План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по окружающему миру для детей старшей группы
Тема: «Насекомые, кто такие?»
Цель: Расширить представления детей о насекомых.
Задачи:
1. Познакомить детей с миром насекомых.
2. Развивать обобщенные представления детей о насекомых, как живых существах, живущих на земле.
3. Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое и бережно относиться к классу насекомых.
Материалы и оборудование: картинки с насекомыми, мяч.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций насекомых; чтение художественной литературы К.Чуковского «Муха-цокотуха»;
просмотр мультфильма К.Чуковского «Муха-цокотуха»;
Ход занятия:
Организационный момент. Здравствуйте ребята! сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Но для начала давайте с вами познакомимся, меня зовут Елена Николаевна. Игра с мячом (знакомство). Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? А мы с вами отправимся в путешествие на поезде. Вот мы и на полянке. Ребята, кого мы с вами можем встретить на полянке?
- Зверей
Но звери боятся человека.
- Птиц
Птицы тоже разлетятся, если увидят столько детей.
Ребята, есть такие жители, которые не испугаются нас, будут сидеть рядом.
Попробуйте отгадать загадки, и вы поймете, о каких жителях мы поведем с вами разговор.
1. У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее… (стрекоза).
2. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее… (пчела).
3. Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (комар).
4. Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (кузнечик).
5. Он работник настоящий.
Очень, очень работящий.
Под сосной, в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
6. Она ярка и красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
7. Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки-
Черненькие точки. (божья коровка).
Муравей, бабочка, кузнечик, божья коровка, комар, муха, пчела- кто скажет, кто это?
- Ребята, а только ли на земле обитают насекомые?
- Как передвигаются насекомые?
- Чем они питаются?
- Куда бы мы не пошли: в сад, лес, на речку, всюду нас окружают насекомые.
В траве ползают жучки, над красивыми цветами вьются бабочки и пчелы; стрекочет кузнечик, на воде стайкой носятся жуки плавунцы, лапками как веслами гребут, всюду, куда не посмотришь, живут насекомые.
Взять хотя бы муравья, такой крошка, его не заметишь сразу, а в большом муравейнике их очень много.
- Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? – Самый сильный муравей, по сравнению со слоном настоящий силач, он переносит тяжести в десять раз больше своего веса.
Если приглядеться к растениям, то увидите на каждой травинке, цветочке сидят мухи, комары, пчелы, шмели.
Не только своим количеством замечательны насекомые, но и разнообразием. Посмотрите, как они не похожи друг на друга, и каждый по-своему красив.
- Кузнечик задние ноги у него очень длинные и нескладные и кажется, что даже мешают ему ходить, но вот если кузнечику почудилась какая-то
Опасность, он осторожно подгибает их под себя и вдруг как пружинка- скачок,- и он уже далеко. Попробуй догони прыгуна.
А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, а во рту острые зазубренные челюсти.
У пчел на ногах целый набор инструментов: здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и щеточки для чистки глаз от этой же пыльцы.
- Ребята, посмотрите какие изящные бабочки, они покрыты нежным мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног.
Рот у бабочки- это длинный тонкий хоботок, обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается на дно цветка.
- Ребята, какие враги есть у насекомых?
- Птицы, и все? - да человек, который хочет поймать бабочку, чтобы поближе рассмотреть, а трогать ее ни в коем случае нельзя. Ведь у нее очень нежная кожица.
Все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь ребята их не обижать, а охранять и беречь.
Ребята, давайте поиграем: игра называется «Кто ты?»
Дети встают в круг.
Я красивая бабочка, а ты кто?
(Я зеленый кузнечик, я стрекоза вертолетик, я муравей силач, я пчела труженица, я нарядная божья коровка и т.д.).
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дети выбирают себе конверты с карточками, из которых необходимо выбрать лишнюю карточку, объяснить свой выбор, почему?
- Заяц, еж, лиса, шмель.
- Ворона, паук, скворец, сорока.
- Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
- Кузнечик, воробей, божья коровка, майский жук.
Итог занятия: Ребята, о ком мы сегодня с вами беседовали? Какие правила по отношению к насекомым мы должны соблюдать?
- Я надеюсь, что вы будете добрыми и внимательными к насекомым и не будете их обижать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.