План-конспектт урока химии по теме: "Электролитическая диссоциация"

  • doc
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала электролитическая диссоциация.doc

 

 

Проект урока по предмету

Предмет: химия

Уровень образования: основное общее образование

Тема: «Электролитическая диссоциация»

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала

Форма проведения урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Время проведения: второе полугодие

Участники: учащиеся 8 класса

Цель: сформировать первоначальные понятия об электролитической диссоциации, о ее механизме для веществ с различным типом связи, об электролитах и неэлектролитах.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

 

Познавательные УУД:

 Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

постановка вопросов, разрешение конфликта,умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 

Регулятивные УУД: 

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Личностные УУД:

·        Проявлять эмоционально – ценностное отношение к учебной проблеме.

·        Проявлять творческое отношение к учебному процессу.

 

Основные понятия: электролиты и неэлектролиты; электролитическая диссоциация; степень электролитической диссоциации; сильные и слабые электролиты

Межпредметные связи: физика

Ресурсы

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

 

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

 

Организационный момент

Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество

 

Деление класса на группы и по вариантам

Раздает технологическую карту ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настраиваются на работу.

 

 

 

Сотрудничество с учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Работа по вариантам

  1. Определить тип химической связи в Н2О, NaCl, С12Н22О11.  Дать определении ионной связи.
  2. Определить тип химической связи в Na ОН, С6Н12О6, НCl. Дать определение ковалентной связи.

 

 

 

 

 

Заполняют 2-ю колонку таблицы 1.

 

 

 

 

 

 

Г

 

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Чтобы обозначить круг вопросов нашего урока, сформулировать тему и цель урока

- предлагаю провести химический эксперимент, испытать вещества на электропроводность

 

 

 

Демонстрация опытов:

Опыт 1. Испытание на электропроводность дистиллированной воды

Опыт 2.  Испытание на электропроводность кристаллов и раствора хлорида натрия

Опыт 3.  Испытание на электропроводность кристаллов и раствора гидроксида натрия

Опыт 4.  Испытание на электропроводность кристаллов и раствора сахарозы

Опыт 5.  Испытание на электропроводность  раствора глюкозы

Опыт 6.  Испытание на электропроводность  раствора соляной кислоты

 

Предлагаю сделать вывод, на какие две группы можно разделить вещества по их способности в растворах проводить электрический ток?

Подчеркиваю, что таким образом из класса электролитов сразу исключаются нерастворимые вещества

 

Сл-1

 

 

 

 

 

Чтобы заполнить 4-ю графу в таблице каких нам знаний не хватает.

Какая перед нами стоит проблема?

 

 

А что такое электрический ток?

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю сформулировать гипотезу

 

 

 

 

 

 

 

А какие заряженные частицы вы знаете?

 

Предлагаю обратиться к таблице 1 и ответить на вопрос, какие заряженные частицы, электроны или ионы, находятся в свободном состоянии в растворе хлорида натрия?

Почему так решили?

 

 

 

 

 

Значит гипотеза верна  -   в растворах электролитов содержатся свободные заряженные частицы – это ионы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Что же происходит при растворении электролитов?

 

Сл-3

 

 

О каком же процессе мы будем говорить сегодня на уроке?

 

 

Возникает новая проблема. Попробуйте ее сформулировать

 

Почему растворы солей и оснований проводят электрический ток, кристаллы  нет?

 

Предлагаю высказать гипотезу.

 

 

Предлагаю посмотреть видеоролик.

 

 

 

 

Объясняю, как отражаются эти процессы с помощью уравнения

 

 

Демонстрирую опыт

«Испытание на электропроводность концентрированной и разбавленной уксусной кислоты»

Предлагаю ответить на вопросы:

- что показывает степень диссоциации;

- в чем она выражается;

- по степени электролитической диссоциации на какие группы разделяют электролиты.

Сл-5,6

 

 

Выполнение задания 1

Выполнение задания 2

Один учащийся у доки составляет уравнение диссоциации нитрата калия, азотной кислоты, гидроксида лития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие проблемы были решены на уроки?

Где мы встречаемся с этим процессом?

 

 

 

§ 35, упр.1-5

Подготовить сообщения о В.А. Кистяковском, И.А. Каблукове, С.Аррениусе

 

 

 

Наблюдают. Реэультаты записывают в 3-ю колонку таблицы «Электропроводность веществ и их растворов»

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод: по способности в растворах проводить электрический ток вещества делятся на две группы

 

Работают с учебником с.193-194. Дают определение – электролиты и неэлектролиты. Работают с таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде» Начинают заполнять схему 1.

 

 

Почему растворы электролитов проводят электрический ток?

 

 

 

 

 

 

 

Дают определение.

Эл. ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.

 

 

Формулируют гипотезу – в растворах электролитов содержатся свободные заряженные частицы

 

 

Дают ответ – электроны, ионы.

 

 

Дают ответ – ионы

 

Дают ответ – потому что в соли ионная химическая связь (соль состоит из ионов)

Завершают работу со схемой 1.

 

 

Дают ответ – распадаются на ионы.

Работают с учебником с.194

 

Формулируют и записывают тему урока

 

Высказывают гипотезу – на ионную связь оказывают влияние молекулы воды.

Просматривают видеоролик

Работают с таблицей 1., заполняют колонку «объяснение»

 

 

 

 

 

 

Наблюдают. Изучают текст учебника с.197-198. Отвечают на вопросы, составляют схему 2

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов).

 

 

 

 

 

Общеобразовательные УД (извлечение необходимого материала из текста).

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в сборе информации)

Логические: построение логических рассуждений и доказательств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические УУД (выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений).

 Регулятивные: целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические УУД (выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений).

 Регулятивные: целеполагание

 

 

 

 

 

 

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные ,рефлексия способов и условий действия.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

домашнее задание