План-конспект урока по теме "Теорема Виета" алгебра 8 класс
Оценка 4.6

План-конспект урока по теме "Теорема Виета" алгебра 8 класс

Оценка 4.6
docx
12.03.2022
План-конспект урока по теме  "Теорема Виета" алгебра 8 класс
Теорема Виета.docx

Кондрашина Елена Ивановна, учитель математики МБОУ «Средняя школа поселка Домново» Правдинского городского округа

Урок алгебры в 8 классе.

 

Тема урока: «Теорема Виета».

 

Цели урока:

1. познакомить учащихся с теоремой Виета;

2. научить применять теорему Виета для составления квадратных уравнений;

3. сформировать теорему, обратную теореме Виета, и научить применять ее к решению квадратных уравнений.

Задачи:

Развивающие:

Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых и нестандартных условиях; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли; создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, способствовать развитию памяти, внимания.

Воспитательные:

Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучению математики; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при решении приведенного квадратного уравнения по теореме Виета;

2) показать практическое применение теоремы Виета.

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор, CD-диск, магнитная доска, набор карточек, карточки с заданиями тестов, индивидуальные оценочные листы, копировальная бумага, тетради.

 

I.                   Организационный момент

На уроке мы с вами постараемся найти зависимость между корнями квадратного уравнения и познакомиться с новым методом решения квадратных уравнений.

II. Проверка домашнего задания.

Проверяем домашнюю работу (уравнения а-д) следующим образом:

Замените целые корни уравнений: Слайд 2

а) 5х2 – 18х + 16 = 0

б) 8х2 + х – 75 = 0

в) 4х2 + 7х + 3 = 0

г) х2 – х – 56 = 0

д) х2 – х – 1 = 0

на соответствующие буквы и отгадайте фамилию ученого, французского математика.

И

Н

В

Е

Т

3

1

2

- 1

8

 

Ученик делает краткое сообщение о Ф. Виете. Слайд 3,4

III. Актуализация знаний.

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. Что значит решить уравнение?

2. Сколько корней может иметь квадратное уравнение?

3. Заметили ли вы зависимость между корнями квадратного уравнения?

IV. Формирование новых знаний.

Задание. Решить уравнение х2 + 5х + 6 = 0

Найти сумму и произведение корней уравнения.

– Какое квадратное уравнение вы решили?

– Какую зависимость между корнями и коэффициентами вы заметили?

(Учащиеся формируют ответы).

Учитель. Да, действительно, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а их произведение – свободному члену. Вот в этом и заключается теорем Виета. Вы сами сделали открытие. Докажем теорему Виета для приведенных уравнений.

Доказательство теоремы Виета.

Справедливо утверждение обратное теореме Виета. Сформулируйте это утверждение.

(Ученики формулируют) Слайд 5

V. Формирование умений и навыков. Слайд 6.

1. (Устно) Выберите среди данных уравнений приведенные:

а) 2х2 + 3х – 1 = 0                                   в) 3х2 + 5 = 0

б) х2 – х – 6 = 0                                       г) х2 + 7х + 6 = 0

 

2. (Устно) Чему равны сумма произведения корней уравнения:

а) х2 + 7х + 6 = 0

б) х2 – 8х + 12 = 0

в) х2 – х – 6 = 0

 

3. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения:

а) х1 = 4; х2 = -3                                       в) х1 = -3; х2 = -6

б) х1 = 5; х2 = -6                                       г) х1 = 8; х2 = 12

Применяя теорему Виета составьте квадратные уравнения.

 

4. Определите корни квадратного уравнения, пользуясь теоремой, обратной теореме Виета

а) х2 + 7х + 6 = 0

б) х2 – 8х + 12 = 0

в) х2 – х – 6 = 0

г) х2 – 15х – 16 = 0

д) х2 + 11х – 12 = 0

 

Работа по группам.

Класс разбивается на 3 группы (3-я группа сильные ученики)

Каждая группа решает задания своего варианта. После окончания работы решения проверяются с помощью проектора.

Вариант I.

1. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения (х1 < х2). Решите уравнения (а – к), запишите корни уравнения в указанном порядке (при решении там, где это удобно, пользуйтесь теоремой, обратной теореме Виета).

а) х2 – 25 = 0, (х1; х2)

б) х2 – 3х = 0, (х1; х2)

в) х2 – 5х + 6 = 0, (х1; х2)

г) х2 – 12х + 35 = 0, (х1; х2)

д) х2 – 6х = 0, (х1; х2)

е) х2 – 2х – 35 = 0, (х1; х2)

ж) х2 – х – 6 = 0, (х1; х2)

з) х2 + 3х =0, (х1; х2)

и) х2 + 10х + 25 = 0, (х1; х2)

к) х2 + 10х = 0, (х1; х2)

2. Один из корней       уравнения х2 + рх – 35 = 0 равен 7. Найдите другой корень уравнения и коэффициент р.

Вариант II.

1. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения (х1 < х2). Решите уравнения (а – к), запишите корни уравнения в указанном порядке (при решении там, где это удобно, пользуйтесь теоремой, обратной теореме Виета).

а) х2 – 4х – 21 = 0, (х1; х2)

б) х2 – 10х + 21= 0, (х1; х2)

в) х2 – 7х + 12 = 0, (х1; х2)

г) х2 – 6х = 0, (х1; х2)

д) х2 + 4х – 32 = 0, (х1; х2)

е) х2 + 6х – 55 = 0, (х1; х2)

ж) х2 + 16х + 55 = 0, (х1; х2)

з) х2 + 12х + 32= 0, (х1; х2)

и) х2 + 6х =0, (х1; х2)

к) х2 – х – 12 = 0, (х1; х2)

2. Один из корней уравнения х2 – 13x + q = 0 равен 12,5. Найдите другой корень уравнения и коэффициент q.

Вариант III.

1. Пусть х1 и х2 – корни квадратного уравнения (х1 < х2). Решите уравнения (а – к), запишите корни уравнения в указанном порядке (при решении там, где это удобно, пользуйтесь теоремой, обратной теореме Виета).

а) х2 – 5х + 4 =0, (х1; х2)

б) х2 – 5х + 6 = 0, (х1; х2)

в) х2 – 8х + 15 = 0, (х1; х2)

г) х2 – 9х = 0, (х1; х2)

д) х2 – 6х + 5 = 0, (х1; х2)

е) х2 + х – 2 = 0, (х1; х2)

ж) х2 + 2х – 3 = 0, (х1; х2)

з) х2 + 7х = 0, (х1; х2)

и) – 9х + х2 = 0, (х1; х2)

к) х2 – х – 2 = 0, (х1; х2)

2. Не решая уравнения х2 – 2х – 8 = 0, вычислите сумму квадратов и сумму кубов его корней.

 

 

 

Проверка самостоятельной работы: Слайд 7

Вариант I.

1. а) (-5; 5)

    б) (0; 3)

    в) (3; 2)

    г) (7; 5)

    д) (6; 0)

    е) (7; -5)

    ж) (3; -2)

    з) (0; -3)

    и) (-5; -5)

    к) (0; -10)

2. х1 = 7; х2 = -5; р = -2

 

Вариант II.

1. а) (-3; 7)

    б) (3; 7)

    в) (3; 4)

    г) (6; 0)

    д) (4; -8)

    е) (5; -11)

    ж) (-5; -11)

    з) (-4; -8)

    и) (-6; 0)

    к) (-3; 4)

2. х1 = 12,5; х2 = 0,5; q = 6,25

 

Вариант III.

1. а) (1; 4)

    б) (3; 2)

    в) (5; 3)

    г) (9; 0)

    д) (5; 1)

    е) (1; -2)

    ж) (-3; 1)

    з) (-7; 0)

    и) (0; 9)

    к) (-1; 2)

2. х12 + х22 = 20

    х13 + х23 = 56

 

Подведение итогов:

Рефлексия. Слайд 8

Ответьте на вопросы:

– Какие уравнения мы сегодня рассмотрели?

– Чему равна сумма корней квадратного уравнения?

– Чему равно произведение корней квадратного уравнения?

Продолжите фразы:

– Сегодня на уроке я узнал …

– Сегодня на уроке я научился …

– Сегодня на уроке я познакомился …

– Сегодня на уроке я повторил …

– Сегодня на уроке я закрепил …

 

Домашнее задание. Слайд 9

Полученные точки после решения уравнений в самостоятельной работе нанесите на координатную плоскость и последовательно соедините все точки отрезками. При правильном выполнении вы получите рисунок.

 

Задания на карточках:


1 вариант                                                        

1. х2 – 3х + 2 = 0

2. х2 – 4х + 3 = 0

3. х2 – 5х + 4 = 0

4. х2 – 6х + 5 = 0

5. х2 – 7х + 6 = 0

6. х2 – 5х + 6 = 0

7. х2 – 8х + 7 = 0

8. х2 – 9х + 8 = 0

9. х2 – 6х + 8 = 0

10. х2 – 11х + 10 = 0

11. х2 – 7х + 10 = 0

12. х2 – 13х + 12 = 0

13. х2 –8х + 12 = 0

14. х2 –7х + 12 = 0

15. х2 – 25х + 24 = 0

16. х2 – 14х + 24 = 0

17. х2 – 11х + 24 = 0

18. х2 – 10х + 24 = 0

19. х2 – 13х + 36 = 0

20. х2 – 16х + 48 = 0

21. х2 – 17х + 52 = 0

22. х2 – 27х + 72 = 0

23. х2 – 17х + 60 = 0

24. х2 – 13х + 42 = 0

25. х2 – 11х + 28 = 0

2 вариант

1. х2 – х – 2 = 0

2. х2 – 2х – 3 = 0

3. х2 – 3х – 4 = 0

4. х2 – 4х – 5 = 0

5. х2 – 5х – 6 = 0

6. х2 – х – 6 = 0

7. х2 – 7х – 8 = 0

8. х2 – 2х – 8 = 0

9. х2 – 9х – 10 = 0

10. х2 – 3х – 10= 0

11. х2 – х – 30 = 0

12. х2 – 26х – 27 = 0

13. х2 – 6х – 27 = 0

14. х2 – 35х – 36 = 0

15. х2 – 16х – 36 = 0

16. х2 – 9х – 36 = 0

17. х2 – 5х – 36 = 0

18. х2 – 39х – 40 = 0

19. х2 – 18х – 40 = 0

20. х2 – 6х – 40 = 0

21. х2 – 3х – 40 = 0

22. х2 – 11х – 26 = 0

23. х2 – 3х – 54 = 0

24. х2 – 12х – 64 = 0

25. х2 – 2х – 80 = 0


На оценку «3» - решить 8 уравнений.

На оценку «4» - решить 20 уравнений.

На оценку «5» - решить 25 уравнений.

Литература: Ю.Н. Макарычев и др. Алгебра 8 класс. Москва                     «Просвещение» 2016,

Ф.Ф Лысенко, С.Ю. Кулабухова «Математика, устные вычисления и быстрый счет. 7-11 классы.

Ростов – на - Дону «Легион-М», 2010


 

Кондрашина Елена Ивановна, учитель математики

Кондрашина Елена Ивановна, учитель математики

Сколько корней может иметь квадратное уравнение? 3

Сколько корней может иметь квадратное уравнение? 3

Один из корней уравнения х 2 + рх – 35 = 0 равен 7

Один из корней уравнения х 2 + рх – 35 = 0 равен 7

Вариант II . 1. а) (-3; 7) б) (3; 7) в) (3; 4) г) (6; 0) д) (4; -8) е) (5; -11) ж) (-5; -11)…

Вариант II . 1. а) (-3; 7) б) (3; 7) в) (3; 4) г) (6; 0) д) (4; -8) е) (5; -11) ж) (-5; -11)…

На оценку «3» - решить 8 уравнений

На оценку «3» - решить 8 уравнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2022