План - конспект урока по русскому языку "Предложения с обращениями" (5 класс)

План - конспект урока по русскому языку "Предложения с обращениями" (5 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
27.11.2019
Предложения с обращениями.
Предложения с обращениями..docx

Конспект урока русского языка в 5 классе.

 

Тема: Предложения с обращениями.

Цели: познакомить учащихся с понятием «обращение»; с использованием обращения в речи;

формирование умений: находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; формировать навык постановки знаков препинания на письме при обращении; воспитывать любовь и интерес к русскому языку и литературе;

создание положительной мотивации к учению, благоприятного психологического климата в классе.

Методы: словесный, наглядный.

Приемы: беседа, опрос, самостоятельная работа, использование информационных технологий.

Оборудование: учебник, учебные тексты, интерактивная доска.  

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради. Запишите число, классная работа

II. Наш урок мы начнем со схематического диктанта.

Схематический диктант.

-Постройте схемы однородных членов предложения.

Длинные, висячие ветки берез едва шевелились. (И. Тургенев)

Лист в лесу сочен, густ и зелен. (Л. Толстой)

Бор глухо и сонно гудит в отдаленье. (И. Бунин)

От сада веяло свежестью и тишиной. (И. Тургенев)

 

III. Изучение нового материала.

1. Формулирование темы и целей урока.

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:

 

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

 

(А. Косоговский)

 

 

2. Изучение материала учебника на стр. 98.

 Отвечаем на предложенные вопросы.

 - Что же такое обращение? Слайд 1

- Что выполняет роль обращения? Слайд 2

- Входит ли обращение в грамматическую основу? Слайд 3

Какое место в предложении занимает, где находится? (может стоять в любом месте в предложении) Слайд 4

- Как на письме выделяется обращение? (выделяется запятыми) Слайд 5

-Обратите внимание на то, что местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. Слайд 6

Выводы:

 

-Чем выражены обращения? (Существительными, словосочетаниями.)

 

-Местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью.

 - Определим роль обращения в предложении.

Для этого попробуем его закрыть. Действительно, обращения не являются членами предложения, их можно убрать из предложения, но тогда предложения становятся более сухими, уходит непосредственность общения. Слайд 7

 -А какой ещё член предложения может быть выражен именем существительным в И. п.?

- Как же различать обращение и подлежащее?

- Давайте преобразуем эти предложения так, чтобы слово-обращение стало выполнять роль подлежащего. Форму глагола можно изменять. Обсудите это по парам, найдите правильное решение.

 Учитель записывает на доске

- Что ещё изменилось? Интонация? Действительно, в устной речи обращение выделяется особой, звательной интонацией. Слайд 8

 

 3. Работа с опорным конспектом.

1. Найдите в примерах слова, которые называют того, к кому обращена мысль.

Надпишем над этими словами обращение.

А теперь прочитайте эти примеры выразительно, вживаясь в чувства говорящего, интонацией выделяя лицо или предмет, к которому обращаются.
Эта интонация, с которой вы прочитаете  обращения, называется звательной.

Предложения для работы:

1. Ребята, слушайте внимательно!

2. Маша, не отвлекайся!

3. Дима, как я рада тебя видеть!

4. Куда ты, Саша, идешь?

5. Почему ты молчишь, Миша?

6. Что у нас на обед, мама?

7. Водитель, сколько мы будем в пути?

 

3. Наблюдения на с. 99, чтение правила учебника.

-Составьте схемы предложений с обращениями (материал для наблюдений. При составлении схемы учитываем: О- обращение, а …- остальное предложение ):

1)…, О!

2)О, ..!

3)…,О!

4)…,О, ..!

5)…,О!

6)О! ..!

 

4. Физкультминутка.

 

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Вот ракушки на песке

(Наклоны.)

Их сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

IV. Закрепление материала.

1. Упражнение 214 (писм.)

2. Упражнение 217(устно)

 

3. Запись в «Словарь трудных слов».

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

 

-Как назвать того, к кому обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка – это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!

-Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему.

Постарайтесь использовать записанные выше «слова вежливости».

 

V. Итоги урока.

Что называется обращением?

 

Что надо знать о знаках препинания при обращении?

 

Почему личные местоимения не являются обращениями?

 

Является ли обращение членом предложения?

С чем мы можем спутать обращение?

Чем может быть выражено обращение?

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

 

«Незаконченное предложение»

1)    «Сегодня на уроке я узнал (а) о…»;

2)    «Я запомнил (а), что…»

Выставление оценок.

Домашнее задание: §42, с.98-99 (выучить правило); упражнение 221; найти в сказках А.С. Пушкина примеры с обращениями.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)