Тема: «Великий колокольный звон. Звучащие картины»
Цели:
Обучающие:
-формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
-знакомство с колокольными звонами: благовест, трезвон, набат, метельный.
Воспитательные:
-воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки;
-воспитание уважения культурных традиций своего народа;
-воспитание исполнительской и слушательной культуры.
Развивающие:
-развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов;
-развивать музыкальную память, музыкальны слух, навыки хорового пения.
Оборудование:
-мультимедийная презентация, аудиозапись колокольных звонов, репродукция картины Левитана «Вечерний звон», аудиозапись песни (+; -) Д. Кабалевский «Наш край», аудиозапись песни «Художница осень».
Ход урока
Орг.момент
У.-Здравствуйте ребята; присаживайтесь.
(Уч-ся занимают свои рабочие места)
Проверка домашнего задания
У.-Ребята, на прошлом уроке вы разучивали песню. Как она называлась?
О.-«Художница осень»
У.-Давайте исполним эту песню.
Актуализация знаний
У.- Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Звучит колокольный звон Троице-Сергиевой Лавры, во время звучания читается стихотворение)
«Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…»
У.-Ребята, что за звуки открыли наш урок?
О.-Это был колокольный звон.
У.-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.-Великий колокольный звон.
У.-А вспомните, пожалуйста, вы где-нибудь слышали колокольный звон?
(Ответы детей)
У.-Верно, колокольный звон можно услышать на улице, в церкви, по телевизору.
У.-Ребята, а можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
О.-Да.
У.-Почему?
О.-Потому что он исполняет мелодию.
У.-А как вы думаете, когда примерно был создан этот инструмент?
(Ответы детей)
У.-Ребята, есть версия, что слово «колокол» произошло от старинного русского «кол-о-кол» -удар одного кола о другой. Впервые колокола на Руси появились в 10 веке. Для колоколов строили специальные помещения – звонницы.
У.-Ребята, скажите мне пожалуйста, одинаково ли звучат колокола?
О.-Нет
У.-Давайте послушаем как звучат колокола в о опере великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
(Прослушивание музыкального фрагмента)
У.-Скажите, как звучали колокола в этом произведении?
О.-Величественно, сильно, но тревожно, угрожающе, мрачно.
У.-Молодцы, верно определили. А как вы думаете, о чем может сообщать звон такого характера?
О.-Предупреждение об опасности, о чем-то плохом.
У.-А теперь послушайте другой колокольный звон.
(Прослушивание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон)
У.-Как звучали колокола в этом произведении?
О.-Радостно, размеренно, светлою.
У.-О чем может сообщать звон такого характера?
О.-Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости.
У.-Ребята, колокольные звоны бывают 4-ех видов.
(Разбираем, записываем в тетрадь)
1.Набат - тревожно, взволнованно, сообщал о пожаре, войне.
2.Трезвон – радостно, празднично, торжественно.
3.Благовест – благая, хорошая весть.
4.Меьельный – помогал найти дорогу путникам.
У.-Взгляните на репродукцию замечательного пейзажиста Исаака Ильича Левитана «Вечерний звон». Картина зрительно разделена на две части – безмятежные розовые облака (обители Бога) и осенние краски земли грешной, находящиеся в вечерних сумерках. По тихой речной глади скользит паром с богомольцами. Широкая дорога к храму, говорит о том, что его двери открыты для всех. А сам образ возвышающихся над лесом куполов храма – мостик от земли к небу, путь от греховности к святости.
У.-Так какой образ несет в себе вечерний звон?
О.-Покоя, умиротворения.
У.-Тему нашего урока я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова.
…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы - слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
Разучивание песни
У.-Ребята, сегодня мы с вами будем разучивать новую песню, какую именно, вы узнаете отгадав загадку:
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю, вытру слезки,
Вспоминаю о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы, знаете друзья? (Родина)
О.-Родина.
У.-Песня, которую мы будем разучивать называется «Наш край», автором песни является Антон Ильич Пришельц, а музыку к этой песни написал великий русский детский композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
«Наш край»
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой…
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
Где найдешь еще такой!
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперед
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперед
И зовут они вперед.
Солнцем залиты долины,
И куда не бросишь взгляд-
Край родной, навек любимый,
Весь цветет как вешний сад.
Край родной навек любимый
Весь цветет как вешний сад.
Весь цветет как вешний сад.
Детство наше золотое
Все светлей ты с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живем в краю родном!
Мы живем в краю родном.
Подведение итога
У.-Вот и подошел к концу на урок.
У.-Какая тема была нашего урока?
У.-С какими видами колокольного звона мы познакомились?
У.-Да, колокольный звон для русских людей – это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России
Домашнее задание
Нарисовать рисунок к песне «Наш край»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.