Государственное учреждение образования
«Заслоновская средняя школа Лепельского района»
План-конспект урока по истории Беларуси
11 класс
Тема: «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»
Ходаковская Людмила Васильевна
учитель истории и обществоведения
Заслоново, 2020
План-конспект урока по истории Беларуси
11 класс
Тема: «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»
Цель:
Познакомить учащихся с изменениями в системе образования в БССР, процессом развития высшего и среднего специального образования и особенностями развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;
Задачи:
1. Охарактеризовать развитие образования и науки, определить основные направления и итоги реформирования системы образования во второй половине 1950-1980-ые гг.
2. Способствовать развитию у учащихся умений и навыков работы с различными источниками информации.
3. Содействовать развитию аналитического мышления путем коллективного взаимодействия посредством групповой работы.
4. Создать условия, обеспечивающие воспитание гармонически развитой личности посредством изучения истории своей страны.
- предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление об изменениях в системе образования в БССР, процессе развития высшего и среднего специального образования и особенностях развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;
- планируется, что по окончании урока учащиеся смогут верно выполнить задание - кроссворд.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: изучение нового материала с элементами перевёрнутого урока.
Используемые на учебном занятии приёмы: «Лэпбук», «Гекс», «Кроссворд», «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина»
Оборудование: учебное пособие История Беларуси, вторая половина1940-х гг. – начало XXI века: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения/ В.Ф. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко; Минск: 2013 – с 91 (§ 14); ноутбук, мультимедийная презентация, учебное пособие, раздаточный материал, магниты.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.
Предварительная работа: составлен кроссворд по теме урока, учащимися подготовлена презентация, гексы и лэпбук. Подготовлены иллюстрации для проведения рефлексии «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина», карточки с названиями открывшихся учебных заведений, бланки с диаграммами по количеству учащихся.
Оформление доски: на доске размещена карта Беларуси, иллюстрации для проведения рефлексии «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина».
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Организационный момент (1-3 минуты)
1. Приветствие
2. Психологический настрой учащихся на урок.
Учитель
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю вам добра, а вы желаешь мне добра? (учащиеся отвечают). Вот и замечательно - мы желаем друг другу добра. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2.Определение темы и целеполагание (3-4 минуты)
1. Вводное слово. Учитель обозначает важность будущей темы.
Начать наш с вами урок я хочу строчками из стихотворения «Мая Радзіма» современной белорусской поэтессы Марии Шевчёнок
Яна мне дадзена адзіная
На ўсёжыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
У вянках лясоў і стужак рэк.
І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі.
Тема нашего урока сегодня «Развитие образования и науки в1950-1980 гг. в БССР во второй половине 1950-1980-ые гг.» Я не случайно взяла эти слова в качестве эпиграфа к уроку. Именно в этот период ваши дедушки и бабушки жили и работали, а ваши родители ходили в школу. А вот как же они жили, каким было образование в этот период, какими были достижения белорусов в освоении космоса, науки и спорта мы и узнаем сегодня.
- Скажите, пожалуйста, с какой темой вы работали дома, о чём будут ваши сообщения? (Учащиеся отвечают)
- Сформулируйте тему урока и цели урока. (Выход на записи)
2. На доске записывается тема и план урока:
«Развитие образования и науки в1950-1980 гг. в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.»
1) Развитие народного образования
2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси
3) Развитие физической культуры и спорта
Ученики записывают тему и план урока в тетрадь
II. Операционно-деятельностный этап.
1. Сообщение нового материала. (30-35 минут)
Изложение материала по плану:
Первым пунктом нашего плана является «Развитие народного образования». Прежде чем рассматривать этот пункт мы с вами поработаем над понятиями, которые связаны с нашей темой урока. Прошу ответить вас на вопросы:
1. Что вы понимаете под словом «образование»? (Учащиеся отвечают). А теперь дадим определение понятию образование и запишем его в тетрадь. (Образова́ние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.)
2. Как вы понимаете выражение «образованный человек»? (Учащиеся отвечают) (Образованный человек – это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.)
3. Для чего государству нужны образованные люди? (Учащиеся отвечают).
Откройте учебник §14, п. 1. Давайте прочитаем 1 пункт параграфа и определим с вами ключевые понятия - слова, которые связаны с темой нашего урока: (учащиеся называют, а учитель записывает на доске понятия) научно-техническая революция (Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство. С. 211 учебного пособия), индустриальное общество (общество, для которого характерно разделение труда, специализация производства и его автоматизация, ориентация производства на рынок, научно-техническая революция, урбанизация), ПТУ, ВУЗ, народное образование (система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства).
Даём определение. Записываем в тетрадь.
Проблемное задание: Могла ли система образования в 50-80-е гг. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?
Подготовленная домашняя работа, сообщение 1 (Раковская Анна).
Приём «Лэпбук». Раковская Анна знакомит учащихся класса с содержимым лэпбука по плану:
1) Развитие народного образования:
- реформа общеобразовательной школы и переход к обязательному 8-летнему образованию;
- введение всеобщего среднего образования;
-система профессионально-технического образования;
- развитие высшего и среднего-специального образования. (Работа с картой. В процессе ознакомления учащихся с сообщением Анной отмечаются на карте города, где открывались высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт). (Карточки с названиями учебных заведений прикрепляются при помощи магнитов на карту).
Учитель.
Сейчас предлагаю вам изучить и проанализировать данные диаграммы (1-2 минуты) «Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)» (учащимся раздаются бланки с диаграммами). По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения Анны Раковской и изучения диаграммы прошу ответить на вопросы:
1. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?
2. Какие формы обучения были введены?
3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?
Ответ на проблемное задание (По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения Анны Раковской и изучения диаграммы):
Как вы считаете, обеспечивало ли высшее образование востребованность в специалистах для новых отраслей промышленности в БССР?
Обеспечивало. Были открыты новые высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт. С 1958 по 1965 гг. набор в высшие учебные учреждения увеличился в 2 раза.
Подготовленная домашняя работа, сообщение 2. (Киркиж Елизавета)
Приём «Гекс»
2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси:
- вклад учёных, уроженцев Беларуси в развитие военно-промышленного комплекса СССР.
Подготовленная домашняя работа, сообщение 3. (Шумейкина Елизавета) Приём «Презентация»
- участие белорусов в освоении космических просторов.
Физкультминутка «Я - ракета» (Петровский Дмитрий)
Подготовленная домашняя работа, сообщение 4. (Петровский Дмитрий)
Приём «Гекс»
3) Развитие физической культуры и спорта:
- достижения белорусских советских спортсменов.
Закрепление материала (4-6 минут).
Приём «Кроссворд»
Учащимся выдаются бланки для заполнения. Время работы 4-6 минут.
По горизонтали:
1. Хирург-офтальмолог, учёная в области глазных болезней. (Бирич);
2. Педагог и учёный, ректор Мозырского педагогического института с 1974-1985гг. (Дмитриев);
3. Фамилия космонавта, который встретился с В.Ковалёнком, провёл в совокупности в невесомости 214 суток. (Климук);
4. За разработки в области математики, физики, биологии, медицины
Многие учёные имели звание …….. Ленинской и Государственной премий СССР и БССР (лауреаты);
5. Процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний. (Образование);
6. Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний и действительности. (Наука);
7. П. Климук и В. Ковалёнок – первые белорусские лётчики - ………(космонавты).
Если задания выполнены верно, то по вертикали получится слово «Беларусь».
III. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Рефлексия.
Приём «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина» на выбор.
Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны).
Иллюстрации с изображениями этих предметов находятся на доске. Дети выбирают соответствующую иллюстрацию, и обосновывают свой выбор.
2. Подведение итогов
3. Выставление оценок.
IV. Домашнее задание (2-3 минуты)
Учитель записывает на доске домашнее задание:
§ 14, вопросы и задания 3,5
Индивидуальное задание: подготовить вопросы для условного интервью с одним из учёных Беларуси науки того времени.
Ученики записывают домашнее задание в дневник
Приложение 1.
Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)
Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?
2. Какие формы обучения были введены?
3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?
Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)
Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?
2. Какие формы обучения были введены?
3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.