План-конспект урока русского языка во 2 классе "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"

План-конспект урока русского языка во 2 классе "Однокоренные (родственные) слова. Корень слова"

Работа в классе +1
docx
Русский язык
2 кл
13.01.2020
Урок разработан для 2 класса по учебной программе Министерства РБ
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

План-конспект урока русского языка №61, 2 класс.docx

Надпись: ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ 
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА 
г. ГОМЕЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ
“СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №9 г. ГОМЕЛЯ”




ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока русского языка
во 2«В» классе
по теме: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова»

         Разработала:
                                                   учитель начальных классов, 
                                         Ι квалификационной категории 
                                             Курьянович  Ирина Сергеевна





Гомель
2019г.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Русский язык

Слово

Урок №61. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: изучение нового материала.

Цели урока:

учащиеся должны:

·        знать понятия «однокоренные (родственные) слова», «корень слова»; алгоритм выделения корня в словах;

·        уметь выделять корень в однокоренных словах; находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; оценивать конечные и промежуточные  результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной.

Задачи: формировать умения выделять корень в словах, находить в тексте однокоренные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; толковать значение слов через однокоренные слова; образовывать однокоренные слова-предметы, слова-признаки предметов; способствовать обогащению словаря учащихся; развивать внимание и интерес к  происхождению слов.

 

Учебно-методическое обеспечение: учебник (часть 2), рабочая тетрадь, тетрадь «Минутка чистописания», карточка игра-тест, карточки для индивидуальной работы, словарное слово, снежинки для работы в парах, снежки трех цветов для рефлексии, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение физкультминутки – песня «Солнышко лучистое».

 

Ход урока

1.     Организационный этап

-Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться.

– Проверим готовность к уроку.

 

2.     Этап проверки домашнего задания   

- Ребята, посмотрите на свои парты…. Как вы думаете, кто побывал у нас в гостях? (Ответы детей)

- Правильно. На переменке к нам в гости залетала Зимушка-зима и оставила для вас много интересных сюрпризов.

- И вот первый сюрприз вы уже нашли. Зимушка-зима приготовила снежинки-задания.

-Но прежде, чем приступить к их выполнению, давайте отгадаем загадку.

(Слайд 2)              Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

-Что это? (Корень слова)

-Давайте вспомним правило. Что такое корень слова и как его найти в слове.

(Слайд 3)

- Корень – главная, значимая часть слова.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.  В.А. Синицын

 

Выполнение снежинок-заданий.

-Соедините стрелками однокоренные слова обоих столбиков. Выделите корень в каждом слове.

снег                              бегун                        П

листик                          спорт

спортивный                 снеговик

бегать                           лист

- А теперь выполните  взаимопроверку.  (Слайд 4)

3.     Этап актуализации знаний и умений учащихся

·        Минутка чистописания

Учащиеся прописывают сочетания букв жи-ши

Стр.23 тетрадь «Минутка чистописания 2 класс»

·        Орфографическая разминка

Стр.23 тетрадь «Минутка чистописания 2 класс»

- Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните почему.

- Назовите однокоренные слова в этом тексте.

- Выделите корень в однокоренных словах. (- еж-, -стриж-)

 

4.     Этап изучения  новой темы

·        Формулировка  учащимися темы урока

- Так кто из вас уже догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока?

(Тема урока открывается на доске: «Однокоренные (родственные) слова. Корень слова»)

- Чему мы сегодня будем учиться? Что должны знать в конце урока? (Ответы учащихся)

На доске появляются цели урока:

уметь …,

знать …

 

- Да, сегодня мы продолжаем изучение этой темы. На уроке вы покажете свои знания, умения работать в парах, самостоятельно. Узнаете что-то новое по данной теме. Помните, важно не только самому выполнять задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всего класса.

 

·        Работа с учебником

Стр. 62, упражнение 97- устно.

- Найдите ошибки, которые допустила маленькая Маша. Объясните значение выделенных слов.

- Подумайте, являются ли эти слова однокоренными? Почему?

(Нет, не являются. Корень в словах одинаковый, но значения  слов разные.)

- Правильно, встречаются такие корни в словах, которые совпадают по звучанию и написанию, но имеют разное лексическое значение. Тогда такие слова не являются однокоренными (родственными).

 

Физкультминутка

(Слайд 5)

 

- Поработали, ребятки!

А теперь – все на зарядку!

Выполняются движения под песню «Солнышко лучистое»

-А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно!

 

Стр. 61, упражнение 99:

 П.1- устно, с комментированием, составление полных ответов.

 П.2- в парах, запись полных ответов.

 

·        Работа со словарным словом

(Слайд 6)

- Посмотрите, как пишется слово – УЧИТЕЛЬ.

-Поставьте ударение, назовите гласную, написание которой мы должны запомнить.

- Подумайте, а какое слово спряталось в слове учитель? (Ель)

На доске появляется изображение ели.

- Правильно. Подберите, пожалуйста, однокоренные слова  к слову ЕЛЬ. (Еловый, ельник, елка, елочка, ельничек, елочный)

- А теперь запишите словарное  слово УЧИТЕЛЬ  в тетрадях.

-Составьте устно  предложение с этим словом. (Ответы учащихся)

 

5.      Этап закрепления изученного материала

·        Работа в тетради

- Стр.78, задание 154  - выполняют в парах

(Проверка с доской)

- Стр.78, задание 155  - запись однокоренных слов на доске с комментированием и выделением корня.

(Ледяной, ледок, ледышка, гололёд)

 

6.     Этап обобщения и систематизации  изученного материала.

·        Работа в парах

- Зимушка-зима оставила для вас ещё одно задание. Она просит помощи  - засыпать, укрыть  снегом вот эту прекрасную ель… Но, для этого вы должны поработать в парах. Напишите  на снежинках однокоренные слова с корнем    –лес – .

(Учащиеся записывают на снежинках такие слова: лесник, лесок. лесовик, перелесок, лесничество, лесовоз, лесопилка, лесоруб, лесополоса, лесной, лесочек, лесозавод, лесничий.)

Учащиеся прикрепляют снежинки со словами на ель.

                           https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=ffb31e89f4342a4d0e18e16a2b7d1e29&n=13

                                          - лес –

 

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием.

 

7.     Этап контроля знаний и умений

·        Игра - тест  «Найди лишнее слово», зачеркни его.

 

1.     Вода, водичка, проводка, водяной, водный.               П

2.     Горький, горьковатый, горка, горечь.

3.     Пес, песочный, песок.

         Проверка и самооценка.

(Слайд 7)

 

8.     Этап информации о домашнем задании

Учебник: стр. 63, упражнение 102.

- Допишите подходящие по смыслу родственные слова, выделите в них корень.

 

- Творческое задание на карточках, по вариантам:

1 вариант – придумать однокоренные слова к слову снег,

2 вариант – придумать однокоренные слова к слову снежинка.

- Скажите, а какой корень в этих словах? Выделите его.

(Творческое задание дается учащимся с целью подготовки к работе над новой темой  на следующем уроке №62, где учащиеся будут знакомиться с явлением чередования согласных в корнях некоторых родственных слов).

 

9.     Этап подведения итогов  урока

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Какое задание на уроке было самым  трудным?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

 

10.  Рефлексия.

- Ребята, Зимушка-зима наблюдала за вами целый урок. Она очень довольна вашей работой на уроке, вашими успехами!

- И сейчас, я предлагаю вам подарить ей свои снежки.

-Белые снежки  подарят  Зимушке-зиме те ребята, у которых на уроке все получалось, голубые – те ребята, которым было что-то непонятно, а синие – те, кто ничего не понял.

                           https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d27/00143166-f86e1781/hello_html_m6a6fe29f.jpg  https://i.pinimg.com/736x/ca/6a/48/ca6a48ac4d2ab342b72ce9b76e1a62d1--folder-games-file-folder.jpg

(Слайд 8)

 

- Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Приложение к уроку

 

Мультимедийная презентация

Слайд1

 

Слайд 2

 

 Слайд3

Слайд 4

 

 

Слайд 5

 

 

Слайд 6

 

Слайд 7

 

 

Слайд 8

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)