План-конспект урока русского языкав 3классе
УМК «Перспектива»
Программа курса «русского языка» Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, 3 класс
Тема урока: Как образуются слова. Образование слов при помощи суффиксов
Автор: Силантьева Елена Владимировна
Тип урока: урок изучения нового.
Цель: овладение учащимися новыми знаниями о суффиксе, продолжить работу над важнейшим значением суффиксов: образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; написание слов с суффиксами -тель, -чик, - щик.
Задачи:
Образовательные: научить школьников образовывать слова - предметы, обозначающие профессии, образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами; тренировать детей в образовании слов при помощи суффиксов.
Развивающие: развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения самостоятельно делать вывод; развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка, развитие интуиции и чувства языка учащихся при образовании слов при помощи суффиксов.
Воспитательные: пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; обучение культуре речевого общения со сверстниками при работе в парах.
Ход урока
1.Самоопределение к деятельности.
Пусть вопрос бывает труден –
Огорчаться мы не будем.
Сами мы ответ найдем!
К цели мы своей придем!
На доске – слова:
- Чем будем заниматься на уроке?
- Урок – открытия нового знания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
т…щил упако…ка радос…ный
дер…во бли…кий сер…це
п…сать подру…ка ус…ный
к…вер ре…кий опас…ный
пол…скал поса…кА со…це
- Запишите в тетрадь вставленные буквы.
Проверка. Оценивание (+, ?, - ).
-Выполняя это задание, какие орфограммы повторили?
- Найдите среди данных слов слово с парной согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.
- Найдите среди данных слов слово с безударной гласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.
- Найдите среди данных слов слово с непризносимой согласной. Запишите его. Выделите орфограмму. Запишите проверочное слово.
- Посмотрим на записанные слова.
Я загадала слово.
- Оно - двухсложное. (на доске – схема)
- Тащил, писать, ковер, близкий, редкий, сердце, устный, солнце.
- Ударение падает на второй слог. (на доске – схема)
- Тащил, писать, ковер.
- Глагол. (на доске – схема)
- В этом слове два мягких согласных звука. (на доске – схема)
- Писать.
- Запишем это слово в тетрадь.
- Образуем от этого слова глагол с приставкой. Запишем его. Выделим приставку.
- Я тоже образовала слова с приставками. (призентация)
записать
написать
описать
списать
выписать
- Есть ли у вас такое слово, которого у меня нет? Прочитайте его.
- Запишите одно мое слово, которого у вас нет. Выделите приставку.
- Образуем от данного слова «писать» имя существительное - одушевленное.
- Писатель.
- Запишем его.
- Выделим во всех записанных словах корень.
- Какой корень выделили?
- Умный совенок задумался: писат…ль. Давайте поможем ему.
- Какую букву вы написали?
- В какой части слова пропущена буква?
- В корне?
- В суффиксе.
3. Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
- На прошлом уроке мы образовывали слова при помощи приставок. Учились правильно писать слова с приставками.
- А сегодня чем будем заниматься?
- Образовывать слова при помощи суффиксов. Учиться правильно писать такие слова.
- Суффиксы мы уже изучали. Собирали коллекцию суффиксов.
- Выделите в этом слове суффикс.
- Какую букву надо писать в этом суффиксе?
- Вспомним. Учебник – стр.110.
- Кто испытывает самолеты?
- Кто воспитывает детей?
- В каком словарном слове встречался такой же суффикс?
- Кто написал правильно?
- Чем будем заниматься на уроке?
- Образовывать слова при помощи суффиксов.
- Для чего мы будем этому учиться?
- Чтобы правильно писать слова.
- Продолжим собирать коллекцию суффиксов. Для чего?
- Запишем в нашу коллекцию суффикс – тель.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откроем учебник на стр.117 №207.
- Найдите строчку с суффиксом – тель.
- Спишите ее.
- Выделите суффикс.
На доске учащимися составляется план действий.
- Прочитайте записанные слова.
- Мы знаем, что суффиксы придают словам значение.
- Какое значение придает словам суффикс – тель?
- А теперь найдите ответ в задании учебника.
- Профессия, род занятий.
- Какой суффикс с таким же значением нам известен?
- Работник театра, который подсказывает актерам слова их роли во время спектакля. (суфлер)
- Суффикс – ер.
- Работник театра, который накладывает гримм на лица артистов. (гример)
- Человек, управляющий оркестром. (дирижер).
- Зачем нам знать суффикс – ер, ведь мы не испытываем трудности при его написании.
- Зная этот суффикс, мы сможем образовывать новые слова, обозначающие профессии, род занятий.
- Познакомимся с другими суффиксами, обозначающие профессии, род занятий.
- Учебник – стр.118 №209.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте записанные слова.
- Знакомы вам эти слова?
- Малознакомы.
- Почему? Как об этом сказано в задании?
- Они – старинные.
- Зачем знать старинные слова, ведь мы их не употребляем?
- Прочитайте объяснение этих слов.
- А теперь запишем под диктовку.
(Учитель читает объяснение слов. )
- Проверьте. (презентация)
- Выделите суффиксы.
- Запишем новый суффикс – арь в коллекцию.
- Какое из данных слов сейчас употребляется не с суффиксом – арь, а с другим?
- Запишем это слово. Выделим суффикс. (рыбак)
- №210.
- Прочитаем задание.
- Попробуем образовать современные слова с суффиксом – арь.
- «Игра» - устно.
- Какие суффиксы используют сегодня?
- Продолжим игру. Я называю старинное слово, а вы – современное.
- №211.
Составление плана действий. (списать, выделить суффиксы)
Работа в парах.
- По очереди рассказать друг другу, какой суффикс будешь писать.
- Прочитайте слова с суффиксом – чик.
- Прочитайте слова с суффиксом…
-Написание каких суффиксов вызвало затруднение?
Из коллекции суффиксов выбирают суффиксы, при написании которых испытывали затруднение.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Презентация
мыслить – сварка –
строить – переводить -
переписать - воспитать -
камень – упаковка -
рассказ –
руководить -
Презентация
Суффиксы.
Профессии, род занятий
тель чик
ёр щик
ак ист
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Вспомните, с каким еще значением мы знаем суффиксы. (уменьшительно – ласкательным)
- Запишите три суффикса с уменьшительно – ласкательным значением.
Суффиксы.
Уменьшительно – ласкательные
ок ушк
ик юшк
к еньк
- Допишите остальные суффиксы.
7. Словарная работа.
- Образуйте от словарных слов слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Черный (черненький)
- Огурец (огурчик)
- Колыбель(колыбелька)
- Язык (язычок)
- Болото (болотце)
- Образуйте от словарных слов новые слова. Используйте суффиксы прфессий.
- Корабель (корабельщик)
- Победа (победитель)
- Хоккей (хоккеист)
8. Отгадайте шарады.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
Мой корень в просьбе заключен.
В ней он озвучен и смягчен.
Приставка в воплощенье где – то.
На целое – все ждут ответа.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – ко мне на уроки пойдете.
9. Домашнее задашие
стр. 37 №5 – образовать 10 слов с изученными суффиксами (по выбору) ;
стр.36 №3 (можно воспользоваться орфографическим словарем)
10.Рефлексия.
Заполнение листа.
- Я умею образовывать слова с помощью суффиксов.
- Знаю суффиксы со значением профессий.
- Знаю уменьшительно – ласкательные суффиксы.
- Трудные в написании суффиксы:...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.