План-конспект урока русского языка в 4 классе
Оценка 4.7

План-конспект урока русского языка в 4 классе

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
20.01.2020
План-конспект урока  русского языка в 4 классе
материал поможет молодым учителям в подготовке к урокам русского языка в 4 классе
план-конспект урока русского языка в 4 классе.doc

           

План-конспект урока русского языкав 3классе

УМК «Перспектива»

 Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс

Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов

Автор: Силантьева Елена Владимировна

Тип урока: урок изучения нового.

Цель: овладение учащимися новыми знаниями  о суффиксе,  продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.

Задачи:

Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.

Развивающие:  развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.

Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.

 

Ход урока

 

1.Самоопределение к деятельности.

 

 Пусть вопрос бывает труден –

Огорчаться мы не будем.

Сами мы ответ найдем!

К цели мы своей придем!

На доске – слова:

 

 - Чем будем заниматься на уроке?

 -  Урок – открытия нового знания.

 

 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

т…щил                                упако…ка       радос…ный

дер…во                       бли…кий                      сер…це

п…сать                        подру…ка              ус…ный

к…вер                         ре…кий                         опас…ный

пол…скал                    поса…кА                       со…це

 

-  Запишите в тетрадь вставленные буквы.

   Проверка. Оценивание (+, ?, - ).

 

-Выполняя это задание, какие орфограммы повторили?

 - Найдите среди данных слов слово с парной согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с безударной гласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

- Найдите среди данных слов слово с непризносимой согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.

 

 - Посмотрим на записанные слова.

Я загадала слово.

  - Оно -  двухсложное. (на доске – схема)

    - Тащил, писать, ковер, близкий, редкий, сердце, устный, солнце.

    - Ударение падает на второй слог. (на доске – схема)

         - Тащил, писать, ковер.

         - Глагол. (на доске – схема)

         - В этом слове два мягких согласных звука. (на доске – схема)

          - Писать.

 

 - Запишем это слово в тетрадь.

 - Образуем от этого слова глагол с приставкой. Запишем его. Выделим приставку.

 - Я тоже образовала слова с приставками. (призентация)

 

     записать

     написать

       описать

       списать

     выписать

 

 - Есть ли у вас такое слово, которого у меня нет? Прочитайте его.

 - Запишите одно мое слово, которого у вас нет. Выделите приставку.

 

 - Образуем от данного слова «писать» имя существительное  - одушевленное.

 - Писатель.

 - Запишем его.

 

 - Выделим во всех записанных словах корень.

 - Какой корень выделили?

 

 - Умный совенок задумался: писат…ль. Давайте поможем ему.

 - Какую букву вы написали?

 - В какой части слова пропущена буква?

 - В корне?

 - В суффиксе.

 

 

3. Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

 

 - На прошлом уроке мы образовывали слова при помощи приставок. Учились правильно писать слова с приставками.

 - А сегодня чем будем заниматься?

 - Образовывать слова при помощи суффиксов. Учиться правильно писать такие слова.

 

 - Суффиксы мы уже изучали. Собирали коллекцию суффиксов.

 - Выделите в этом слове суффикс.

 - Какую букву надо писать в этом суффиксе?

 - Вспомним. Учебник – стр.110.

 - Кто испытывает самолеты?

 - Кто воспитывает детей?

 

 - В каком словарном слове встречался  такой же суффикс?

 - Кто написал правильно?

 

 - Чем будем заниматься на уроке?

 - Образовывать слова при помощи суффиксов.

 - Для чего мы будем этому учиться?

 - Чтобы правильно писать слова.

 - Продолжим собирать коллекцию суффиксов. Для чего?

 - Запишем в нашу коллекцию суффикс – тель.

 

 

4. Первичное закрепление во внешней речи.

 

  - Откроем учебник на стр.117 №207.

 - Найдите строчку с суффиксом – тель.

 - Спишите ее.

 - Выделите суффикс.

На доске учащимися составляется план действий.

 - Прочитайте записанные слова.

 - Мы знаем, что суффиксы придают словам значение.

 - Какое значение придает словам суффикс – тель?

  - А теперь найдите ответ в задании учебника.

 - Профессия, род занятий.

 

 - Какой суффикс с таким же значением нам известен?

  - Работник театра, который подсказывает актерам слова их роли во время спектакля. (суфлер)

 - Суффикс – ер.

 - Работник театра, который накладывает гримм на лица артистов. (гример)

 - Человек, управляющий оркестром. (дирижер).

 - Зачем нам знать суффикс – ер, ведь мы не испытываем трудности при его написании.

 - Зная этот суффикс, мы сможем образовывать новые слова, обозначающие профессии, род занятий.

 

 - Познакомимся с другими суффиксами, обозначающие профессии, род занятий.

 - Учебник – стр.118 №209.

 - Прочитайте задание.

 - Прочитайте записанные слова.

 - Знакомы вам эти слова?

 - Малознакомы.

 - Почему? Как об этом сказано в задании?

 - Они – старинные.

 - Зачем знать старинные слова, ведь мы их не употребляем?

 - Прочитайте объяснение этих слов.

 - А теперь запишем под диктовку.

(Учитель читает объяснение слов. )

 - Проверьте. (презентация)

 - Выделите суффиксы.

 - Запишем новый суффикс – арь в коллекцию.

 - Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом – арь, а с другим?

 - Запишем это слово. Выделим суффикс. (рыбак)

 

 - №210.

 - Прочитаем задание.

 - Попробуем образовать современные слова с суффиксом – арь.

 - «Игра» - устно.

 - Какие суффиксы используют сегодня?

 - Продолжим игру. Я называю старинное слово, а вы – современное.

 

 - №211.

Составление плана действий. (списать, выделить суффиксы)

Работа в парах.

 - По очереди рассказать друг другу, какой суффикс будешь писать.

 - Прочитайте слова с суффиксом – чик.

 - Прочитайте слова с суффиксом…

  -Написание каких суффиксов вызвало затруднение?

Из коллекции суффиксов выбирают суффиксы, при написании которых испытывали затруднение.

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

Презентация

 

мыслить –                   сварка –

строить –                     переводить -

переписать -                воспитать -

камень –                       упаковка -

рассказ –

руководить - 

 

Презентация

Суффиксы.
Профессии, род занятий

тель                           чик

ёр                               щик

ак                               ист

 

6. Включение в систему знаний и повторение.

 

 - Вспомните, с каким еще значением мы знаем суффиксы. (уменьшительно – ласкательным)

 - Запишите три суффикса с уменьшительно – ласкательным значением.

 

 Суффиксы.
Уменьшительно – ласкательные

ок                            ушк

ик                            юшк

к                              еньк

 

 - Допишите остальные суффиксы.

 

7. Словарная работа.

 - Образуйте от словарных слов слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

 - Черный (черненький)

 - Огурец (огурчик)

 - Колыбель(колыбелька)

 - Язык (язычок)

 - Болото (болотце)

 

 - Образуйте от словарных слов новые слова. Используйте суффиксы прфессий.

 -  Корабель (корабельщик)

 - Победа (победитель)

 - Хоккей (хоккеист)

8. Отгадайте шарады.

 

 Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же -  в дневнике я и в журнале.

 

 

Мой корень в просьбе заключен.

В ней он озвучен и смягчен.

Приставка в воплощенье где – то.

На целое – все ждут ответа.

 

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс -  в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – ко мне на уроки пойдете.

 

9. Домашнее задашие

стр. 37 №5 – образовать 10 слов с изученными суффиксами (по выбору) ;

стр.36 №3 (можно воспользоваться орфографическим словарем)

 

 

10.Рефлексия.

 

 Заполнение листа.

 - Я умею образовывать слова с помощью суффиксов.

 - Знаю суффиксы со значением профессий.

 - Знаю уменьшительно – ласкательные суффиксы.

 - Трудные в написании суффиксы:...

 

 

 

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе

План-конспект урока русского языка в 4 классе

План-конспект урока  русского языка в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020