Методическая разработка
урока окружающего мира
«Пётр I Великий»
для обучающихся 3 класса
по программе Н. Ф. Виноградова
Автор:
Семионычева Наталья Николаевна,
учитель первой квалификационной категории
МОУ «СОШ №3 города Вольска»
город Вольск
2013 - 2014 учебный год
Аннотация.
Данная работа представляет собой методическую разработку урока окружающего мира о жизни и деятельности Петра I в 3 классе (по программе Н.Ф. Виноградовой). В ней раскрывается, какие преобразования ввёл Пётр I в России, реализуется проблемный подход. Учащиеся в ходе коллективной, групповой, индивидуальной работы знакомятся с реформами Петра I , совершенствуют читательские умения и общеучебные навыки. Урок предусматривает использование на одном из этапов электронной презентации, позволяющей ввести учеников в историю правления Петра I. В разработке дан разнообразный фактический материал правления Петра I и предлагаются практические пути организации проблемного анализа исторических событий.
Содержание.
Данный урок является первым в системе уроков по изучению периода правления Петра. Первый урок предусматривает знакомство с основными реформами Петра I и повторение ранее изученных первых русских царей. Повторение предполагается провести в виде игры или викторины, а реформы представить с помощью электронной презентации, в ходе которой ученики пополняют ларец, помогающий удержать в памяти основные факты преобразований. Этот урок создаст основу для дальнейшего изучения деятельности Петра I.
Урок начинается с актуализации знаний учащихся. Им предлагается прослушать стихотворение, рассмотреть предметы и ответить на вопрос: «Кому могли принадлежать эти предметы?» Коллективное обсуждение позволит учащимся вспомнить, кто был первым русским царём и подведёт их к проблеме урока.
Для формулировки проблемы используется отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Решить проблему обучающимся предлагается методом исследования на основе плана. Для знакомства учащихся с Петром I используется электронная презентация. Пётр I Великий – русский царь и первый российский император, создатель русского флота, основатель Санкт-Петербурга, полководец и дипломат, сумевший провести самые радикальные реформы в истории России. Обучающиеся попадают в историческую эпоху и сами становятся участниками творческого процесса.
Основную часть урока составляет работа с информационными материалами. Чтобы решить поставленную проблему, надо на примере этой темы рассмотреть процесс развития, становления и укрепления государства, вырастания до уровня великой державы, становление абсолютизма, а также выделить роль личности в истории. Этот список можно продолжать еще долго, но необходимо выделить военно-морской флот, который по праву считается детищем Петра, так как ранее отсутствовал в России.
Пётр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Пётр I был очень цельной натурой.
Оценивая положительное значение преобразований Петра в истории России, надо помнить, что в петровский период было сделано много положительного для развития российского государства.
На заключительном этапе урока подводятся итоги исследования проблемы. В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображён взвившийся на дыбы конь, а на нём могучий всадник, правой рукой указывающий на Академию наук, Университет, Академию художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: «Перед вами храм науки и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»
Домашнее задание дается на трёх уровнях. Высокий – подготовить презентацию о достопримечательностях города Санкт-Петербурга. Средний – объяснить слова Петра I: «Моя жизнь посвящена служению общему делу – процветанию России» (РТ с. 7 №13). Низкий – составить план рассказа «Пётр I Великий», используя факты из «Ларца знаний» (РТ с. 7 №12)
Таким образом, содержание урока направлено на достижение следующих результатов:
- обогащение представлений учащихся о личности Петра I , его преобразованиях;
- формирование исследовательских умений и навыков учащихся;
- интеллектуальное и нравственное развитие учеников.
Введение.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития.
Исследовательский подход соответствует компетентностной модели образования, которая отказывается от готовых знаний «на все случаи жизни», а предполагает формирование умений эти знания добывать. Сущность происходящих в образовании процессов хорошо выражает китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Организация образовательного процесса в форме учебной деятельности и лежит в основе современного урока окружающего мира.
Как правило, одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий вопрос. Следовательно, в сочетании с исследовательским методом, необходимо использовать технологии дифференцированного обучения, для развития учебно-познавательной активности младших школьников разного уровня восприятия знаний.
Методическое обоснование темы.
Исследовательский анализ Петра I вполне оправдан. Приход к власти Петра I в конце XVII века оказал решающее влияние на судьбу Российского государства. В начале XVIII века при Петре I был создан первый русский флот, ставшим одним из сильнейших в Европе, открыт первый музей, напечатана первая русская газета и введен новый календарь. Он вошел в историю как царь – реформатор. Петр I всегда стремился сделать Россию великой страной, подчеркивал её могущество, следовал традициям русского народа.
Методические рекомендации по проведению урока.
Изучение Петра I по программе Н. Ф. Виноградовой имеет свои особенности. В отличие от других программ оно отнесено не ко 2, а 3 классу и входит в тему «Наша Родина: от Руси до России». Интерес к истории в современной России несомненен. Это и понятно: известно, что усиление внимания к историческому прошлому всегда сопутствует важным периодам развития страны. В немалой степени то, что будет происходить в будущем, определяется знаниями и пониманием того, что было в прошлом. Значит, обучающиеся должны изучать историю России как составную часть предмета «Окружающий мир», видеть в нём как традиции, так и новаторство.
История России до Петра I Великого и после него знала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они были направлены на укрепление господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости.
Преобразовательная деятельность Петра отличалась
неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремлённостью, смелостью в
ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Петру
пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались
слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара. Исследовательский анализ исторических
фактов требует активной позиции учителя. Создав проблемную ситуацию, он должен
довести учеников до её разрешения. Как правило, для разрешения ключевой
проблемы надо решить ряд частных проблем. Степень самостоятельности учащихся
при этом должна повышаться. Так, если определить личностные
качества Петра I, ученики, действуя в
группах, используя полученный опыт, могут легко определить,
какой вклад внёс Пётр I в развитие России, а на заключительном
этапе отвечают на проблемный вопрос самостоятельно, находя аргументы в исторических
фактах.
Использование ИКТ на уроке может существенно повысить его эффективность. Электронная презентация на данном уроке позволяет не только познакомить учащихся с историей правления Петра I, но и раскрыть особенности его характера, так как для понимания конечного результата полезно знать, какие новшества ввёл Пётр I. Презентация дает зрительную опору, облегчающую запоминание, и позволяет при необходимости вернуться к нужному материалу.
Исследовательский анализ «В чём величие Петра» поможет учащимся сформировать представление о преобразованиях, которые произошли при Петре I.
План урока.
Тема программы: «Наша Родина: от Руси до России»
Тема урока: «Пётр I Великий»
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Цель методическая: сформировать представления учащихся о жизни и деятельности Петра I и его преобразованиях
Цели образовательные:
1. Цели обучения.
Развивать интерес к истории России, развитие умения осознанного чтения с целью получения и использования информации, развитие умения строить речевое выказывание в устной форме и делать выводы.
2. Цели развития.
Развитие умения планировать, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
3. Цели воспитания.
Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска с проектором, карточки с заданиями, конверт, картинки с изображением основных преобразований Петра I.
Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, история
Средства обучения: учебник, информационные карты, электронная презентация, печатные карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Форма деятельности |
Способ организации деятельности |
1. Актуализация знаний учащихся. Установление связи с изученным. |
Путешествие по страницам истории.
|
Организует обсуждение стихотворения. Обобщает ответы учащихся.
|
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируя ответы примерами из текстов. |
Беседа |
Фронтальный |
2. Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы. |
Знакомство с одним из известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив её в одну из великих держав мира. |
Сообщает тему и цели урока. Предлагает материал для создания проблемной ситуации. Организует поиск путей решения проблемы по плану. |
Записывают тему и план урока. |
Сообщение, беседа, опорная запись |
Фронтальный |
3. Осознание и осмысление учебной информации |
|
|
|
|
|
1) Подготовка учащихся к исследованию информационных материалов. |
Исследование материалов позволит нам определить личностные качества Петра I. |
Организует индивидуальную работу учащихся с карточками. Помогает спланировать дальнейшую познавательную деятельность учащихся. Организует проговаривание правил работы в группе. |
Планируют свою дальнейшую познавательную деятельность с целью получения необходимых знаний. |
Работа с текстом, беседа |
Фронтальный |
2) Работа с текстом учебника. |
Работа с учебником на странице 20 прочитать 2 абзац, странице 22, рубрику «Удивительный мир». |
Организует индивидуальную работу учащихся с текстом. |
Работают с текстом, анализируют содержание, делают соответствующие пометки в тексте. Работают в группе, обмениваются информацией, дополняют ответы других. |
Работа с текстом, опорная запись, обсуждение результатов |
Индивидуаль ный, фронтальный |
3) Дидактическая игра. |
Сложить 1 вариант из четырёхугольников прямоугольник, а 2 вариант из треугольников прямоугольник. |
Инструктирует участников каждой группы. |
Находят, анализируют, обсуждают. Представляют результаты обсуждения. |
Работа с геометрическими фигурами |
Индивидуальный |
4) Самостоятельное обнаружение признаков поставленной проблемы |
Работа с историческими документами. |
Ставит перед учениками задачу: самостоятельно найти информацию из исторического документа. |
Анализируют текст, находят аргументы, готовят устный развернутый ответ, участвуют в обсуждении. |
Самостоятельная работа с текстом, дискуссия |
Индивидуальный, фронтальный |
5) Подведение итогов решения проблемы |
Восстановление исторического факта. |
Помогает учащимся собрать пазл.
|
Собирают пазл, комментируют и делают выводы. |
Игра |
Фронтальный |
4. Рефлексия |
Соотнесение проблемы с собственным жизненным опытом. |
Предлагает выбрать один из корабликов |
Обмениваются мнениями. |
Игра |
Фронтальный |
5. Дифференцированное домашнее задание. |
Объяснить слова Петра I (РТ с. 7 №13). Подготовить презентацию о достопримечательностях города Санкт-Петербурга. Составь план рассказа «Пётр I Великий» (РТ с. 7 №12) |
Комментирует домашнее задание, дает практические рекомендации по его оформлению. |
Записывают домашнее задание |
|
|
Конспект урока.
1. Актуализация знаний учащихся. Установление связи с изученным. Подумаем вместе…
Учитель: включить заставку ИКТ Слайд
- Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам истории.
Наша дорога лежит в Российское государство.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить»
Ф.И.Тютчев
2. Сообщение темы и цели урока. Запись темы. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на доску. ИКТ Слайд
- Знаете ли вы что изображено?
Ученик: Скипетр, держава, шапка Мономаха.
Учитель:
- Как вы думаете, кому могли принадлежать эти предметы?
Ученик: Царю
Учитель:
- Действительно – это вещи, которые принадлежат царю, они называются царскими регалиями. Кто был первым из русских царей, которого венчали на царство?
Ученик: Иван IV Грозный.
Учитель:
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним из известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив её в одну из великих держав мира. Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник, ИКТ Слайд
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Кто догадался, о ком идёт речь?
Ученик: О Петре Первом.
Учитель:
- Попробуйте определить тему урока.
Ученик: Пётр I Великий.
(На доске портрет Петра I и тема урока)
Учитель:
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить «В ЧЁМ ВЕЛИЧИЕ ПЕТРА?» (На доске)
- Но для того, чтобы решить эту проблему мы проведём исследование по плану и ответим на вопрос: Почему Петра I называют Великим? (На доске)
План (На доске).
1) Личные качества Петра I.
2) Какой вклад внёс Пётр I в развитие России.
3) Пётр – первый император России.
- На столах у вас «Ларец знаний», который будет пополняться знаками, определяющих новые знания на протяжении всего урока.
Пустой слайд
3. Осознание и осмысление учебной информации.
Учитель:
- Чтобы ответить на первый пункт плана, нам необходимо провести исследование информационных материалов из исторических источников. Исследование материалов позволит нам определить личностные качества Петра I. Работаем по информационным картам №1.
Учитель:
О каких положительных характеристиках вы прочитали?
Ученик: Сильный, любознательный, требовательный. (прикрепить на доске)
Учитель: ИКТ слайд
- Представьте себе великана, целой головой выше любой толпы. Ему трудно было сидеть на одном месте. Руки его вечно были в работе.
- Когда Петру было десять лет, он был провозглашен царем.
- Такой царь появился в России в конце 17, начале 18 века.
Слайд картина Серова
Учитель:
- Продолжим характеризовать Петра I, обратимся к репродукции картины художника Серова Пётр I.
- В учебнике на странице двадцатой во 2 абзаце найдите слова, которые ярко характеризуют движение Петра I.
Учитель:
- Зачитайте.
- Картина даёт яркое представление о российском царе – решительном, энергичном, смелом человеке, готовом к новым преобразованиям. (прикрепляю слова)
Пустой слайд
Учитель:
- Какими ещё качествами обладал Пётр I. Вы можете узнать информацию из исторического документа, на странице 22, прочитав рубрику «Удивительный мир». Выберите из текста слова и словосочетания, характеризующие Петра I.
- Зачитайте.
Учитель:
- Обобщим сложившееся о Петре I представление, посмотрев фрагмент фильма «Россия молодая».
Учитель:
- Каким положительным качеством обладал Пётр I?
Ученики: Трудолюбием (прикрепляю слово).
Пустой слайд
Учитель:
- Как вы думаете, к какой части речи относятся данные слова?
Ученик: Это имена прилагательные.
Учитель:
- Что обозначают имена прилагательные?
Ученик: Признак предмета, характеризуют качества личности.
Учитель:
- При помощи имён прилагательных мы провели, исследовали по первому пункту плана и выяснили, какими яркими положительными качествами обладал царь Пётр.
4. ФИЗПАУЗА.
- Любому исследователю необходим отдых.
- Нам нужные зоркие глаза (вращение глазами вправо, влево, вверх, вниз). Встаньте нам нужные ловкие руки (руки в замке, вращение). Мы должны быть такими же активными и энергичными, как Пётр I на протяжении всего урока (наклоны вправо, влево, потянулись).
- Сядьте.
- Переходим к следующему пункту плана исследования.
Учитель:
- Много нового появилось в России при Петре I. Ваша задача выяснить, какие изменения внёс Пётр I.
- На каждой парте вы найдёте справочный исторический материал на информационной карте №2. (ИКТ Слайд)
Ученики:
1. Мы празднуем Новый год 1 января – это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.
2. Пётр I открыл первый музей «Кунсткамера»,
3. Первую публичную (доступную всем) библиотеку,
4. Упростил древнерусский алфавит.
5. При нём стали выпускать первую печатную газету «Ведомости»
Учитель:
- Пополним «Ларец знаний».
Пустой слайд
5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
Учитель:
- У вас на партах лежит конверт с геометрическими фигурами. Посмотрите
- Какие фигуры вы увидели?
Ученик: Треугольники, прямоугольники.
Учитель:
- Сложите 1 вариант из четырёхугольников прямоугольник, а 2 вариант из треугольников прямоугольник.
- Что вы сложили?
Ученик: Флаг Российской Федерации. Андреевский флаг.
Учитель:
- Как распределили цвета?
Ученик: белый, синий, красный
Учитель:
- Кто помнит, что обозначает каждый цвет?
Ученик: Белый – означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.
Синий – цвет веры и верности, постоянства.
Красный – символизирует энергию, силу.
Учитель:
- 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёх полосный флаг использовался на военных кораблях до 1712 года.
- С 1712 году в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест.
Учитель:
- Пополним «Ларец знаний».
Учитель:
- Посмотрите фрагмент фильма «Россия молодая»
ИКТ Фильм
Учитель:
- Что нового ещё внёс Пётр I в историю России?
Ученик: Создал морской флот. ИКТ слайд - вопросы
Учитель:
- У вас на партах исторические документы. Подумайте и найдите ответы на вопросы по информационной карте №3. У каждого ряда свой вопрос.
1. 1 ряд отвечает на вопрос: Когда юный царь впервые задумался о создании морского флота?
Ученик: Однажды маленький Пётр нашёл брошенную лодку. Это оказался английский бот. Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро. Пётр навсегда заболел корабельным делом.
2. 2 ряд отвечает на вопрос: Зачем России нужны сильный флот и армия?
Ученик: Пётр 1 понимал, что Россия должна стать сильной, богатой страной. А для этого у неё должны быть сильный флот и армия.
3. 3 ряд на вопрос: Что по мнению Петра 1 необходимо предпринять, чтобы у России был собственный флот?
Ученик: Для этого нужно было учиться. И царь отправляется в Европу. Он учился строить корабли: сначала в Голландии, а затем в Англии. Его так и звали: «Пётр-плотник». Вернувшись в Россию, Пётр I решил: «Морским судам в России быть!»
Учитель:
ИКТ Слайд
- Когда был принят указ о создании морского флота?
Ученик: 20 октября 1696 года Пётр I издал указ о создании морского флота.
Учитель:
- 20 октября 1696 года считают днём рождения Российского военно-морского флота.
Учитель:
- Пополните «Ларец знаний».
Учитель:
- Продолжаем наше исследование. Внимание на экран (фрагмент мультфильма)
Учитель:
- О каком городе идёт речь?
Ученик: О городе Санкт-Петербурге.
Учитель:
- Кто является основателем города?
Ученик: Пётр I.
Учитель:
- На берегу какой реки построен город?
Ученик: На берегу реки Невы.
Учитель:
- Кто запомнил дату провозглашения города Санкт-Петербурга столицей России?
Ученик: 1712 год.
Учитель:
- Перед вами план-карта города Санкт-Петербурга, Пётр I разработал её сам.
Не забудьте пополнить «Ларец знаний».
Пустой Слайд
Учитель:
- Поднимите руки, кто любит собирать пазлы?
- Переходим к последнему пункту нашего плана.
- Вам предстоит восстановить исторический факт. 2 ученика работают у доски, остальные работают в парах. У вас на столах файл с пазлами, соберите фразу.
- Какая фраза у вас получилась?
Ученик: С1721 года Россия – империя, Пётр I – император.
Учитель:
- Для того чтобы понять смысл слов империя, император, обратимся к электронному толковому словарю. (Для этого кликнем по гиперссылке).
- В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца отечества и Императора Всероссийского.
Пустой Слайд
6. Закрепление изученных знаний. Подведение итогов исследования.
- Подведём итоги нашего исследования.
- Какие положительные качества характеризуют Петра I?
- Воспользуемся «Ларцом знаний», так как мы подошли к решению нашей главной проблемы. Ответим на вопрос:
- Можем ли мы назвать Петра I Великим по его делам?
- В чём величие Петра I?
Учитель:
- В царствовании Петра I Россия стала могущественной державой. Всю свою жизнь царь заботился о пользе Отечества. Поэтому и назвали Петра I Великим.
ИКТ Слайд
- Проверим полученные знания, ответив на вопросы теста.
- У вас на партах лежат тесты, внимательно читайте вопрос и в пустом квадрате отметьте правильный ответ. Приступили к работе.
7. Комментарий по результатам теста.
- После урока я проверю ваши тесты и передам вашему учителю.
Учитель:
ИКТ Слайд
В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображён взвившийся на дыбы конь, а на нём могучий всадник, правой рукой указывающий на Академию наук, Университет, Академию художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: «Перед вами храм науки и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»
8. Оценка деятельности.
- У вас на партах лежат кораблики синего и белого цвета.
- Поднимите синий кораблик, если вам на уроке понравилось работать, и вы узнали что-то новое.
- Поднимите белый кораблик, если у вас остались какие-то вопросы.
- За добросовестную службу Пётр I награждал своих подданных деньгами. И я хочу поощрить вас за активную работу на уроке имитацией денег времён Петра I.
9. Домашнее задание.
У вас на партах лежит домашнее задание, выберите 1 задание и выполните к следующему уроку.
1 задание по выбору.
1. Объяснить слова Петра I: «Моя жизнь посвящена служению общему делу – процветанию России» (РТ с. 7 №13).
2. Подготовить презентацию о достопримечательностях города Санкт-Петербурга.
3. Составь план рассказа «Пётр I Великий», используя факты из «Ларца знаний» (РТ с. 7 №12)
Заключение
Данный урок помогает раскрыть Петровские реформы, установленные в России, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула российского монарха – Пётр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Таким образом было оформлено то, к чему шёл Пётр все годы своего царствования – создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не признать – Пётр Великий является одной из самых заметных фигур мировой истории.
Литература для учащихся.
1. «Окружающий мир» учебник 3 кл., авт. Н. Ф. Виноградова, ООО Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 г.
2. Электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Литература для учителя.
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. Москва: Вентана – Граф, 2011 г.
2. Видеоматериалы из «Истории Государства Российского» (по Карамзину)
http://www.youtube.com/watch?v=CKKfCOd377k&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=wCWc0h1veCg&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=LY8PoEFZ2m0
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.