План-конспект урока по истории Беларуси «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»
Оценка 4.8

План-конспект урока по истории Беларуси «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»

Оценка 4.8
docx
24.11.2020
План-конспект урока по истории Беларуси  «Развитие образования и науки во второй половине  1950-1980-е гг.»
план-конспект развитие образования и науки 50-80.docx

 

 

Государственное учреждение образования

«Заслоновская средняя школа Лепельского района»

 

 

 

 

 

План-конспект урока по истории Беларуси

11 класс

 

 

Тема: «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»

 

 

 

 

           

 

 

              

             Ходаковская Людмила Васильевна

             учитель истории и обществоведения

                                      

 

 

                                                     

 

                                                  Заслоново, 2020

План-конспект урока по истории Беларуси

11 класс

Тема: «Развитие образования и науки во второй половине 1950-1980-е гг.»

 

Цель:

          Познакомить учащихся с изменениями в системе образования в БССР, процессом развития высшего и среднего специального образования и особенностями развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;

 

Задачи:

1.     Охарактеризовать развитие образования и науки, определить основные направления и итоги реформирования системы образования во второй половине 1950-1980-ые гг.

2.     Способствовать развитию у учащихся умений и навыков работы с различными источниками информации.

3.     Содействовать развитию аналитического мышления путем коллективного взаимодействия посредством групповой работы.

4.     Создать условия, обеспечивающие воспитание гармонически развитой личности посредством изучения истории своей страны.

 

- предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут иметь представление об изменениях в системе образования в БССР, процессе развития высшего и среднего специального образования и особенностях развития науки в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.;

-  планируется, что по окончании урока учащиеся смогут верно выполнить  задание - кроссворд.

 

Тип урока: комбинированный

Вид урока: изучение нового материала с элементами перевёрнутого урока.

Используемые на учебном занятии приёмы: «Лэпбук», «Гекс», «Кроссворд», «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина»

Оборудование: учебное пособие История Беларуси, вторая половина1940-х гг. – начало XXI века: учебное пособие для 11-го кл. учреждений общего среднего образования с рус. яз. обучения/ В.Ф. Фомин, С.В. Панов, Н.Н. Ганущенко; Минск:  2013 – с 91 (§ 14); ноутбук,  мультимедийная презентация, учебное пособие, раздаточный материал, магниты.

 

Формы работы: индивидуальная, групповая

 

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

 

           Предварительная работа: составлен кроссворд по теме урока, учащимися  подготовлена презентация, гексы и лэпбук. Подготовлены иллюстрации для проведения рефлексии «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина», карточки с названиями открывшихся учебных заведений, бланки с диаграммами по количеству учащихся.

 

          Оформление доски: на доске размещена карта Беларуси, иллюстрации для проведения рефлексии «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина».

Ход урока

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1-3 минуты)

1. Приветствие

2. Психологический настрой учащихся на урок.

 

Учитель

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю вам добра, а вы желаешь мне добра? (учащиеся отвечают). Вот и замечательно - мы желаем друг другу добра. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

 

2.Определение темы и целеполагание  (3-4 минуты)

1. Вводное слово. Учитель обозначает важность будущей темы.

 

Начать наш с вами урок я хочу строчками из стихотворения «Мая Радзіма» современной  белорусской поэтессы Марии  Шевчёнок

Яна мне дадзена адзіная
На ўсёжыццё, на цэлы век.
Мая адзіная, радзімая
У вянках лясоў і стужак рэк.

І ганаруся ўсюды смела я,
Што вырасла на той зямлі,
Якую клічуць Руссю Белаю,
Што тут дзяды мае жылі.

Тема нашего урока сегодня «Развитие образования и науки в1950-1980 гг. в БССР во второй половине 1950-1980-ые гг.» Я не случайно взяла эти слова в качестве эпиграфа к  уроку. Именно в этот период ваши дедушки и бабушки жили и работали, а ваши родители ходили в школу. А вот как же они жили, каким было образование в этот период, какими были достижения белорусов в освоении космоса, науки и спорта мы и узнаем сегодня.

- Скажите, пожалуйста, с какой темой вы работали дома, о чём будут ваши сообщения? (Учащиеся отвечают)

- Сформулируйте тему урока и цели урока. (Выход на записи)

 

2. На доске записывается тема и план урока:

«Развитие образования и науки в1950-1980 гг. в БССР во второй половине 1950-1980-е гг.»

1) Развитие народного образования

2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси

3) Развитие физической культуры и спорта

Ученики записывают тему и план урока в тетрадь

II. Операционно-деятельностный этап.

1. Сообщение нового материала. (30-35 минут)

Изложение материала по плану:

Первым пунктом нашего плана является «Развитие народного образования». Прежде чем рассматривать этот пункт мы с вами поработаем  над понятиями, которые связаны с нашей темой урока. Прошу ответить вас на вопросы:

 

1.     Что вы понимаете под словом «образование»? (Учащиеся отвечают). А теперь дадим определение понятию образование и запишем его в тетрадь. (Образова́ние — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.)

 

2.     Как вы понимаете выражение «образованный человек»? (Учащиеся  отвечают) (Образованный человек – это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.)

 

3.     Для чего государству нужны образованные люди? (Учащиеся  отвечают).

 

Откройте учебник §14, п. 1. Давайте прочитаем 1 пункт параграфа и определим с вами ключевые понятия - слова, которые связаны с темой нашего урока: (учащиеся называют, а учитель записывает на доске понятия) научно-техническая революция (Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство. С. 211 учебного пособия), индустриальное общество (общество, для которого характерно разделение труда, специализация производства и его автоматизация, ориентация производства на рынок, научно-техническая революция, урбанизация), ПТУ, ВУЗ, народное образование (система образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями общества и государства).

Даём определение. Записываем в тетрадь.

 

Проблемное задание: Могла ли система образования в 50-80-е гг. в БССР обеспечить потребности в специалистах для новых отраслей промышленности?

 

Подготовленная домашняя работа, сообщение 1 (Раковская Анна).

Приём «Лэпбук». Раковская Анна знакомит учащихся класса с содержимым лэпбука по плану:

 

1) Развитие народного образования:

- реформа общеобразовательной школы и переход к  обязательному 8-летнему образованию;

- введение всеобщего среднего образования;

-система профессионально-технического образования;

- развитие высшего и среднего-специального образования. (Работа с картой. В процессе ознакомления учащихся с сообщением Анной отмечаются на карте города, где открывались высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт). (Карточки с названиями  учебных заведений прикрепляются при помощи магнитов на карту).

 

Учитель.

Сейчас предлагаю вам изучить и проанализировать данные диаграммы (1-2 минуты)  «Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)» (учащимся раздаются бланки с диаграммами). По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения Анны Раковской и изучения диаграммы  прошу ответить на вопросы:

 

1. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?

 

Ответ на проблемное задание (По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения Анны Раковской и изучения диаграммы):

Как вы считаете, обеспечивало ли высшее образование востребованность в специалистах для новых отраслей промышленности в БССР?

Обеспечивало. Были открыты новые высшие учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Могилевский технологический институт, Витебский технологический институт лёгкой промышленности, Могилевский машиностроительный институт. С 1958 по 1965 гг. набор в высшие учебные учреждения увеличился в 2 раза.

 

Подготовленная домашняя работа, сообщение 2. (Киркиж Елизавета)

Приём «Гекс»

2) Развитие белорусской науки. Достижения учёных Беларуси:

- вклад учёных, уроженцев Беларуси в развитие военно-промышленного комплекса СССР.

 

Подготовленная домашняя работа, сообщение 3. (Шумейкина Елизавета) Приём «Презентация»

- участие белорусов в освоении космических просторов.

Физкультминутка «Я - ракета» (Петровский Дмитрий)

 

Подготовленная домашняя работа, сообщение 4. (Петровский Дмитрий)

Приём «Гекс»

3) Развитие физической культуры и спорта:

- достижения белорусских советских спортсменов.

 

Закрепление материала (4-6 минут).

Приём «Кроссворд»     

Учащимся выдаются бланки для заполнения. Время работы 4-6 минут.

 

По горизонтали:

1.     Хирург-офтальмолог, учёная в области глазных болезней. (Бирич);

2.     Педагог и учёный, ректор Мозырского педагогического института с 1974-1985гг. (Дмитриев);

3.     Фамилия космонавта, который встретился с В.Ковалёнком, провёл в совокупности в невесомости 214 суток. (Климук);

4.     За разработки в области математики, физики, биологии, медицины

Многие учёные имели звание …….. Ленинской и Государственной премий СССР и БССР (лауреаты);

5.     Процесс воспитания и обучения, совокупность приобретаемых знаний. (Образование);

6.     Область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний и действительности. (Наука);

7.     П. Климук и В. Ковалёнок – первые белорусские лётчики - ………(космонавты).

 

Если задания выполнены верно, то по вертикали получится слово «Беларусь».

 

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1.     Рефлексия.

Приём «Чемодан», «Мясорубка», «Мусорная корзина» на выбор.

         Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны).

         Иллюстрации с изображениями этих предметов находятся на доске. Дети выбирают соответствующую иллюстрацию, и обосновывают свой выбор.

 

2.     Подведение итогов

 

3.     Выставление оценок.

 

IV. Домашнее задание (2-3 минуты)

Учитель записывает на доске домашнее задание:

§ 14, вопросы и задания 3,5

Индивидуальное задание: подготовить вопросы для условного интервью с одним из учёных Беларуси науки того времени.

Ученики записывают домашнее задание в дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)

Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?

 

Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс. чел.)

Проанализируйте данные диаграммы. С чем связан рост студентов в средне-специальных учебных заведениях?

2. Какие формы обучения были введены?

3. Почему в этот период времени встал вопрос о подготовке специалистов со средне-специальным образованием?


 

Государственное учреждение образования «Заслоновская средняя школа

Государственное учреждение образования «Заслоновская средняя школа

План-конспект урока по истории

План-конспект урока по истории

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый

Тема нашего урока сегодня «Развитие образования и науки в1950-1980 гг

Тема нашего урока сегодня «Развитие образования и науки в1950-1980 гг

Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство

Коренные изменения производства, которые происходятв результате преобразования науки в непосредственную производственную силу, внедрения научных достижений в производство

Ответ на проблемное задание ( По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения

Ответ на проблемное задание ( По результатам изучения 1 пункта параграфа, сообщения

Закрепление материала (4-6 минут)

Закрепление материала (4-6 минут)

Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны)

Чемодан (знания мне пригодятся, возьму с собой), мясорубка (нужно ещё переосмыслить материал), мусорная корзина (ничего не запомнил, эти знания в дальнейшем не нужны)

Приложение 1. Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс

Приложение 1. Количество студентов в средне-специальных учебных заведениях (тыс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2020