План методического семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»
Оценка 5

План методического семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»

Оценка 5
docx
26.01.2023
План методического семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»
план семинара для учителей.docx

 План методического семинара для учителей

«Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы»

1.     Психолого-педагогические основы программы НДО «Самопознание».

2.     Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».

3.     Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.

 

Цель: освоение и последующее активное применение технологии моделирования интегрированных занятий в дошкольном и начальном образовательном учреждении. 

Задачи:

1. Раскрыть понятие «интеграция»

2. Помочь практически освоить технологию моделирования интегрированных занятий.

3. Упражнять педагогов в выборе и поиске наиболее эффективных моделей – схем интегрированных занятий.

4. Вовлечение воспитателей и учителей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.

5. Упражнять педагогов в умении анализировать интегрированное занятие.

 

План семинара.

1.     Интеграция нравственно – духовного образования в целостный педагогический процесс школы.

2.     Требования к интегрированным занятиям.

3.     Цели и задачи интегрированных занятий.

4.     Особенности организации интегрированных занятий

5.     Структура интегрированного занятия.

6.     Домашнее задание (анкетирование)

7.     Заключительная минута семинара.



 

 

 

 

 

1. Актуальность темы

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

2. Интеграция предметов в начальной школе

2.1. Суть интеграции

Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.

В законе РК "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

·         во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

·         во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Методической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий. Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Например, группа понятий «зима», «мороз», «стужа», «вьюга» и т.д. рассматривается на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.

Таким образоминтеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

2.2. Уровни интеграции

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

·         внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

·         межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;

·         транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира. Интеграция этого уровня – внутрипредметная– она направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В начальной школе содержание может иметь разную структуру, где отдельные знания или их элементы «сцепляются» между собой различным образом.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).

Фактические межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке познания мира«Осень пришла» демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клена, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: В чем красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно-научных понятий.Например, на уроке познания мира  дети знакомятся с понятием «лиственные», «хвойные» деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках трудового обучения – в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

2.3. Формы интеграции

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).

Рис. 1. Пластообразная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.

Рис. 2. Спиралевидная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (рис. 3).

Рис. 3. Контрастная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.

Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока

Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (2-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.

Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.

3. Обобщение

Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:

·         в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

·         в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

·         в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;

·         в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

·         во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

 

 

 

 

 

 

Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении

Третье направление - интеграция внутри уже существующего предмета,

блокирование материала из разных разделов в единый курс. Это направление

ведёт к переструктурированию имеющего курса".

Проблема создания интегрированных курсов рассматривается З.П.

Шебалиной в статье "На пути обновления начальной школы. Нужны ли

интегрированные уроки?" Свою статью она посвящает вопросам: "1. Можно и

нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах - в начальной

школе? 2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения? 3. О

чем нельзя забывать при разработке новых курсов для начальной школы?".

Ю.И. Лик, А.А. Пинский, В.В. Усанов разобрали проблему

составления учебного плана, внесения изменений за счёт объединения

"мелких" предметов, на которые отвадится незначительное число часов.

«Интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством

совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования».

Так утверждают авторы статьи.

Теоретические вопросы интеграции рассматривались также

Е. Смирновой ("Властвуй, не разделяя". Учительская газета.

Март. 1997.), И. Коложвари и Л. Сечниковой (Как организовать

интегрированный урок? // Народное образование. - 1996. - Л» I. -

с. 87-89), Л.. Бахаревой (Интеграция учебных занятий в начальной школе на

краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991.

- № 8. - С. 48-51), В.И. Иванцовой (Реализация идеи интеграции науки в

систему базового образования. // Начальная школа. -

1993. - № 2. - С. 51-53), Г. Максимовым (К дискуссии об интеграции

школьных предметов. // Педагогика. - 1996. - № 6. - С.

II4-II5). Необходимо особо отметить работы таких авторов, как

И.Д. Зверев и В. Н. Максимова. Больший объём их работ посвящён

вопросу межпредметных связей, и на «основе этого они рассматривали и

вопросы интеграции, но уже позднее. Так, И.Л. Зверев опубликовал статью

"Интеграция и интегрированный предмет!)

Выводы по первой главе

Наряду с вопросами теоретическими, в разных источниках

публикуются методические разработки уроков. Даются уроки по

разным предметам, на разные темы. И этот процесс носит спонтанный

характер, т.е. нет определённой системы. Такие разработки уроков можно

встретить в журналах "Начальная школа",

"Русский язык е национальной школе", "Русский язык в башкирской школе",

"Русский язык в школе", в газетах "Начальная

школа", "Учительская газета", "Первое сентября" и в других.

Авторами разработок являются учителя школ.

Одной из проблем интеграции является отсутствие методической

системы, которая бы выдвинула те или иные требования, рамки,

соответствующие организации, структуре таких, уроков.

ГЛАВА II. ИНТЕГРАЦИЯ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

I. Об интеграции как методическом явлении

и её возможностях в начальном обучении

"На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике

нет методического значения слова интеграция. Зато хорошо известно, что

латинское слово ( integratio ) - восстановление, восполнение, (integrer) -

целый, принято к употреблению в двух значениях:

1) объединение в целом каких-либо частей, элементов;

2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных

хозяйств двух или более государств с однотипным общественным строем.

"Наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного

подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для

определения термина "интеграция" в методике, т.е. в науке о

закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами

определенного учебного предмета и их совокупностью.

Вот как характеризуют интеграцию как методическое явление авторы

статьи "Как организовать интегрированный урок?" И. Коложвари и Л.

Печникова: "...четвертый год, изучая возможности интегрированного урока,

мы убедились, что за этой методикой большое будущее.

Благодаря ей в сознании учеников формируется более активная и

всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на

практике, потому что знания легче обнаруживают свай прикладной характер, и

учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его

соотношение с другими науками.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным

потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного

курса зависят от многих условий. Поэтому прежде чем создавать новую

программу, педагогам и методистам необходимо учесть те обстоятельства,

которые помогут сделать вывод о необходимости и возможности интеграции".

Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности

учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и

познавательные интересы. Трудности, существующие в их учебной

деятельности, могут быть одной из причин использования метода интеграции.

Порой успешное изучение школьниками одного предмета зависит от наличия у

них определенных знаний и умений по другому. Например, умение списывать

грамотно и быстро текст в большей мере зависит от умения бегло и правильно

читать. Но даже если такое точное указание на возможное партнёрство

отсутствует, строго оценивая содержательный план своего предмета, учитель

может увидеть, что "изолированное" преподавание нередко ущербно и

недостаточно.

Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что

он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя

затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В

подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это так же есть

основание для интеграции.

В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков":

совпадающих тем, общих проблем и вопросов, нередко изучаются явления,

рассматриваются с разных позиций те же объекты. Всё это "заявка" на

интеграцию, хотя бы по отдельным темам.

Но всё же наиболее глубока основа объединения, когда учителя

выявляют в преподавании своих предметов такие поля взаимодействия, которые

сближают перспективные цели обучения. Чтобы воплотить замысел достичь

поставленной цели, требуется

разрабатывать соответствующую технологию обучения, учитывая организацию

деятельности учителя и ученика в условиях интегрированного урока, который

нередко вызывает споры и разногласия.

Вполне естественно, что в каждом классе есть группы

школьников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания.

Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком

быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие

воспринимают её только после длительных

разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько

уравнивает их шансы, так как каждый выбирает

свойственный - ему путь решения, хотя, конечно, остаётся проблема: как

вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсенала которых он

может выбрать подходящее для решения поставленной задачи. Препятствием

является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого

ученика свой, а организующий их деятельность учитель - один.

Особенностью интегрированного урока является то, что в

этом процессе могут участвовать два или три, а может и больше

педагогов. Проще или сложнее проводить такой интегрированный урок? Во

многом зависит это от учителей.

Но необходимо помнить, что урок - важнейшее звено всей работы.

Именно через неё реализуем все главные задачи интегрированного курса и

приходим в итоге к успеху или неудаче, если не сумели этого сделать.

Однако само понятие интегрированного урока остаётся весьма спорным.

Каковы же его признаки?

Во-первых, таковым можно считать урок, решающий конкретные

и перспективные задачи курса интегрированного, т.е. представляющего собой

новое сложное единство, лежащее в качественно иной плоскости, чем те два

или три предмета, на основе которых он спланирован. Поэтому ни присутствие

нескольких учителей, ни механическое объединение материала учебных

дисциплин не являются показателем уровня интегрированности. Уровень этот

определяется тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря

интегрированию.

В первую очередь это интенсификация познавательного интереса и

процесса выработки общеучебных умений и навыков? на основе решения одного и

того же вопроса интегрированного курса.

Урок учителя могут проводить вместе или отдельно, но результат

достигается только их совместными объединениями усилиями, Приведём

простейший пример: многочисленные новые учителя пятиклассников обычно

предъявляют им противоречивые требования к оформлению работы у тетрадях, и

малыши теряются, долго не могут сориентироваться, найти золотую середину.

В этом ярко проявляется один из недостатков многих школ:

работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики,

не действуют как единый коллектив.

В рамках же интегрированного урока, курса учителя могут

заранее определить, что считать важным, а что второстепенным,

чтобы научить своих учеников рационально оформлять свою работу , правильно

отроить устные ответы, привить им навыки самоконтроля и самооценки и т.п.

Уроки, основанные на подобном

взаимодействии учителей, так же относят к интегрированным, хотя материал,

изучаемый на них, может никак не перекликаться

между собой. Такие уроки Келожвари и Сеченикова относят к первому уровню.

"Самые распространенные бывают уроки второго и третьего

уровня интеграции. Под вторым уровнем мы разумеем объединение понятийно-

информационной сферы учебных предметов. Такие уроки могут проводиться в

целях наилучшего запоминания каких-либо фактов и сведений, сопутствующего

повторения, введения в тему дополнительного материала.

Третий уровень связан с задачами сравнительно - обобщающего

изучения материала и выражается в умении школьников сопоставлять и

противопоставлять явления и объекты. И здесь, как и в предыдущих случаях,

необходимо соблюдать основные условия: если урок ведёт один учитель, то

должен быть парный ему урок второго учителя-предметника, где анализируются

те же факты и проблемы. Очень полезны, поэтому взаимопосещения учителей,

чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия.

Наиболее глубоким представляется четвертый уровень интеграции,

когда школьники сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех

же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними,

применяют совместно выработанные учебные умения.

Вероятно, именно этот уровень следует признать высшим,

ведь цель интегрированного преподавания в том и заключается,

чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём.

И на этом этапе нужно контролировать процесс формирования "сопряжённого"

мышления, отмечать тот момент, когда оно стало внутренней - потребностью

ученика.

До сих пор мы говорили о принципах интегрирования. А какие могут

быть формы интегрированных уроков? Необходимо ещё раз отметить, что их

может вести и один учитель. Роль второго

тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков,

постановке целей, задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в

присутствии на уроках коллеги, чтобы и свои уроки построить в соответствии

с общими планами, с обязательными

ссылками на материал другого предмета, активизируя тем самым

в сознании школьников представления о взаимосвязи учебных дисциплин.

Посещать нужно, конечно, не только уроки объяснения,

но и закрепления и обобщения знаний, зачёты, защиту творческих

работ, если таковые проводятся.

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями

и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе

и нестандартные. Вот некоторые из них. На уроке обмена знаниями ребята

делятся по группам и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на

заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных

предметов. На уроках взаимопроверки идёт работа в группах и парах. Она

требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается

острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется,

чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и

хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может

качественно оценивать ответы.

Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут

решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо

продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок

может иметь высокую эффективность и значимость.

Урок - издание газеты или научного альманаха. Для него

группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового

характера по определённым темам. Результаты работы и составляют содержание

предполагаемого альманаха или газеты. Эти занятия значительно выигрывают,

если по интегрированному раннему курсу обучают несколько классов.

Контрольные работы по курсу могут проходить или как защита

творческой работы, или как зачёт. Интересны зачёты не только

экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по теме, решение

задач проблемного характера, зачёт-конкурс или аукцион.

Всё вышеуказанное в большей мере можно отнести к среднему звену

школы. Однако направлением данной работы является изучение возможностей

интеграции в начальном звене. Так, как же обстоят дела с проблемой

интегрированных уроков в начальных классах? Данная проблема в начальной

школе имеет свои

трудности, но в то же время есть факторы, облегчающие её решение, по

сравнению со средней школой. С одной стороны, в начальной школе мало

учебных предметов. Что интегрировать? Как? С

другой стороны, учителю начальных классов легче перейти к интегрированным

урокам, так как он один преподаёт все предметы.

За исключением, может быть, таких, как музыка, рисование, физкультура.

История методики обучения русскому языку в начальной школе

свидетельствует, что интеграция как процесс приспособления

и объединения определённых элементов или частей разных видов

учебной деятельности в единое целое - совсем не новое методическое явление.

Как известно, созданный К.Д. Ушинским средством интеграции письма и

чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей

используется и поныне.

В методике начального обучения русскому языку есть и условно

отрицательный факт интеграции - это комплекс программ

двадцатых годов. Причины неудачи, которую потерпели эти программы, легко

объяснимы, если их рассматривать с точки зрения

уровней и возможностей интеграции учебных предметов в начальном обучении.

А идея интеграции в них просматривалась явно. Налицо единство цели:

интегрируя предметы в комплексы, авторы мечтали создать личность

раскрепощённую, творческую. Комплексы, по замыслу авторов программ, и

были теми частями или элементами, совокупность которых должна была сделать

учение интересным, связанным с жизнью, побуждающим и питающим творческую

инициативу детей. Таким образом, казалось бы, учтено было всё. Неучтённым

оказалось лишь то, что широкая междисциплинарная модель интеграции в

начальных классах продуктивна лишь в том случае, если она строится на

элементарных, но прочных умениях и навыках, имеющихся у детей, т.е.

интеграция предметов уже предполагает у учащихся наличие такой базы.

Таким образом, чем младше ученик, чем он меньше умеет, и

знает, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов.

Однако иной поворот приобретает факт интеграции курса

обучения грамоте и основ читательской самостоятельности. Этот

вид деятельности сразу же являлся, ведущим средством обучения.

Ввиду этого интеграция здесь неоспорима. В данном случае без

неё просто не обойтись, если всерьёз говорить об учении как

становлении личности, её саморазвития и самовоспитания.

Конечно, в начальном обучении интегрируются и другие

предметы, но всё-таки нормой для начальных классов являются

элементы интегрирования в учебных предметах, а не интегрированные курсы.

Ведь интеграция - это не смена деятельности и не простое

перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в

другой. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в

методике использованием внутри - и межпредметных связей в обучении, что

конечно же является проявлением тенденций, предпосылок к будущей

интеграции, более глубоко осуществляемой в старшем звене.

В практике начального обучения необходимо использовать,

развивать и внедрять внутри - и межпредметные связи, как "зону

ближайшего развития" для дальнейшего использования интеграции учебных

предметов.

Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать

знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень,

В начальных классах она носит свои особенности и носит

коллективный характер, т.е. "немного обо всём".

Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на

раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По

Страницы: 123, 4, 567

 

 

Доклад на тему «Интеграция образовательного пространства и творческая активность учащихся»

Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной области.

Интеграция нужна и возможна в начальной школе. Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков. Во-вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщённо, если их этому учить.

Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе надо достаточно осторожно, со знанием основ, составляющих начальное звено. Полезно при этом вспомнить высказывание Я.А.Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. Школа, по мысли Я.А.Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, эксперементирование.

Основная задача интеграции заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний, умений и развития учащихся путём более глубокого проникновения в объективные существующие закономерные связи природы и общества. С учётом возрастных особенностей младших школьников, при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Введение интеграционной системы может в большей степени способствовать воспитанию широкоэрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и традиционно подходить к решению проблем. Главное – чтобы интегрированные уроки имели общую тему, цель, и задачи.

Какие уроки наиболее приемлемы для интеграции? Прежде всего в основу ложится близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Необходимо, чтобы урок выглядел как единое целое, как мастерская одного цвета, а не был похож на одеяло, сшитое из лоскутков.

Интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии.

В начальных классах очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.

Всё начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве, в частности в школе.

«Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, через неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка», - писал В.Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания.

Чтобы добиться желаемого результата, в своей работе также использую нетрадиционные формы обучения. К ним отношу интегрированные уроки.

Идея интеграции обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своём месте в них, позволяет учителю расширить границы предметности, указывать ученику путь поиска решения проблем. Интегрированные уроки формируют у учащихся эстетические, нравственные аспекты мышления.

В журнале «Начальная школа» стали появляться материалы об интегрированных уроках и даже конспекты некоторых из них (в частности, нестандартных уроков).

Меня заинтересовала данная проблема. Сразу возникла мысль: смогу ли сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные, объёмные, требуют определённой подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно и нужно интегрировать.

Каким бы ни был интегрированный урок (урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, урок-спектакль, урок-викторина…), ведущим приёмом остаётся ситуация игры и поиска.

Сначала в свои уроки включала элементы интеграции. Затем решила проводить интегрированные уроки. Один из таких уроков - урок по теме «Волшебница зима» построен как обобщающий, объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка». Урок получился, детям понравилось.

Практикой доказано, что чтение наиболее благоприятный предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Потом на основе этого готовили с детьми и проводили аналогичные интегрированные уроки, тоже как обобщающие, по темам «Весна» и «Осень». Уроки объединяли те же предметы. Но в эти уроки были включены моменты инсценировки : некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки.

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времён года в сравнении) были написаны для каждого ученика и ранее на уроках чтения не изучались.

Дети на новых незнакомых текстах «видели» изменения в природе, отмечали особенности времён года, находили образные выражения и сравнения, записывали их, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый. Учащиеся также сами озаглавливали данные тексты.

Это способствовало работе над техникой чтения и выразительностью, вызывало наибольший интерес у детей к литературным произведениям. В конце урока они рисовали устные картины к тому, что представили, слушая музыку.

В таких уроках участвуют все дети. Уроки – спектакли для них интересны, необычны, познавательны.

Включаемые в интегрированные уроки стихотворные и прозаические тексты, репродукции картин, фотографии растений, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями к изучаемым сведениям. Учитель должен показать каждому из учеников, что не только он, ребёнок, восхищается красками, звуками природы, но и многие поколения людей до него испытывали такой же благоговейный восторг, и точно такие же чувства испытывает в настоящий момент и учитель, и одноклассники.

Проводила со своими учащимися уроки - сказки (математика-чтение-изобразительное искусство), на которых ребята выручали из беды сказочных героев, помогали им в трудностях. В дальнейшем, встав перед нравственным выбором в жизни, учащиеся смогут откликнуться на чужую беду, прийти на помощь людям.

Что говорить, ведь урок русского языка не является любимым у детей как в начальных классах, так и в среднем звене школы. Поэтому уроки русского языка можно проводить в форме «уроков – путешествий», имеющих сказочную основу. Такая форма позволяет:

-оживить теоретический материал урока, представить его в контексте реальной жизни;

-органически связать основной теоретический материал(правописание безударных гласных в корне слова) с теоретическим материалом из других областей знания – математики, ознакомления с окружающим миром, т.е.представить в интегрированной, взаимосвязанной форме;

-подключить богатую фантазию учащихся, их эмоциональную сферу к процессу познания;

-провести реальную социально-нравственную проблематику – преодоление трудностей, нравственный выбор, социальные и нравственные оценки поступков как сказочных персонажей, так и своих собственных.

Таким образом, используя комплексный подход и элемент интеграции, можно добиться эффективной реализации поставленных учебно-воспитательных задач.

Ведь не все дети хотят и умеют высказывать вслух свои мысли, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку. Также нетрадиционные приёмы можно использовать в развитии устной речи, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» - и одновременно служили бы этой цели. Равнодушных к таким упражнениям не бывает. Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащать их словарный запас, учат размышлять.

Задания, которые получают дети на интегрированных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляющее, постоянно развивает их речь.

Любят ребята и уроки конкурсы, которые проводятся в природе. Интегрированный урок –конкурс (трудовое обучение и природоведение) на лучшую композицию из природных материалов (листьев, плодов, мха, семян, веток и др.) проводится во время экскурсий. Сколько фантазии можно проявить на этом конкурсе.

За время своей работы в 3-4 классах проводила уроки-конференции (обобщающий урок по разделу «Природа родного края»).Программа этих уроков включает литературные композиции, рассказы о растениях и животных, выставки детских рисунков, экологические игры и др. Такая форма урока позволяет не только расширить и углубить знания детей о природе родного края, но и повысить их познавательную активность.

В 1 классе очень трудны уроки обучения грамоте и письму, так как дети быстро утомляются. Работу по «Русской азбуке» В.Г.Горецкого можно организовывать в форме интегрированных уроков, на которых обучение чтению переплетаются с обучением письму. В то же время уроки представляют собой единое и неразрывное целое. Такое соединение возможно и потому, что цели и задачи уроков чтения и письма очень близки:

на одном развиваем грамотную устную речь, на другом – грамотную письменную речь.

Какими должны быть сценарии, оформление интегрированных уроков?

Репетировать такие уроки не надо. Но работать индивидуально с каждым учеником или с группами нужно, чтобы дети знали, каким задуман урок.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:

- в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;

- в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

- в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;

- в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;

- во включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления интеллектуальных способностей.

Уроки интегрированной формы приносят пользу только тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме. Интегрированные уроки повышают творческую активность учащихся, а значит, способствуют совершенствованию учебного процесса. И детям очень нравятся такие уроки.

Учителю, сколько бы многоопытным он ни был, всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интер


 

Скачано с www.znanio.ru

План методического семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы» 1

План методического семинара для учителей «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса школы» 1

Актуальность темы Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим…

Актуальность темы Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим…

Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности

Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира

Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового закона, уточнения картины мира

Формы интеграции Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)

Формы интеграции Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)

Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения

Одной из проблем интеграции является отсутствие методической системы, которая бы выдвинула те или иные требования, рамки, соответствующие организации, структуре таких, уроков

Одной из проблем интеграции является отсутствие методической системы, которая бы выдвинула те или иные требования, рамки, соответствующие организации, структуре таких, уроков

Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель - один

Препятствием является и ограниченное время урока, и то, что момент финиша у каждого ученика свой, а организующий их деятельность учитель - один

Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей, задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроках коллеги,…

Роль второго тогда будет состоять в совместной разработке системы уроков, постановке целей, задач, в подготовке занятий, отборе материала, а также в присутствии на уроках коллеги,…

Таким образом, чем младше ученик, чем он меньше умеет, и знает, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов

Таким образом, чем младше ученик, чем он меньше умеет, и знает, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов

Школа, по мысли Я.А.Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, эксперементирование

Школа, по мысли Я.А.Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, эксперементирование

Всё начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны

Всё начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны

Один из таких уроков - урок по теме «Волшебница зима» построен как обобщающий, объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка»

Один из таких уроков - урок по теме «Волшебница зима» построен как обобщающий, объединял такие предметы, как «Чтение», «Русский язык», «Музыка»

Проводила со своими учащимися уроки - сказки (математика-чтение-изобразительное искусство), на которых ребята выручали из беды сказочных героев, помогали им в трудностях

Проводила со своими учащимися уроки - сказки (математика-чтение-изобразительное искусство), на которых ребята выручали из беды сказочных героев, помогали им в трудностях

Задания, которые получают дети на интегрированных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляющее, постоянно развивает их речь

Задания, которые получают дети на интегрированных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действующей на них вдохновляющее, постоянно развивает их речь

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023