План-конспект
урока литературы в 7 классе
Тема: «Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изегриль»)
Цели урока:
Образовательные:
1. Повторить понятия: легенда, романтизм, пользуясь словарём Ожегова;
2. Уметь самостоятельно работать с Интернет-ресурсами.
Развивающие:
1. Уметь грамотно высказывать собственные впечатления от прочитанного, работая с текстом;
2. Уметь определить проблематику легенды в произведении М. Горького «Старуха Изергиль»;
3.Уметь аргументированно излагать свое мнение, используя выдержки из текста для доказательства своих мыслей;
4. Уметь находить и сопоставлять черты литературного направления и черт героя.
Воспитательные:
1. Воспитать в учащихся любовь к русской литературе;
2. На примере легенды раскрыть нравственные аспекты идеалов человеческой принадлежности к миру;
3. На примере высказываний литературных деятелей показать значимость понимания в жизни каждого подвига, совершаемого ради других.
Приемы: «критическое мышление», «совместный поиск»
Литература: М. Горький «Старуха Изергиль»; «Толковый словарь» Ожегова; википедия (Интернет-ресурс)
Ход урока:
Учащиеся работают индивидуально и в парах.
Эпиграф к уроку
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде
чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям. (Б. Шоу)
Слово учителя:
- Именно этими словами мне бы хотелось открыть наш завершающий урок, посвящённый творчеству М. Горького. Как вы понимаете эти замечательные слова? (ответы)
- “...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...”, - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Алексей Максимович Горький. Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания произведения “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни, и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь и людей.
На уроке нам предстоит решить один из самых актуальнейших вопросов всех времён.
Каким должен быть человек и как ему жить среди людей? (на доске)
Слово учителя:
- Вопрос о подвиге, а это слово уже неоднократно звучало в начале нашего урока, в разные времена и эпохи поднимали многие писатели.
- Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью? (слово ПОДВИГ вывешивается на доске)
-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?
-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дома вы работали с толковым словарём Ожегова. Дайте определение этому понятию.
- * Героический самоотверженный поступок.
-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?
-Обратимся к словарю.
- * Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Слово учителя:
-Над вопросами, на которые нам предстоит ответить к концу урока, размышлял и М. Горький. Сегодня мы продолжаем знакомиться с его произведением «Старуха Изергиль» - произведением, в котором героиня рассказывает три истории: историю своей жизни и две легенды, легенды, в которых автор тоже поднимает вопрос о человеке и о том, как ему жить среди людей.
Вспомним, что такое «легенда»?
1. произведение, созданное народной фантазией
2. поэтическое или историческое предание о каком- либо событии, лице;
3. вымысел, нечто невероятное
Слово учителя:
- На прошлом уроке, когда мы знакомились с личностью М. Горького, обзорно знакомились с его творчеством, мы только прочитали «Легенду о Данко». Сегодня мы анализируем эту легенду и попытаемся на примере подвига героя ответить на поставленный вопрос.
-Попробуйте определить тему произведения?
(подвига, поступка, трусости, предательства)
- Хочу обратить ваше внимание на ещё три понятия, которые составляют наш кластер:
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (попробуйте дать определение) *жертвование своими личными интересами ради других
ТРУСИТЬ (дайте определение) *испытывать страх
БЕССИЛИЕ (дайте определение) *отсутствие возможности действовать
- Эти 5 слов я собрала в кластер.
-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Почему кластер собран именно в такой последовательности? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера? Вопросы:
(как подвиг сопоставляется с трусостью, почему подвиг и трусость стоят рядом,
что можно назвать подвигом, подвиг и самопожертвование – одно и то же, поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)
3. Стадия вызова заканчивается анализом кластеров и решением: ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ В ЦЕНТРЕ КЛАСТЕРА.
«человек»
- Какое же слово должно поместиться в центре кластера?
- С кем из легенды вы ассоциировали эти понятия и почему?
4. Продолжает стадию размышления дискуссия «совместный поиск».
Слово учителя:
- А теперь задание для пар.
- Мы уже знакомились с таким литературным направлением как «романтизм». Давайте вспомним, что собой представляет романтизм (учащийся даёт понятие «романтизма»)
Ответ:
- *Романтизм – направление в литературе, проникнутое в стремлении показать в ярких образах высокое назначение человека.
Слово учителя: творческое задание (письменный ответ в тетрадь)
- Как черты этого литературного направления воплощает писатель в своём герое? (2мин)
Ответ:
- Данко – воплощающий романтический идеал (любовь к людям и самопожертвование, жить с людьми и для людей)
Слово учителя:
- Как вы сами относитесь к Данко?
- Можно ли назвать Данко исключительным героем?
- А чем можно объяснить его исключительность?
(ответы учащихся с зачитыванием текстового материала)
__________________________________________________________________
Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
- Веди ты нас! - сказали они.
Тогда он повел..."
___________________________________________________________________
Ответ:
- Он такой изначально, хотя старуха Изергиль пытается объяснить его исключительность красотой Данко: «Данко — один из тех людей, молодой красавец. Красивые всегда смелы». Но на примере другой легенды о Ларре мы убеждались в обратном.
Слово учителя:
Кто же такой альтруист, как это понятие может соотноситься с Данко?
Ответ:
- *альтруист - это человек, стремящийся к деятельности на пользу других, желающий принести пользу ближнему, человек, у которого отсутствует себялюбие.
Слово учителя:
- Все это время мы говорили исключительно о герое, практически ответили уже на первую часть вопроса. Но мы не коснулись проблемы «человека и людей». Говоря о Данко, мы не можем не обсудить это.
Вспомните, какими в легенде показаны люди? Как на протяжении всего повествования они меняются? Как меняется их отношение к Данко?
(ответы учащихся с зачитыванием текстового материала)
_______________________________________________________________________
"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и
тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...
___________________________________________________________________________
Слово учителя:
- Но почему же Данко, жертвующий собой ради любви к другим, попадает в положение отвергнутого?
- Почему же Данко не бросил людей? Ведь он видел, как люди отвергают его?!
Ответ:
- Данко ведет людей к свету. Люди разуверились в нем — звериное, рабское вырывается наружу.
Ответ:
- Любовь Данко к людям столь велика, что он может простить им и это: даже когда в его сердце вскипело негодование, «от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут».
__________________________________________________________________________
- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дожде . Гроза была - там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
- Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
____________________________________________________________________________
Слово учителя:
- Данко вырывает сердце. «Что сделаю я для людей?» Чем же отплатили ему люди?
Ответ:
- Они забыли про Данко. Он им не нужен, и в какой-то мере опасен. И какой-то осторожный человек наступает на его сердце.
Слово учителя:
- Чего мог опасаться этот «осторожный» человек?
Ответ:
- Этот человек мог опасаться наказания высших сил за смерть Данко, за неблагодарность и трусость племени.
- А может, боялся появления второго «вождя», который поведёт людей дальше к новому и неизведанному. Ведь племя не готово к изменениям своей привычной жизни.
Слово учителя:
- Предполагали ли вы, что все может так закончиться? Напрасна ли смерть Данко?
Ответ:
- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
- Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой...
- Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
- Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.
5. Подведение итогов «дискуссии»
- Сейчас, чтобы из всего сказанного нами о Данко, получился романтический образ, я предлагаю вам объединить усилия в парах и написать синквейн, в котором ключевое слово будет “Данко”.
(Примеры синквейнов, составленных детьми) проверяем вместе.
Данко. Смелый, красивый. Жалел, спасал, погиб. Красивые – всегда смелы. Подвиг.
|
Данко. Бесстрашный, мужественный. Жалеет, любит, жертвует. Может победить смерть. Герой.
|
Данко. Бескорыстный, благородный. Любит, ведет за собой, погибает. Во имя других готов пожертвовать собой. Человек-легенда. |
Слово учителя:
- А теперь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые звучали в начале нашего урока. Посмотрите ещё раз на них? «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей»?
Я думаю, что теперь вы сможете ответить на поставленный вопрос.
Ответ:
- Человек должен быть смелым, решительным, готовым пожертвовать всем ради близких. Не ждать благодарности взамен, а искренне делать добрые дела, решать, порой и непростые, вопросы и принимать, порой нелёгкие, решения. Таким является герой легенды, таким должен быть каждый человек.
Слово учителя:
- Я попрошу сейчас по одному выйти к доске и под вопросами поместить свои ответы (выходят, записывают)
- Итак, вот наш герой сегодняшнего дня, человек, которого каждый бы хотел видеть рядом с собой, каждый бы хотел стать таким. Обратите внимание, что на доске помещены и другие высказывания, которые характеризуют понимание «подвига во имя других» (зачитываю)
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость...»
Л. Н. Толстой
«В жизни всегда есть место подвигу»
Максим Горький
«Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»
Максим Горький
- А последним этапом вашего домашнего задания бал подбор высказываний литературных деятелей, которые перекликаются с главной идеей легенды М. Горького. Приведите примеры этих высказываний.
Ответ: (учащиеся предлагают свои варианты ответов-цитат)
6. Рефлексия
- Итак, какие уроки мы должны вынести для себя сегодня? Чему должны учиться у героя М. Горького?
- А чтобы не только на слух, но и зрительно запомнился кульминационный момент произведения, я предлагаю вам посмотреть отрывок мультипликационного фильма по легенде. И чтобы сегодняшний урок действительно не прошёл даром, а запомнился на всю жизнь.
(отрывок из мультфильма)
7. Оценивание производят сами ребята.
Слово учителя:
- Сегодня мы с вами выступали в роли критиков, поэтому прошу ими побыть до конца. У каждого на парте находится табель оценивания. Оцените работу своих коллег по четырём критериям и подведите итог, выставив оценку.
Критерии: «5» или «4» если отсутствует хотя бы один критерий
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.