План-конспект занятия в подготовительной группе "Деревья и кустарники (хвойные и лиственные)

  • docx
  • 09.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план конспект занятия в подготовительной группе Деревья и кустарники (хвойные и лиственные)»..docx

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

Тема: «Деревья и кустарники»

 

 

 

 

 

Тема: Деревья и кустарники.

Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.

Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые деревья, хвойные деревья. Учить различать деревья и кустарники.

Развивать связную речь. Работать над грамматическим строем речи, дикцией. Развивать память, внимание. Продолжать развивать сенсорные способности.

 

Материалы и оборудование: зеркало; картинки с изображением деревьев: береза, липа, дуб, клен, ель, сосна, яблоня, слива, груша, жасмин, сирень, шиповник, красная смородина, малина, черная смородина; Д/игра «С какого дерева лист?»; Д/игра «Осенний букет», цветные карандаши.

 

Ход занятия.

 

  1. Организационный момент. Приветствие.

Цель: формировать положительное отношение к занятию.

 

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утором, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают.

Ручки хлопают.

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

 

  1. Дыхательная гимнастика.

Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.

  1.  
    1. «Дерево»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).

2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.

 

2.2. «Береза»

И.п.: ноги врозь, руки опущены.

1 – поднять руки через стороны вверх, подняться на носках (вдох).

2 – руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох).

Повторить 2-3 раза.

 

2.3.«Эхо в лесу»

И.п.: о.с.

1 – сложить руки рупором у рта (вдох).

2 – на выдохе громко произносить: «А-а-а-у-у-у!».

3 - сложить руки рупором у рта (вдох).

4 - на выдохе тихо произносить: «А-а-а-у-у-у!».

Повторить 2-3 раза.

 

2.4.«Звуки леса»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

2 - на выдохе произносить несколько раз: «Ку-ку».

3 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

4 - на выдохе произносить несколько раз: «Тук-тук-тук».

5 - вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны.

6 - на выдохе произносить несколько раз: «Стрр - стрр».

Повторить 2-3 раза.

 

3.Артикуляционная гимнастика.

 

4.Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук.

«Деревья»

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

Соединяют локти – «ствол»,

Раскрывают ладони – «крона»

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

«Фонарики» с движением сверху вниз.

Как во полюшке былинка

Тонкая растет осинка.

Показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак.

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы.

Липа цветом зацвела,

Собирают пальцы в щепотку – «бутон».

Пчелок в гости позвала.

Делают круговые вращения ука- зательным пальцем – «пчелы летят».

 

Ель иголки распушила

Опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы.

И грибочки все закрыла.

Показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка.

Шелестят листвой деревья,

Трут ладони друг о друга – «шуршат».

Словно разговор ведут,

Стряхивают ладони

Руки – ветви распустили

Птичек в гости к себе ждут.

Сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц.

 

 

Развитие речи.

 

5.Отгадай загадку.

Цель: Развитие внимания, логического мышления. Обогащение словаря.

 

Детям предлагается отгадать загадку и найти картинку-отгадку.

  • Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки.

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

 

  • Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет –

Желуди на нем!

(Дуб)

  • Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год

(Ель)

 

  • Куст с шипами, куст колючий.

Но совсем, совсем не злючий!

Розой он цветет прелестной,

Ягод нет его полезней!

(Шиповник)

 

  • Черных ягод пышный куст –

Хороши они на вкус!

(Черная смородина)

 

  • Листья плотные, да лаковые.

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай,

Созрела значит…

(Груша)

 

  • Так бывает каждый год:

Весною ранней он цветет,

И будто солнышка привет,

Его душистый нежный цвет.

Ароматен он, пригож,

И на солнышко похож.

Привлекает пчел и ос

Мой любимый…

(Абрикос)

 

  • Стоит чудо-дерево,

На дереве – мячики:

Летом – зеленые,

Осенью – румяные.

(Яблоня)

 

  • В шубе летом,

А зимой – раздеты.

(Деревья)

 

  • Рассмотреть картинки с изображением деревьев и кустарников.
  • Объяснить, что деревья бывают лиственные, хвойные, садовые. Отметить: строение деревьев (корень, ствол, ветви, листья, плоды (у лиственных), хвоя (у хвойных).
  • Рассмотреть картинки с изображением кустарников. Отметить, что кустарники бывают садовые и декоративные. Объяснить их отличия. Отметить: строение кустарников (корень, ветки, листья, плоды).
  • Словарная работа: объяснить почему березу называют белоствольной, а иву – плакучей.
  • Сравнить деревья и кустарники. Отметить их отличия.
  • Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям и стволу определять название дерева.
  • Обратить внимание, что осенью листья деревьев разноцветные, а поздней осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
  •  

 

  1.  
    1. Упражнение «Назови ласково».

Цель: Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 

Береза – березка, березонька.

Дуб – будок, дубочек.

Осина – осинка.

Рябина – рябинка, рябинушка.

Ель – елочка.

Яблоня – яблонька.

И т.д.

 

  1.  
    1. Упражнение «Один-много».

Цель: Употребление существительных множественного числа в родительном падеже (с использованием наглядного материала).

 

Одна береза – много берез.

Один дуб – много дубов.

И т.д.

 

  1.  
    1. Д/игра «С какого дерева лист?»

Цель: Закрепить умение определять, с какого дерева лист. Развивать внимание, умение находить нужную картинку. Развивать речь (образование относительных прилагательных).

 

Ребенку предлагаются картинки с изображением деревьев и отдельные картинки с изображением листочков с этих деревьев. Ребенок должен определить, с какого дерева лист, назвать его и лист.

 

Например:

Это береза. Лист берзовый.

И т.д.

 

  1.  
    1. Упражнение «Подскажи словечко».

Цель: Употребление предлогов.

 

Педагог читает текст, показывает картинку. При чтении текста, на месте пропуска делается пауза. Ребенок должен вставить слово.

 

Белочка сидела … (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась … (с) дерева. Орешек лежал … (под) листочком. Белочка схватила орешек и спряталась … (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что … (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошкли ближе … (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла … (на) дерево. Она спряталась … (в) дупле.

 

 

  1.  
    1. Упражнение «Скажи наоборот».

Цель: Упражнять в подборке антонимов.

 

У сосны иглы длинные, а у ели - …

У клена листья большие, а у березы - …

У березы ствол светлый, а у клена - …

У буда ствол толстый, а у березы - …

Дерево высокое, а куст - …

И т.д.

 

  1.  
    1. Упражнение «Расскажи о дереве».

Цель: Учить составлять рассказ о дереве с использованием схемы. Развивать связную речь. Пополнять словарный запас.

 

  1. Динамическая пауза.

Цель: Снятие статического напряжения. Развитие крупной моторики.

 

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна, к небу тянется она.

 

Стоя на одной ноге, подтянуться – руки вверх. То же самое на другой ноге.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Наклоны корпуса вперед-назад.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

 

Рывки руками перед грудью.

Ветки гнутся взад-вперед,

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять.

Приседания.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Дети идут на места.

 

  1. Развитие мыслительных процессов.
    1. Упражнение «Реши задачу».

Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления.

Ствол дуба толще, чем ствол осины.

А ствол осины толще, чем ствол березы.

Что толще: ствол дуба или ствол березы?

 

  1.  
    1. Упражнение «Найди все листочки».

Цель: Развитие внимания, умения различать и называть листья деревьев.

  1.  
    1. Упражнение «Лабиринт».

Цель: Развивать внимание, мелкую моторику.

Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзину листья.

Сначала проведи по каждой дорожке пальчиком, потом обведи дорожки цветными карандашами. Назови, кто какой лист нашел? (Белочка нашла зеленый дубовый лист). И т.д.

 

  1.  
    1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: Развивать внимание, логическое мышление, умение обосновывать свой выбор.

  1. Продуктивная деятельность.

8.1. Рисование ладошками «Осеннее дерево» (коллективное).

Цель: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Прививать интерес к творчеству, самостоятельности.

  1. Итог занятия.

Вопросы:

О чем мы сегодня беседовали?

Что нового ты узнал сегодня на занятии?

Что тебе понравилось на занятии? Почему?

 

  1. Домашнее задание.

Задание по теме занятия.