План-конспект урока по литературе "Легенда о Данко"
Оценка 4.7

План-конспект урока по литературе "Легенда о Данко"

Оценка 4.7
docx
23.02.2020
План-конспект урока по литературе "Легенда о Данко"
7 класс Данко.docx

План-конспект

урока литературы в 7 классе

Тема: «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изегриль»)

Цели урока:

Образовательные:

1. Повторить понятия: легенда, романтизм, пользуясь словарём Ожегова;

2. Уметь самостоятельно работать с Интернет-ресурсами.

Развивающие:

1. Уметь грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного, работая с текстом;

2. Уметь определить проблематику легенды в произведении М. Горького «Старуха Изергиль»;

3.Уметь аргументированно излагать свое мнение, используя выдержки из текста для доказательства своих мыслей;

4. Уметь находить и сопоставлять черты литературного направления и черт героя.

Воспитательные:

1. Воспитать в учащихся любовь к русской литературе;

2. На примере легенды раскрыть нравственные аспекты идеалов человеческой принадлежности к миру;

3. На примере высказываний литературных деятелей показать значимость понимания в жизни каждого подвига, совершаемого ради других.

Приемы: «критическое мышление», «совместный поиск»

Литература: М. Горький «Старуха Изергиль»; «Толковый словарь» Ожегова; википедия (Интернет-ресурс)

 

Ход урока:

Учащиеся работают индивидуально и в парах.

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно 
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать 
грядущим поколениям. (Б. Шоу)

  1. Вызов. Обращение к эпиграфу.

Слово учителя:

- Именно этими словами мне бы хотелось открыть наш завершающий урок, посвящённый творчеству М. Горького. Как вы понимаете эти замечательные слова? (ответы)

- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

            За несколько месяцев до создания произведения “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни, и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь и людей.

            На уроке нам предстоит решить один из самых актуальнейших вопросов всех времён.

  1. На стадии вызова учащимся предлагается проблемные вопросы;

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? (на доске)

Слово учителя:

- Вопрос о подвиге, а это слово уже неоднократно звучало в начале нашего урока, в разные времена и эпохи поднимали многие писатели.

- Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью? (слово ПОДВИГ вывешивается на доске)

-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дома вы работали с толковым словарём Ожегова. Дайте определение этому понятию.

- * Героический самоотверженный поступок.

-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

-Обратимся к словарю.

- * Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Слово учителя:

-Над вопросами, на которые нам предстоит ответить к концу урока, размышлял и М. Горький. Сегодня мы продолжаем знакомиться с его произведением «Старуха Изергиль» - произведением, в котором героиня рассказывает три истории: историю своей жизни и две легенды, легенды, в которых автор тоже поднимает вопрос о человеке и о том, как ему жить среди людей.

Вспомним, что такое «легенда»?

1. произведение, созданное народной фантазией

2. поэтическое или историческое предание о каком- либо событии, лице;

3. вымысел, нечто невероятное

Слово учителя:

На прошлом уроке, когда мы знакомились с личностью М. Горького, обзорно знакомились с его творчеством, мы только прочитали «Легенду о Данко». Сегодня мы анализируем эту легенду и попытаемся на примере подвига героя ответить на поставленный вопрос.

-Попробуйте определить тему произведения?

(подвига, поступка, трусости, предательства)

- Хочу обратить ваше внимание на ещё три понятия, которые составляют наш кластер:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (попробуйте дать определение) *жертвование своими личными интересами ради других

ТРУСИТЬ (дайте определение) *испытывать страх

БЕССИЛИЕ (дайте определение) *отсутствие возможности действовать

- Эти 5 слов я собрала в кластер.

-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Почему кластер собран именно в такой последовательности? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера? Вопросы:

(как подвиг сопоставляется с трусостью, почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом, подвиг и самопожертвование – одно и то же, поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

3. Стадия вызова заканчивается анализом кластеров и решением: ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ЦЕНТРЕ КЛАСТЕРА.

«человек»

- Какое же слово должно поместиться в центре кластера?

- С кем из легенды вы ассоциировали эти понятия и почему?

4. Продолжает стадию размышления дискуссия «совместный поиск».

Слово учителя:

- А теперь задание для пар.

- Мы уже знакомились с таким литературным направлением как «романтизм». Давайте вспомним, что собой представляет романтизм (учащийся даёт понятие «романтизма»)

Ответ:

*Романтизм – направление в литературе, проникнутое в стремлении показать в ярких образах высокое назначение человека.

Слово учителя: творческое задание (письменный ответ в тетрадь)

- Как черты этого литературного направления воплощает писатель в своём герое? (2мин)

Ответ:

- Данко – воплощающий романтический идеал (любовь к людям и самопожертвование, жить с людьми и для людей)

Слово учителя:

- Как вы сами относитесь к Данко?

- Можно ли назвать Данко исключительным героем?

- А чем можно объяснить его исключительность?

(ответы учащихся с зачитыванием текстового материала)

__________________________________________________________________

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

___________________________________________________________________

Ответ:

- Он такой изначально, хотя старуха Изергиль пытается объяснить его исключительность красотой Данко: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые всегда смелы». Но на примере другой легенды о Ларре мы убеждались в обратном.

Слово учителя:

Кто же такой альтруист, как это понятие может соотноситься с Данко?

Ответ:

- *альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.

Слово учителя:

Все это время мы говорили исключительно о герое, практически ответили уже на первую часть вопроса. Но мы не коснулись проблемы «человека и людей». Говоря о Данко, мы не можем не обсудить это.

Вспомните, какими в легенде показаны люди? Как на протяжении всего повествования они меняются? Как меняется их отношение к Данко?

(ответы учащихся с зачитыванием текстового материала)

_______________________________________________________________________

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!

Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.

- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!

- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

Но эти слова разъярили их еще более.

- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и

тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

___________________________________________________________________________

Слово учителя:

- Но почему же Данко, жертвующий собой ради любви к другим, попадает в положение отвергнутого?

Почему же Данко не бросил людей? Ведь он видел, как люди отвергают его?!

Ответ:

- Данко ведет людей к свету. Люди разуверились в нем — звериное, рабское вырывается наружу.

Ответ:

- Любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».

__________________________________________________________________________

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."

- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

____________________________________________________________________________

Слово учителя:

Данко вырывает сердце. «Что сделаю я для людей?» Чем же отплатили ему люди?

Ответ:

- Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.

Слово учителя:

Чего мог опасаться этот «осторожный» человек?

Ответ:

- Этот человек мог опасаться наказания высших сил за смерть Данко, за неблагодарность и трусость племени.

- А может, боялся появления второго «вождя», который поведёт людей дальше к новому и неизведанному. Ведь племя не готово к изменениям своей привычной жизни.

Слово учителя:

- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?

Ответ:

- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.

- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...

- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.

- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.

5. Подведение итогов «дискуссии»

- Сейчас, чтобы из всего сказанного нами о Данко, получился романтический образ, я предлагаю вам объединить усилия в парах и написать синквейн, в котором ключевое слово будет “Данко”.

(Примеры синквейнов, составленных детьми) проверяем вместе.

Данко.

Смелый, красивый.

Жалел, спасал, погиб.

Красивые – всегда смелы.

Подвиг.

 

Данко.

Бесстрашный, мужественный.

Жалеет, любит, жертвует.

Может победить смерть.

Герой.

 

Данко.

Бескорыстный, благородный.

Любит, ведет за собой, погибает.

Во имя других готов пожертвовать собой.

Человек-легенда.

 

Слово учителя:

- А теперь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые звучали в начале нашего урока. Посмотрите ещё раз на них? «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей»?

Я думаю, что теперь вы сможете ответить на поставленный вопрос.

Ответ:

- Человек должен быть смелым, решительным, готовым пожертвовать всем ради близких. Не ждать благодарности взамен, а искренне делать добрые дела, решать, порой и непростые, вопросы и принимать, порой нелёгкие, решения. Таким является герой легенды, таким должен быть каждый человек.

Слово учителя:

- Я попрошу сейчас по одному выйти к доске и под вопросами поместить свои ответы (выходят, записывают)

- Итак, вот наш герой сегодняшнего дня, человек, которого каждый бы хотел видеть рядом с собой, каждый бы хотел стать таким. Обратите внимание, что на доске помещены и другие высказывания, которые характеризуют понимание «подвига во имя других» (зачитываю)

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость...»

Л. Н. Толстой

«В жизни всегда есть место подвигу»

Максим Горький

«Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Максим Горький

- А последним этапом вашего домашнего задания бал подбор высказываний литературных деятелей, которые перекликаются с главной идеей легенды М. Горького. Приведите примеры этих высказываний.

Ответ: (учащиеся предлагают свои варианты ответов-цитат)

6. Рефлексия

- Итак, какие уроки мы должны вынести для себя сегодня? Чему должны учиться у героя М. Горького?

- А чтобы не только на слух, но и зрительно запомнился кульминационный момент произведения, я предлагаю вам посмотреть отрывок мультипликационного фильма по легенде. И чтобы сегодняшний урок действительно не прошёл даром, а запомнился на всю жизнь.

(отрывок из мультфильма)

7. Оценивание производят сами ребята.

Слово учителя:

- Сегодня мы с вами выступали в роли критиков, поэтому прошу ими побыть до конца. У каждого на парте находится табель оценивания. Оцените работу своих коллег по четырём критериям и подведите итог, выставив оценку.

Критерии: «5» или «4» если отсутствует хотя бы один критерий

  1. Работа каждого члена класса
  2. Ответы содержательные, правильные
  3. Речь богата тропами и фигурами речи
  4. Умение искать и работать со словарями

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!


 

План-конспект урока литературы в 7 классе

План-конспект урока литературы в 7 классе

Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, -

Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, -

Попробуйте определить тему произведения? (подвига, поступка, трусости, предательства) -

Попробуйте определить тему произведения? (подвига, поступка, трусости, предательства) -

Но тут явился Данко и спас всех один

Но тут явился Данко и спас всех один

А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное

А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное

Люди же, изумленные, стали как камни

Люди же, изумленные, стали как камни

Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок

Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок

Максим Горький «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Максим Горький «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2020