План конспект урока по технологии в 5 классе .
Учитель технологии МБОУ «СОШ с.Славновка Калининского района Саратовской области»
Шацкова Валентина Николаевна
Раздел. Материаловедение. Урок 2.
Тема. Производство ткани. Определение долевой нити.
Цели урока: формировать знания о производстве ткани, научить определять направление нитей
основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Задачи: познакомить с процессом изготовления тканей: прядением, ткачеством.
-проинформировать о профессиях прядильщик и ткач;
- научить определять в ткани направление долевой нити;
- научить определять лицевую сторону ткани;
- воспитывать аккуратность и точность в работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: лупы.
Методы обучения: беседа, объяснение, наблюдение, выполнение учащимися эксперимента.
Практическая работа: изучение свойств нитей основы и утка, определение их в ткани.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||
1
2
3
4
5
6
7
8
9 |
Организационная часть.
Учитель проводит обучающихся к новой теме. Предлагает разгадать ребус, который нарисован на доске. Разгадали слово «Ткань» Актуализация прежних знаний . Где находит применение ткань? Ткань применяют для изготовления одежды, обивки мебели, для изготовления штор. А из чего состоит ткань? Ткань состоит из ниток. А нитки из волокон. Получение нитей – это прядение. Об этом мы говорили на прошлом уроке. Сначала пряли вручную, потом появилась прядильная машина. А потом научились переплетать нити или ткать. Как получают нитки и ткань на фабриках? Появились современные станки, которыми управляют ткачихи. Приходилось ли вам проводить исследование? - Да, разбирали игрушки. Для чего вы это делали? - Смотрели, что внутри? - Интересно было узнать, из чего состоит. Чтобы увидеть на практике из чего состоит ткань можно провести исследование. Практическая работа. Учитель раздаёт учащимся образцы ткани и просит провести исследование. Девочки рассматривают с помощью лупы образцы ткани, растягивают их в разных направлениях, вытягивают нитки и разрывают их. Смотрят на извитость, резко «хлопают» тканью, чтобы образовался звук. Приводят факты наблюдений. Дети увидели, что действительно ткань состоит из ниток, а нитки из маленьких пушистых ворсинок. Нитки переплетаются друг с другом, идут волной. -Одна нитка волной огибает другую. -в одном направлении нитки идут прямые, а в другом - извиваются. Ткань очень сильно растягивается в одном направлении, а в другом меньше.
С одной стороны нитки не распускаются. Они очень плотно соеденены между собой, проходят вдоль ткани. Также девочки заметили, что с одной стороны ткани рисунок яркий, а с другой стороны бледный. Ткань имеет изнаночную и лицевую стороны. Ткань издаёт звук.
Сообщение новых понятий. Опираясь, на наблюдения учащихся учитель сообщает. Ткань получают путём переплетения нитей. Когда на станке ткут ткань, одни нити натянуты, их называют основа ( нить идущая вдоль). А другая нитка, которую называют уток ( нить идущая поперёк), бегает между натянутых нитей. Закрепление знаний. Лабораторно – практическая работа. Изучение нитей основы и утка. Заполнить таблицу.
Выньте из куска ткани две нитки разного направления: вдоль – основа поперёк – уток Рефлексия. Давайте попытаемся понять, что же дал нам сегодняшний урок?
При помощи исследования мы сами получили знания. Познакомились с новыми понятиями. Узнали , как изготавливают ткань. Домашнее задание. Сегодня на уроке вы узнали, что ткань получают путём переплетения ниток. Наиболее простой способ переплетения – полотняное. Дома вы сделаете образец такого переплетения. Это не сложно сделать из цветной бумаги. Это будет ваше творческое задание. Уборка кабинета.
|
Организовать класс для принятия новых знаний, на выполнение практической работы. Проверить количественный состав, назвать отсутствующих
Формирует новые знания и новые способы действия.
Нацеливает учащихся на исследовательскую деятельность.
Наблюдает за действиями. Предлагает высказать свои мнения, впечатления.
|
- слушают учителя, -принимают и сохраняют учебную цель и задачу - отвечают на вопросы
Осуществляют самоконтроль, работают индивидуально. Выполняют лабораторную работу, делают выводы. Самоконтроль по критериям.
Запоминают, отвечают на вопросы, запись понятий.
Обобщение и систематизация знаний, выражают свои эмоции по поводу урока. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.