расскажут в своих выступлениях ваши одноклассники. Слайд 7 · магнитный железняк (руда магнетит Fe2O4) Слайд 8 · красный железняк (руда гематит Fe2O3) Слайд 9 · бурый железняк (руда гидрогетит НFeO2·nH2O) Слайд 10 · пирит FeS2 (другие названия — серный колчедан, железный колчедан, дисульфид железа Слайд 11
3.Формирование знаний о химических свойствах железа.
А теперь рассмотрим химические свойства железа. -Посмотрите электрохимический ряд напряжений металлов и определите активность железа. Демонстрация химических свойств. Опыт 1. Взаимодействие железа с хлором. Для этого опыта потребуется предварительно получить хлор в пробирке с пробкой и газоотводной трубкой путем взаимодействия КМпО4 и НС1 (тяга!) Хлор собирают в колбу и закрывают пробкой. Берут тонкую стальную проволоку (12-15 см). Конец ее обматывают вокруг небольшого кусочка спички и поджигают. Когда проволока накалится, опускают ее в колбу с хлором. Кусочек спички гаснет, а проволока раскаляется и сгорает, образуя бурый хлорид железа (III). 2Fе + ЗС12 = 2FеС13 (F, Cl, Br) Опыт 2. Взаимодействие железа с кислородом. Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Реакцию проводят в пробирке с газоотводной трубкой. Нагревают до воспламенения железные опилки и опускают в колбу с кислородом. ЗFе + 2О2 = FeО • Fе2О3 ?Чем является железо в данных уравнениях реакций? Опыт 3. Взаимодействие железа с медным купоросом. В пробирки наливают по 4—5 мл сульфата меди и хлорида алюминия (II). Насыпают немного железных опилок или бросьте кнопку. Перемешивают содержимое пробирки до тех пор, пока не изменится окраска растворов. Fе + СuSО4 = Сu +FеSО4 Fе + AlCl3 = Опыт 4. Взаимодействие железа с кислотами. В пробирки нужно положить по 1 канцелярской кнопке и наливают по 4-5 мл раствора соляной кислоты, серной кислоты, Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения). Когда реакция закончится (пузырьки водорода начнут выделяться медленно), обратите внимание на окраску раствора хлорида железа (II). Fе + 2НС1разб. = FеС12 + Н2 Fе + Н2SО4 = FеSО4+Н2
|
План урока на столах обучающихся
Записывают на доске и в тетрадях характеристику элемента железо.
Один ученик работает у доски
Все выводы записываются в тетради. обучающиеся делают вывод: железо электропроводно; обучающиеся делают вывод: металлический блеск есть; обучающиеся делают вывод: железо пластично и ковко; обучающиеся делают вывод: железо магнитно.
Выступления обучающихся с докладами
Демонстрация руд.
По ряду напряжения металлов определяют активность железа и прогнозируют химические свойства. Вывод: Железо —металл средней активности.
Видео-опыт
Записывают уравнения реакции один ученик у доски
Видео-опыт
Записывают уравнения реакции один ученик у доски Ответ: восстановителем
Записывают уравнения реакции один ученик у доски
Видео-опыт
Записывают уравнения реакции один ученик у доски Обсуждение результатов вывод: железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами |
4. |
Закрепление Выполнение задания на карточках На партах у вас имеются задания на карточках. Выполняете задания и отдаете соседу по парте. Слайд 12 ? Скажите пожалуйста а где вы сможете применить полученные сегодня знания?
Домашнее задание на доске. §17, стр. 116- 122; Упр. 1,4 стр.123-124; Слабым обучающимся §17, стр. 116- 122; Упр. 1 стр.123; Подготовить доклад о применении железа по желанию. Слайд 13 Рефлексия. Подведение итогов урока. Вернемся к плану урока, обсудить достигли ли мы цели урока. Топор был выкован железный, Сверкает лезвием кинжал. Вот длинный ряд тысячелетий Проходит в поисках, в борьбе, И наступает век железный Кровавый беспокойный век. Он начинался резким звоном Жестоко скрещенных мечей Потоком многомиллионным Обрушил бомбы на людей. Железо в космосе, на звездах, Железа много на Земле Железо образует горы Гора Магнитка, например. Железо - труженик, строитель, Станки, заводы, корабли Ведь от иголки до машины Все из железа состоит. Слайд 14 |
Взаимопроверка.
Высказывания обучающихся.
Оценивают себя.
Высказывают свою точку зрения |
Приложение.
Карточка 1(высокий уровень)
Составьте уравнения реакций расставьте коофициенты :
1. Взаимодействие железа (III) с серной кислотой.
2. Взаимодействие железа с бромом.
Карточка 2(средний уровень)
Закончите уравнения реакций, расставьте коофициенты.
III
1. Fе + H2SO4 =
2. Fе + Br 2 =
Карточка 3(слабый уровень)
Расставьте коофициенты в уравнениях реакций.
1. Fе + H2SO4 = Fе2 (SО4 ) 3 +Н2
2. Fе + Br 2 = Fе Br 3
Приложение 2.
Ученик 1:
Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом -одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии
Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка.
Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование.
Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой.
В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит.
Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник.
Железо в природе
Железо – один из самых распространенных элементов в природе. Он занимает 4-е место после кислорода, кремния и алюминия и второе среди металлов после алюминия. Железо входит в состав большинства горных пород… Для получения железа используют железные руды с содержанием железа от 30% до 70%.
Fe3O4 – магнетит или магнитный железняк, содержит 72% железа
Fe2O3 – гематит или красный железняк содержит 65% железа
F2O3*nH2O – лимонит или бурый железняк содержит до 60% железа
FeS2 – пирит или железный колчедан содержит 47% железа.
Красный цвет граната и зеленый цвет нефрита определяет входящее в их состав железо.
Ядро планеты, по мнению ученых, состоит из никеля и железа.
Космическое железо – метеориты, чистое железо, не подвергается коррозии, но и плохо поддается обработке.
Биологическая роль железа
Ученик 2: Без железа не может функционировать организм человека, в нем содержится 3–4 г железа, из них в крови 2 г. Железо входит в состав белка гемоглобина, транспортирующего кислород от легких к тканям всех органов, белок миоглобин запасает его в мышцах. Железо участвует в построении клеточного ядра. Недостаток содержания железа в организме приводит к головной боли, быстрой утомляемости, железодефицитной анемии (малокровию). Железо в организм поступает с пищей. Много его в морской капусте, печени, фасоли, овсянке, фруктах (яблоки). Но многие соединения железа вызывают и токсическое действие. Вдыхание пыли, содержащей некоторые соединения железа, приводит к заболеваниям легких, сердца, желудка, крови. Лаборатория на городской станции водозабора ежедневно проводит анализ на содержание железа в воде, поступающей в наши квартиры.
В растениях железо входит в состав хлорофилла.
История железа
Ученик 3: Велика роль железа и в развитии человеческого общества. Первобытный человек начал использовать железные орудия труда за несколько тысячелетий до нашей эры. В те годы единственным источником этого металла были упавшие на Землю метеориты. В середине 2-ого тысячелетия до н.э. в Египте была освоена металлургия железа – получение его из железных руд. Это стало началом железного века в истории человечества, который пришел на смену каменному и бронзовому векам. На территории России начало железного века относится к рубежу 2–1 тысячелетий до н.э. В древности железо ценилось очень высоко. Из письменных источников известно, что у африканских народов в 90 г. До н.э. железо стоило в 20 раз дороже серебра и в 6400 раз дороже меди.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.