Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
План-конспект занятия по теме:
Изготовление сувенира - оберега
«Берестяной ангел»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Кучумова Динара Нагимовна
Барда 2020
Тема: Изготовление сувенира - оберега
«Берестяной ангел»
Год обучения: первый
Раздел программы: «Берестяночка» (изготовление объемных изделий из бересты).
Образовательная программа: «Берендей»
Цель:
-Научить детей изготовить из бересты сувенир - оберег «Берестяной ангел».
Задачи:
-Познакомить с историей бересты, особенностями работы с данным материалом.
- Развивать внимание, образное мышление, художественный вкус, творческое воображение, мелкую моторику.
- Формировать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, положительную самооценку, интерес детей к декоративно-прикладному творчеству
Оборудование
и материалы:
Шаблоны деталей оберега, очищенная береста, карандаши,
ножницы, клей «Момент», дырокол, украшения из бересты, компьютер, проектор
для демонстрации слайдов по теме занятия, технологическая карта, готовый
образец сувенира.
План занятия:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Объяснение нового материала (7 мин.)
- Сообщение темы занятия.
Презентация (на экране)
- Сообщение цели занятия.
3.Практическая часть (25-30 мин.)
-Инструктаж по ТБ (работа с ножницами, с клеем).
- Анализ образца сувенира - оберега (разные варианты оформления, технологическая карта).
- Самостоятельная работа (технологическая карта).
- Индивидуальная помощь.
4. Итог занятия (5 мин.)
5.Рефлексия.
6.Уборка рабочих мест.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Кучумова Динара Нагимовна. Я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества.
2.Объяснение нового материала:
Педагог:
Тема нашего занятия «Изготовление сувенира-оберега «Берестяной ангел».
Вопросы к обучающимся:
- Ребята, что такое береста?
Ответы детей: Береста – это верхний слой березовой коры. ( После
ответа показ слайдов)
Педагог: Береста - это верхний слой коры березы. Ее древнее название «бересто»
известно с XV в. Позднее она стала называться «береста»)
Педагог: Какими свойствами обладает береста?
Ответы детей: Береста - это природный, красивый, легкий материал.
Педагог: Это удивительно
пластичный и теплый материал. Береста насчитывает около ста цветовых оттенков:
от белого, бледно-розового, янтарно - золотистого до темно-коричневого.
Педагог: Когда и где заготавливают бересту?
Ответы детей: Бересту заготавливают весной.
Педагог: Заготавливают
бересту в конце мая – в июне, когда дерево полно соков и береста легко отстает
от основной коры. Если ее снимают со ствола дерева умело, не повреждая
следующий слой коры, то это не вредит дереву, и через несколько лет у дерева
появится новая белая одежда.
Педагог: Что изготавливали из бересты раньше, в давние времена?
Ответы детей: туеса, короба, лапти, шкатулки, корзинки для
хранения соли, украшения, сувениры.
Педагог: В специально приготовленных туесах - коробах хранились жидкие вещества
– молоко, сметана, масло, мед, соленая рыба и многое другое. Все эти продукты
могли храниться бесконечно долго, потому что береста обладает великолепными
бактерицидными свойствами. Из специально обработанной бересты изготавливались
сумки, одежда, влагоустойчивая обувь, которые по своим качествам не уступают
изделиям из кожи.
Педагог: А сейчас я хочу с вами поговорить об оберегах. А вы знаете, что означает слово «оберег»? Для чего он нужен?
Ответы детей: Оберег – это своего рода талисман или предмет,
который оберегает человека от злых духов, нечистой силы и всяческих бед.
Педагог: Ребята, а кто такой ангел?
Ответы детей: Это хранитель.
Педагог: Их бывает много по назначению. Ангел покоя, ангел счастья, ангел гармонии. А этот ангел у нас будет берестяным к оторый охраняет здоровье и спокойствие духа.
Практическая
работа.
Педагог: Ребята, посмотрите, на столе у вас лежат инструменты и материалы. Давайте
вспомним правила техники безопасности с ножницами и клеем.
Техника
безопасности при работе с ножницами:
1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами
к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
2.Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны
быть сомкнуты.
3.Передавать ножницы следует кольцами вперед, с
сомкнутыми лезвиями.
4.Нельзя класть ножницы на край стола.
5.При работе следить за линией разреза.
Техника
безопасности при работе с клеем:
Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть
испачканными руками глаза.
Нельзя отвлекаться при работе с клеем.
Нельзя размазывать клей пальцами.
После окончания работы промыть руки с мылом.
Педагог: Ребята, у вас на столах лежат шаблоны ангела, назовите какие?
Ответы детей: Платьице, рубаха, крылья, шея, голова.
Педагог: Приступаем к
изготовлению ангела.
Этапы работы:
1. Обвести на бересте шаблоны деталей.
2. Вырезать детали сувенира (голова, шея, платье, рубаха, крылья).
3. Платье свернуть в рожок и соединить края, смазав клеем.
4. С помощью дырокола сделать отверстие на детали рубахи.
5. Рубаху надеть на платьице, соединить по середине и склеить.
6. Полоску бересты, согнуть так, чтобы с одной стороны образовалась петля, а с другой свободный конец для соединения головы с платьицем.
7. Готовую петельку соединить с платьицем.
8. Деталь головы скрутить в цилиндрическую форму и соединить с шеей ангела.
9. Оформление низа платья, переда рубахи, крыльев готовыми украшениями из бересты.
10. После склеивания и сборки у нас получается – берестяной ангелочек, который является сувениром - оберегом.
4. Итог(5 мин.)
Мобилизация детей на самооценку, оценивание
работоспособности, психологического настроения, результативности работы,
содержания и полезности работы.
Педагог:
Ребята,
чему мы с вами научились, с каким материалом работали?
Ответы детей: Научились делать изделие из бересты - ангела, работали с берестой.
Педагог: Где можно применить ваш сувенир?
Ответы детей: Подарок, украшение елки, оберег для дома.
Педагог: Понравилось - ли вам занятие и работать со мной?
5.
Рефлексивно - оценочный этап.
Педагог: Ребята, перед вами лежат конвертики со смайликами. Поднимите смайлик
соответствующий вашему настроению!
Педагог: Посмотрите, какими разными, забавными, милыми получились ваши «Берестяные ангелы». Я желаю вам, чтобы ваши ангелы приносили вам только радость и удачу! Спасибо за занятие! До свидания!
6. Уборка рабочих мест.
Прошу произвести уборку своих рабочих мест.
Приложение
Этапы работы:
1. Обвести на бересте шаблоны деталей.
2. Вырезать детали сувенира (голова, шея, платье, рубаха, крылья).
3. Платье свернуть в рожок и соединить края, смазав клеем.
4.С помощью дырокола сделать отверстие на детали рубахи.
5. Рубаху надеть на платьице, соединить по середине и склеить.
6. Полоску бересты согнуть так, чтобы с одной стороны образовалась петля, а с другой свободный конец для соединения головы с платьицем.
7. Готовую петельку соединить с платьем.
8. Деталь головы скрутить в цилиндрическую форму и соединить с шеей ангела.
9. Оформление низа платья, переда рубахи, крыльев готовыми украшениями из бересты.
10. После склеивания и сборки у нас получается – берестяной ангелочек, который является сувениром - оберегом.
Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем
Техника безопасности при работе с ножницами:
1.Ножницы во время работы класть справа, кольцами
к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
2.Лезвия ножниц в не рабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3.Передавать ножницы следует кольцами вперед, с
сомкнутыми лезвиями.
4.Нельзя класть ножницы на край стола.
5.При работе следить за линией разреза.
Техника безопасности при работе с клеем:
1.Клей нельзя нюхать, класть в рот, тереть испачканными руками глаза.
2.Нельзя отвлекаться при работе с клеем.
3.Нельзя размазывать клей пальцами.
4.После окончания работы промыть руки с мылом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.