План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа»
Оценка 4.8

План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
труд
2 кл—4 кл
13.05.2020
План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа»
План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа» по технологии в творческом объединении «Народные мастера» 2-х классов МОУ СОШ №64 им.Б.Ручьева на тему «Оберег – традиционная народная игрушка» Руководитель: Лиданова Светлана Юрьевна
«Оберег – традиционная народная игрушка».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа»

по технологии

в творческом объединении «Народные мастера» 2-х классов МОУ СОШ №64 им.Б.Ручьева

на тему «Оберег – традиционная народная игрушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Разработал: Лиданова С.Ю.

                                                 Педагог дополнительного образования                    

                                                    детей и взрослых»

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2017

Тема занятия: Оберег – традиционная народная игрушка.

Дата проведения:

Обучающиеся начальной школы: сборная группа 2-х классов (12 девочек, 10мальчиков) 8-9 лет.

Цель: Развитие интереса обучающихся к старинным традициям и обрядам русского народа. Изготовить оберег  «Домовенок».

Задачи:

1. Формировать знания о народной текстильной кукле, расширить кругозор учащихся об ее использовании в быту и обрядах, формировать умение изготавливать  куклу, используя глазомер, рассчитывать количество ткани

2. Воспитывать любовь и уважения к народным традициям, трудолюбие, бережливость,  эстетический вкус.

3. Расширить кругозор обучающихся.

4. Развить творческие способности учащихся.

Форма учебного занятия: практическое занятие.

Фома организации работы: групповая.

Образовательные технологии.

Материально-техническое оснащение занятия: Проектор (презентация по теме), примеры русских оберегов (фото и картинки), шаблоны, инструкционная карта. Материалы (вата, картон, бумага, ткань) и инструменты (ножницы, клей) для работы на каждого обучающегося.

План занятия.

1. Введение в тему. (8 минут)

2. Сообщение темы занятия. (3 мин.)

3. Анализ образца. (5 мин.)

4. Повторение техники безопасной работы с ножницами, клеем. (2 мин.)

5. Практическая часть. (20 мин.)

6. Итог. (5 мин.)

Ход занятия.

Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования.

Введение в тему. (10 мин.)

Обращаю ваше внимание, на доске вы видите фотографии. Что объединяет все эти фотографии?  Правильно. Все это – обереги. Сегодня  мы поговорим о русских народных оберегах. Внимание на экран.

2 слайд. В точности игрушки-обереги соответствуют своему названию, их призвание — оберегать людей. Защищать своего носителя от любого направленного негативного воздействия, каким бы оно ни было и откуда бы ни исходило. Обереги могут защищать своего хозяина и от любого воздействия на его психику, на душу, на эмоциональную сферу. Они будут охранять вас от навязывания чужой воли, приворотов, внушений извне и от тяжелых депрессий.

3 слайд. Материалом служило все, что было под рукой: ткани, нитки, солома, лыко, лен. Каждая кукла изготавливалась с определенной целью, но все они служили оберегом,   служили защите дома, семьи  от злых сил.

4 слайд. У славянских кукол оберегов есть одна особенность – отсутствие лица. Считалось, что отсутствие лица не позволяет вселиться в куклу злому духу. При изготовлении куклы оберега строго соблюдалось правило – не использовать нитку с иголкой и ножницы, дабы не нанести ей вред. В русской избе обязательно жили разные куклы-обереги, у каждой из которых было свое назначение.  Кукол  не разбрасывали, где придется, а аккуратно хранили в сундуках и корзинах, и передавали их по наследству.

5 слайд. Оберег - зайчик. Зайчик – друг, которому можно поведать свои тайны, рассказать о том, что на душе твориться, пожаловаться, если что не так. Нянюшку делали малышам, которые уже начинали ходить и выходить из дома на улицу. Считалось, что эта куколка обережёт ребёнка от нечаянных страхов, от встречи с неведомым.

6 слайд. Многорукая кукла из соломы или лыка всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и оберегала их труд.

7 слайд. «Божье око» помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видно входящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает внимание входящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцам дома.

8 слайд. Одним из самых важных оберегов был – Плетень. Первый барьер на пути вражеских сил, он защищал людей, не пуская во двор чужаков и злых сил. Переплетение прутьев символизировало тесные семейные связи, крепкие дружеские отношения.

9 слайд. Славянский оберег, символ удачи и благополучия. Если подвесить подкову вверх «ножками», то она принесет в дом достаток, вниз – защитит от злых духов.

10 - 12 слайд. Веник – оберег считается лучшим подарком для домового. Лучше всего такой оберег размещать на кухне, т.к. она является теплым и уютным местом, полной разных вкусностей. Дело всей жизни домового – забота о поддержании достатка, уюта и лада в доме. Говорят, домовой и до сих пор живет в каждой деревенской избе, только не каждому это известно.

Сообщение темы занятия. (3 мин.)

Сегодня речь пойдет об особом обереге – домовенке. Их изготавливали по – разному из подручных материалов: лепили из соленого теста; изготавливали кукол из мешковины; соломы; лоскутов тканей. (фотографии)

Рассмотрим материалы перед вами. Что нам понадобится для изготовлении оберега? (картон, бумага, вата, лоскуты ткани)

Какими инструментами мы будем пользоваться? (ножницы, клей, кисть, фломастеры, карандаш)

Рассмотрим образец. (5 мин.)

Наш домовенок выполнен в технике «аппликация». На картон приклеиваются детали из лоскутов ткани (рубаха, рукавицы, валенки или лапти, шляпа). Густые брови, усы и борода изготавливаются из ваты. Само лицо дедушки мы вырежем из бумаги.

Определение последовательности работы.

Работа по индивидуальным карточкам (технологические карты).  Перед вами карточки с этапами работы над куклой оберегом.

1.По шаблону разметьте и вырежьте круг из ткани.

2.По шаблонам разметьте и вырежьте остальные детали композиции из ткани: варежки, шляпу и валенки.

3.Составьте на картоне домовенка из получившихся деталей.

4.Наклейте ткань на основу (детали из ткани наклеить на картон).

5.По шаблону изготовьте лицо из бумаги. Нарисуйте глаза. Приклейте нос – конус (шаблон полукруг).

6.Скатайте из ваты усы и наклейте на домовенка.

7.Вырежьте готовый оберег по контуру, отступая 1 см от ткани.

Повторение техники безопасной работы с ножницами, клеем. (2 мин.)

Практическая часть. (20 мин.)

По технологическим картам ребята приступают к изготовлению домовят.

Итог. (5 мин.)

Наша  кукла-оберег  готова! Вы молодцы! Славно потрудились!  

Анализ выполненных работ.

Вопросы:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. Что было для вас трудно в практической части?

Вот такие получились домовята. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несут в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Выставка готовых поделок.

Самоанализ занятия.

 

Занятие проводилось в классе со сборной группой третьих классов, в составе 22 человек: 12 девочек, 10мальчиков. Возраст 9-10 лет. Дети увлекающиеся, с хорошими способностями к творчеству и искусству.

Класс хорошо оснащен: доска, проектор, стационарный компьютер.

На каждого ребенка приготовлены заранее клеенки на парту, салфетки для рук, ножницы. Каждый обучающийся к занятию приготовил: набор ваты, набор цветного картона, набор цветной бумаги, клей карандаш, клей ПВА, кисточка, простой карандаш, линейка, фломастеры, лоскутки яркой ткани.

Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

В ходе проведения занятия была использована групповая модель деятельности. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, словесные поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (фото и картинки оберегов, образцы поделок, презентация, образец готовой работы);

3. Практический (изготовление домовенка);

и приемы: пояснения, показ, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям. Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей, задачам занятия.

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

В  начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей интереса, внутренней потребности включения в деятельность, детям было предложено рассмотреть картинки и фото предметов и объединить их по общему признаку. Данный прием соответствует  возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Изготовить оберег, охраняющий от злых духов, приносящий счастье и достаток в дом).  «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен  демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Старалась  вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-групповая;

-индивидуальная.

В ходе занятия старалась сохранить у детей интерес и осознанное отношение к выполняемой деятельности.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие»,  которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Для развития познавательного интереса и познавательной активности  на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и творческой деятельности. Поощряла и поддерживала детей в выдвижении разных гипотез, нахождении и применении различных вариантов решения задач и проблем. Использовала задания творческого характера.

Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В практическом этапе занятия  использовала изготовление оберега, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия выставкой готовых работ и словесным поощрением. 

Считаю, что поставленные в  занятии задачи были выполнены. Занятие  своей цели достигло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Фото и картинки оберегов.

 

Презентация к занятию.

 

 

 

Фото готовых работ

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа» по технологии в творческом объединении «Народные мастера» 2-х классов

План-конспект занятия «Обряды и традиции русского народа» по технологии в творческом объединении «Народные мастера» 2-х классов

Тема занятия : Оберег – традиционная народная игрушка

Тема занятия : Оберег – традиционная народная игрушка

Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования

Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку, их внешний вид, исправность оборудования

Многорукая кукла из соломы или лыка всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и оберегала их труд

Многорукая кукла из соломы или лыка всегда находилась в комнате, где работали русские мастерицы и оберегала их труд

Густые брови, усы и борода изготавливаются из ваты

Густые брови, усы и борода изготавливаются из ваты

Самоанализ занятия. Занятие проводилось в классе со сборной группой третьих классов, в составе 22 человек: 12 девочек, 10мальчиков

Самоанализ занятия. Занятие проводилось в классе со сборной группой третьих классов, в составе 22 человек: 12 девочек, 10мальчиков

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно

Приложение 1 Фото и картинки оберегов

Приложение 1 Фото и картинки оберегов

Фото готовых работ

Фото готовых работ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2020