Методическая разработка урока технологии. Учитель Захарова Наталья Игоревна
ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2 г. Лысково Класс 5 класс
УМК A. Т. Тищенко B. Д. Симоненко ' Технология Индустриальные технологии 5 класс
Тема урока |
«Графическое изображение деталей и изделий из древесины». Практическая работа: «Выполнение эскиза детали из древесины»
|
Тип урока |
Изучение новых знаний |
Ведущая цель урока |
Познакомиться с правилами построения графических изображений; научиться выполнять эскиз детали из древесины |
Планируемые результаты (после урока учащиеся смогут…):
|
|
Предметные
|
обучающиеся усвоят основные понятия о эскизе, техническом рисунке и чертеже, самостоятельно выполнят эскизы детали призматической формы из древесины, научатся читать чертёж, эскиз, технический рисунок.
|
Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) |
Регулятивные УУД - выдвигать версии решения проблемы , формулировать гипотезы; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения проблемы; составлять план решения проблемы; принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;; адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать правильность выполнения графических изображений; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности во время выполнения практической работы. Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками, оказывать посильную помощь одноклассникам и быть объективным при оценке их работ; адекватно относиться к замечаниям учителя и одноклассников при появлении ошибок в работе; Познавательные – развитие графической грамотности и пространственного воображения обучающихся, развитие умения находить общее и особенное в различных видах графических изображений, овладеть способом чтения графических изображений; строить модель на основе условий задачи переводить и способы решения задач; переводить сложную информацию их графического представления в текстовый и наоборот.
|
Личностные |
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; формирование способности к независимой оценке одноклассников, а также к адекватной самооценке; развитие точности и аккуратности во время выполнения учебных заданий. |
Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют) |
- имеют опыт в создании эскиза; - знают линии чертежа, что такое развертка; - могут определять центр фигуры.; - могут сравнивать, рисунок с эскизом; - имеют представление о масштабе. |
Формы оценки планируемых результатов |
Предметных: выполнение практического задания Метапредметных: устный опрос |
Средства |
Материально-технические:проектор, интерактивная доска, компьютер, макет различных фигур, Учебно-информационные: учебник под редакцие ищенко 5 класс Индустриальные технологии, детали изделия, чертежи, презентация, |
Домашнее задание |
Создать технический рисунок на основании эскиза выполненного в классе. |
Технологическая карта урока
Этап урока |
Подэтап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Средства |
Результат этапа |
Вводный |
Организационный момент |
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку и организации рабочих мест. Отметка отсутствующих.
|
Приветствуют. Проверяют готовность «рабочего места».
|
|
Самоконтроль; |
Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Сегодня мы с вами будем изучать важный материал, без знания которого невозможно будет успешно создавать изделия из древесины (приглашаются двое желающих к для проведения эксперимента: один собирает деталь по чертежу, второй – без).
- Почему результаты разные?
|
Двое учащихся у производят сборку изделия , приготовленных учителем. ( у первого результат положительный, у второго – отрицательный)
Предполагаемые ответы: - У первого был схема, рисунок как собирать , а у второго нет. |
Извлечение необходимой информации
Высказывают свою точку зрения |
|
|
Мотивация/ создание проблемной ситуации |
На экран выводится слайд с картинкой и задаётся вопрос: - Определите, что изображено на слайде ?
-Почему вы не можете понять, что перед вами? - Перед вами мельница, но понять это трудно, так как автор изображения применял специальные обозначения знаки и разметку, не понятные вам.
Но что бы научится создавать такие виды изображений , мы должны с вами научится создавать простые графические изображения
|
Испытывают затруднения, не могут верно объяснить.
|
Усвоение новой информации
|
|
|
Основной |
Целеполагание и планирование |
На экран выводится слайд с видами графических изображений.
Учитель знакомит учащихся с новыми понятиями: эскиз, чертёж, технический рисунок, масштаб.
(Учитель подводит учащихся в процессе обсуждения к новым понятиям и целеполаганию урока) На экран выводится цель урока: • познакомиться с правилами построения графических изображений; • научиться выполнять эскиз детали из древесины.
При выполнении технических работ рисунки и схемы принято называть графическими изображениями. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
|
(пытаются, опираясь на новые понятия, вывести цель урока)
Учащиеся формулируют тему урока и записывают в тетрадь: «Графическое изображение деталей и изделий из древесины». |
Обоснование своего суждения
Прогнозирование
|
|
Достижение планируемых результатов/ решение учебной проблемы |
На экран выводится слайд с типами линий применяемых при построении графических изображений. Концентрируется внимание учащихся на назначении типов линий и практическом построении линий чертежа. - Для того чтобы создать полное представление о детали на чертеже, изображают несколько её видов. (На экран выводится слайд с изображением видов).
-На чертеже изображают столько видов, сколько необходимо для понимания формы и размеров детали.
На экране – слайд детали с нанесёнными размерами. - Размеры наносят при помощи выносных и размерных линий. - Размерное число указывает действительный размер детали в мм. - Размерные числа записывают слева-направо, снизу –вверх и только над размерной линией. - На чертеже не обозначают дважды один и тот же размер.
Объясняется последовательность построения эскиза с демонстрацией на слайде. Рассказывается чем эскиз отличается от технического рисунка Эскиз –это графическое изображение детали выполненное от руки с проставлением основных размеров Технический чертеж-это графическое изображение выполненное от руки с проставлением размеров с соблюдением пропорций. Чертеж-графическое изображение выполненное при помощи чертежных инструментов с проставлением всех размеров, а так же масштаба
|
Знакомятся с назначением различных типов линий. Строят линии в тетради.
Учащиеся знакомятся с понятиями: главный вид, вид сбоку, вид сверху – и правилами их расположения на чертеже.
Учащиеся знакомятся с правилами нанесения размеров на эскизе и чертеже.
Учащиеся сопоставляют слова учителя с текстом на экране.
Записывают термины в тетрадь
|
Слушают, понимают и воспринимают речь учителя;
Учащиеся понимают или не понимаю расположение видов на чертеже
Запоминают последовательность нанесения размеров, записывают в тетради, зарисовывают примеры
Самоконтроль
|
|
|
Отработка/ закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий… |
Раздаются карточки для самоконтроля Ученикам раздаются детали из древесины призматической формы для самостоятельного выполнения эскиза и технического рисунка
Участвует в устранении возникших затруднений, осуществляет коррекцию практической деятельности учащихся
|
Учащиеся заполняют карточки с вопросами: · Сколько видов понадобится для изображения детали? · Сколько размеров я должен нанести? · В какой последовательности буду выполнять работу?
Учащиеся выполняют эскиз и технический рисунок детали из древесины, опираясь на полученные знания
|
Оценивание содержания усвоенного материала Под руководством учителя планируют свою деятельность на уроке;
Контроль учителем и взаимопомощь
|
|
|
Заключи тельный |
Контроль выполнения учебных действий |
На доске при помощи графического редактора чертиться эскиз и технический рисунок , после проделанной работы детей
|
Учащиеся проверяют свои работы и корректируют ошибки |
Контроль учителя Сотрудничество в Осуществляют самоконтроль; дают оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
|
|
Оценка образовательных результатов |
1.Ответить на вопросы, приведённые в конце параграфа 4. 2. Подготовить устный ответ «Чтение чертежа» (рис. 41 учебника) по следующему алгоритму: · название детали; · назначение детали; · материал детали; · масштаб изображения; · количество и название видов; · габаритные размеры детали; · форма детали.
Сделать чертеж данной детали ( с тремя видами)
|
Записывают домашнее задание в дневник, получают карточки с алгоритмом. |
Анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.
|
|
|
Рефлексия деятельности |
1.Учитель задаёт вопросы: - Достигли ли мы с вами поставленной цели? - С какими трудностями вы столкнулись?
|
Учащиеся оценивают степень достижения цели и анализируют свою работу (было понятно-непонятно, легко-трудно, интересно-скучно).
|
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Р. Осмысление достигнутых результатов.
|
|
Для информации
Этап урока |
Подэтап |
Cодержание и смыслы действий |
Вводный |
Организационный момент |
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Определение индивидуального опыта обучающихся, связанного с темой урока, знаний и умений из других предметных областей, обобщенных способов деятельности, личного жизненного опыта |
|
Мотивация/создание проблемной ситуации |
Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п. для обозначения границ «знания» - «незнания» и осознания учащимися этого противоречия |
|
Основной |
Целеполагание и планирование |
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата. Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) |
Достижение планируемых результатов/решение учебной проблемы |
Описание способов деятельности, которые приведут к получению запланированных учебных результатов |
|
Отработка/закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий… |
Применение освоенных способов действий в различных ситуациях
|
|
Заключи тельный |
Контроль выполнения учебных действий |
Сравнение имеющегося уровня достижения основных целей урока с заранее запланированным уровнем |
Оценка образовательных результатов |
Создание и сбор свидетельств о результатах деятельности; вынесение суждения по этому поводу в разной форме (отметка, слово..) Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), |
|
Рефлексия деятельности |
Осознание обучающимися смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?), значимости приобретенного опыта |
Рекомендации к выбору тем уроков для итоговой работы слушателя
5 класс |
|
Раздел программы |
Содержание / Виды деятельности / Планируемые результаты |
Создание изделий из текстильных материалов/ Технологии обработки конструкционных материалов |
Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа). Читать чертеж. Выполнять эскиз или технический рисунок детали из древесины. |
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулировать требования к выбранному изделию. Обосновывать конструкцию изделия. Выбирать рациональную конструкцию. |
6 класс |
|
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). |
8 класс |
|
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Банк идей. Разрабатывать несколько вариантов решения проблемы |
Можно использовать материалы кейсов (в архиве):
- Кейс 1. «Объект из будущего»
- Кейс 2. «Пенал»
- Кейс 3. «Космическая станция»
- Кейс 4. «Как это устроено»
- Кейс 5. «Механическое устройство»
6 класс |
|
Раздел программы |
Содержание / Виды деятельности / Планируемые результаты |
Создание изделий из текстильных материалов/ Технологии обработки конструкционных материалов |
Применение ПК при проектировании изделий.
|
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Использовать ПК для подготовки графической документации. Конструировать и проектировать детали с помощью ПК. |
7 класс |
|
Технологии творческой и опытнической деятельности |
Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК. |
Можно использовать материалы кейсов (в архиве):
- Кейс 1. Проектируем идеальное VR-устройство
- Кейс 2. Разрабатываем VR/AR-приложения
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.